По следам Михаила Васильевича Фрунзе

Этими тропами прошел будущий председатель Реввоенсовета СССР

В старом шкафу «Горного клуба» стоят ряды переплетенных в картонные обложки отчетов о давно прошедших экспедициях. Это настоящий «остров сокровищ», хранилище данных о чемпионатах СССР и РК по альпинизму. В поисках документов о наиболее выдающихся восхождениях автор обнаружила среди многочисленных папок отчет о туристско-исследовательском походе по маршруту путешествия М.В. Фрунзе по Тянь-Шаню летом 1903 года.

Этими тропами прошел будущий председатель Реввоенсовета СССР

Михаил Васильевич Фрунзе — профессиональный революционер, военачальник Красной армии во время Гражданской войны, председатель Революционно-Военного совета СССР, народный комиссар по военным и морским делам СССР, член Совета труда и обороны СССР, известный военный теоретик. Он родился в 1885 году в Пишпеке (Бишкек), с революционными идеями познакомился в кружке самообразования в гимназии города Верного.

Экспедиция за растениями

На титульном листе отчета написано: «Республиканский клуб альпинистов и туристов Союза спортивных обществ и организаций Казахской ССР. Классифицирован (поход) как 3-й категории трудности. Протокол No 1 от 20 декабря 1960 года». Подписано М. Грудзинским. Михаил Эдуардович Грудзинский родился в 1914 году в Полтаве. Тренер Украинской школы инструкторов альпинизма, был тяжело ранен на фронте. В 1943-м приехал в Алма-Ату и вместе с М.Т. Погребецким создавал Всесоюзную школу инструкторов горнострелковой подготовки на Горельнике.

В главе «Историческая и географическая справка» сказано: «В одной старой книге о Джетысу имеется следующая запись: «Группа гимназистов 8-го класса Верненской гимназии, а именно Поярков, Фрунзе и Аранович с целью сбора зоологических и ботанических коллекций совершила большую поездку по области, пройдя из Верного на Б. Кабинь, Курумды, Пржевальск, Аксу, Джетыогуз, Тоссор, Нарын, Соикуль, Джумгал, Кабактау, Сусамыр, Кочорку и Больше-алматинским перевалом обратно в Алма-Ату. Собранная большая ботаническая коллекция (около 800 видов растений) поступила в ботанический сад».

Еще в первой половине 19 века Тянь-Шань был белым пятном на географических картах. «Наука знала о нем не больше, чем о горах Луны, — сказано в отчете. — Усилиями многих ученых и путешественников (А.А. Семенова, Ч.Ч. Валиханова, Н.А. Северцева, И.В. Мушкетова и др.) за сравнительно короткий срок было завершено общее географическое обследование загадочных Небесных гор. Начало 20 века ознаменовалось новым наступлением на Тянь-Шань, расширением научно-исследовательских работ и их специализацией». В 1903 году горы изучали ботаник В.И. Липский, географ А.О. Берг, гляциолог С.Е. Дмитриев. Активное участие в изучении принимали врачи, учителя и учащиеся, особенно проживающие в губернском городе Верном. «Нам, землякам бесстрашного революционера и прославленного полководца М.В. Фрунзе, дорого все, что связано с этим именем. Вот почему Казахский клуб туризма и альпинизма решил выяснить подробности его путешествия по Тянь-Шаню. Разрешением этого вопроса был занят старший инструктор клуба, член Географического общества СССР тов. Грудзинский».

Поиски подробностей начали в библиотеке и музее. Нашли прошение матери Фрунзе Мавры Ефимовны: «Сын мой Миша, ученик 8-го класса гимназии, в видах поправления здоровья и с целью собирания естественно-научных коллекций отправляется, с моего согласия, в Пржевальский уезд на летнее каникулярное время, посему прошу выдать ему отпускной билет».

Детские годы Фрунзе прошли в столице Киргизии, город долгие годы носил его имя. А маршрут забытого путешествия сообщили растения, собранные за 56 лет до этого, и ярлычки к ним. После кропотливой работы над карточками удалось восстановить путь экспедиции.

«По совету старшего инструктора клуба Грудзинского группа туристов Талгарского сельхозтехникума в составе пяти человек решила повторить маршрут путешествия с целью уточнения и исследования пути М.В. Фрунзе, сбора географических и исторических сведений, описания изменений, произошедших за годы советской власти, повышения спортивной квалификации».

