«Неприличная» тема

Почему так важно говорить с подростками

В Казахстане подростки продолжают сталкиваться с проблемами, связанными с репродуктивным здоровьем, но при этом не получают достоверной и своевременной информации. Данная тема обсуждалась на одном из заседаний Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике.

Почему так важно говорить с подростками

По словам заместителя председателя Нацкомиссии, советника председателя Сената Парламента Жулдызай Искаковой, сегодня в школах отсутствует системное половое воспитание, а попытки говорить об этих темах остаются разрозненными и нескоординированными.

— В обществе по-прежнему сохраняется разрыв между реальной потребностью подростков в достоверной информации о репродуктивном здоровье и ограниченными возможностями ее получения в рамках системы образования. С одной стороны, медицинское сообщество ясно и четко говорит о том, что необходимо последовательно обсуждать вопросы репродуктивного здоровья с подростками. С другой — в сфере образования до сих пор преобладают осторожность и нежелание брать на себя ответственность за эти темы с аргументацией, что их обсуждение должно происходить исключительно в семье, — подчеркнула Жулдызай Искакова.

По ее мнению, при организации профилактической и просветительской работы важно уделять внимание не только девочкам. В школах фиксируются случаи насилия не только в отношении подростков, но и со стороны самих подростков. Поэтому вопросы личной безопасности, уважения границ, знания о физиологии и правах должны доноситься до всех учащихся вне зависимости от пола.

Шок

К примеру, в селе Каргалы Жамбылского района Алматинской области группа подростков заманила 13-летнюю девочку с задержкой психического развития к одному из них домой. Девочку раздели, сымитировали изнасилование и записали это на видео, которое затем продали порнографическому телеграм-каналу за 45 тысяч тенге, сообщило издание Orda.