Начало пути

Летом 1959 года группа отправилась на машине сельхозтехникума в сторону Каскелена и Узун-Агача. Далее прибыли в село Кастек, промокшие под дождем под дырявым тентом кузова, а сама машина увязала в каждой луже. Водитель отказался возвращаться назад по мокрой раскисшей дороге, и было принято решение продвигаться на колесах через Кастекский перевал. «Пошли в ход топоры, лопаты, ведра. Пришлось носить гравий из ручья и высыпать им две колеи для колес машины. Так, метр за метром, в течение 10 часов пробивались вперед, преодолев всего 1,5 километра». Наконец грунт стал твердым, и машина пошла своим ходом. Но радость была недолгой, и еще не раз приходилось толкать автомобиль по раскисшей глине.

Михайловка, Быстровка, Новороссийка, устье ущелья Торайгыр. Здесь познакомились с аксакалами, чьи предки издавна жили на этих землях. Айманбай Карсаев рассказал, что мальчишкой был проводником у «русских ребят». Вероятно, он вел группу, в которую входил Фрунзе.

Вышли к перевалу, начиналась буря. Одетые в старые штормовки, участники похода мерзли на колючем ветру, а снег под ногами становился все глубже. На ночь поставили одну палатку и спали в ней сидя. На спуске с перевала Торайгыр набрели на стоянку чабанов, в юрте парней отогрели и напоили чаем. До одноименного села предстояло пройти еще около 50 километров. Наконец, вышли к шоссе, на попутке доехали до Пржевальска. У памятника Пржевальскому стоит глыба, на ней начертано «Николай Михайлович Пржевальский, первый исследователь Центральной Азии».

С перевала Кындыкей открылась величественная панорама Терсекей и Кунгей Алатау. Спустились к озеру Итиш-Бесаланкуль. «Глядя вокруг, наблюдаешь своеобразную пестроту. На тощих стебельках травы и цветах сверкают капельки льда. Создается впечатление, что зима уходит от нас, а мы ее догоняем». Поднимаясь в горы, туристы шли вслед за зимой, спускаясь в долины, возвращались в лето.

Группа идет по направлению спуска в ущелье, которое ведет к реке Каракол. Речка, вдоль которой двигаются люди, исчезает в завалах древней морены, а далеко внизу виден хвойный лес. «Быстро спускаемся вниз. Кругом альпийские луга. Появились птицы, свистят сурки. Наконец, подходим к месту, где из-под скал вытекает пропавшая река, впадающая в Каракол».

Вернувшись в Пржевальск, выехали в село Тоссор, где надеялись нанять лошадей. Но ни коней, ни проводников не было — старики ушли на джайляу, молодежь находилась на полевых работах. По карте нашли село Кашкасу, что на полпути до Нарына, к которому вела автодорога и можно было отправить машину с грузами через Нарын в Кашкасу. Дали телеграмму в техникум с просьбой продлить командировку шоферу, а пока ждали ответа, купались в озере Иссык-Куль.

На почте получили положительный ответ. Значит, маршрут продолжается. Чтобы обеспечить проезд машины от Тамги через Рыбачье до Нарына, а оттуда — до села Кашкасу, надо было раздобыть 200 литров бензина и автол. Ни на курорте Туркестанского военного округа, ни в геологической партии достать топливо не удалось, но помогли водители. На въезде в ущелье Тоссор участники экспедиции взяли продуктов на восемь дней и попрощались со своим шофером, договорившись встретиться с ним в Кашкасу.

Река раздваивалась на рукава. По какому их них идти дальше, чтобы выйти к перевалу Тоссор? Пошли правым истоком и не ошиблись. Повстречавшиеся чабаны подтвердили, что группа на верном пути, но без запаса нашатырного спирта наверх идти не рекомендовали. Молодые не всегда верят умудренным опытом людям, за что бывают наказаны. «Слушая это, мы только улыбались. Поднялись километра на три, решили продвинуться еще на 5-6 километров, но плохое самочувствие участника похода Окунева заставило нас остановиться на ночлег раньше. Поставили палатку, начался дождь. Смотрю на всех участников похода и не могу понять, в чем дело. Глаза горят каким-то нехорошим блеском, зрачки сильно расширены. Окунев продолжал жаловаться на сердце и голову. Я тоже почувствовал, что не в состоянии держать голову нормально, она валилась то на одну, то на другую сторону. Вспомнили старика-чабана. Я достал ампулу нашатырного спирта, разбил ее и смочил ватку. Чувствуем озноб и прилив крови к щекам и ушам». Скорее всего, группа находилась на такой высоте, где проявляется гипоксия.

Вышли на перевал. Пройдя по каменному хаосу, вышли к широкой долине с озерами, где стояли юрты чабанов. Перед ночевкой отправили на переговоры Кабиева, чтобы раздобыл кизяк для костра. Жители гор — дети природы, их держит земля, и они никогда не откажут путнику. Вскоре на лошади подъехал чабан и пригласил ребят на чай к своему очагу. «Хозяин юрты оказался молодым, недавно вернувшимся после службы в Советской армии. Говорил хорошо по-русски». Рассказал, как колхоз снабжает чабанов и их собак продуктами, что по радио можно вызвать медиков и за больным прилетит санитарный вертолет или самолет. Признался, что работы много и скучать некогда. Ночью парни слышали стрельбу и лай собак. Так отпугивали от отар овец хищников. Утром все вокруг было покрыто инеем, а у палаток уже стоял знакомый чабан. Так принято у киргизов и казахов — не отпускать гостей без чая, когда на дастархане вдоволь масла, молока, лепешек, а от пиал поднимается парок.

Как хорошо, когда ждут дома

Шли по реке Шомчок. Кабиев почувствовал себя плохо, появились признаки отравления. Видимо, в обед ему попалась некачественная банка консервов. И снова помогли чабаны, усадив больного на лошадь и отправившись с ним в медпункт. Встали на дневку, Кабиев лечился таблетками, его отпаивали горячим чаем.

Дальше встречались войлочные поселки, откуда выбегали громадные сторожевые собаки. В одном из таких поселений в юрте располагался магазин, где продавали муку, сахар, конфеты, пряники, соль, папиросы, спички и промтовары. На привале, покуривая только что купленные папиросы, участники похода рассуждали о жизни чабанов, для которых в отдаленных от цивилизации местах строятся школы и клубы. В отчете писано: «Новая жизнь, за которую Вы, Михаил Васильевич Фрунзе, боролись, крепнет! И никакая сила не в состоянии вернуть этот рост вспять».

Наконец путешественники с косогора увидели свою машину, а шофер Чуйков уже бежал парням навстречу. Дружно сварив ведро супа, с аппетитом съели его. Следом в ведре вскипятили чай, а после обеда выехали в Нарын. На магистральной трасе было оживленное движение — тракторы и комбайны подтягивались к полям для уборочных работ. Но это был еще не конец приключениям.

Во время дневки в районе Малого Нарына двое решили порыбачить и обещали накормить товарищей ухой, а трое отправились на охоту, но первый же встреченный ими чабан попросил малокалиберных патронов, предложив взамен полтуши козла. Обедали вареным мясом, потому что не поймали ни одной рыбки. На этот раз парни договорились с Чуйковым о встрече у пересечения реки Султансара и автотрассы близ села Онарча. Отправившись в радиальный поход, встретили аксакала, который вспомнил про верненских гимназистов.

«Мы почти месяц в пути. По болотам, горам, бредем через снег и ледяные реки. Люди устали. Дальше на машине прибыли в Рыбачье, потом — во Фрунзе, в Алма-Ату и Талгар, где были встречены с букетами цветов дирекцией, преподавателями и учащимися техникума, поздравлявшими нас с благополучным возвращением».

Пришло время подвести итоги путешествия и написать отчет. «Маршрут путешествия Фрунзе проходил через Северный и Внутренний Тянь-Шань, представляющий в этой части ряд оледенелых широтных хребтов. Это Заилийский Алатау, Кунгей Алатау, Терсекей Алатау с перевалами от 2800 до 4100 метров. Хребты разделяют глубокие долины, по которым протекают реки Чу, Чонгкемин, Нарын, а также озеро Иссык-Куль. Пройдя по маршруту Фрунзе, мы познакомились с братской Киргизской ССР, ее трудолюбивым народом и культурой. Мы увидели удивительное разнообразие природы, познакомились со стройками, которые идут от долин до вершин гор. В этом путешествии турист знакомится с различными природными поясами от умеренного до арктического. Общая протяженность похода составила 1500 километров, из них пешего 480 километров и автомашинного — 1020. Руководитель похода Соловьев».

Благодаря таким документам, как этот отчет, мы глубже узнаем подробности биографий известных личностей и историю нашего края.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру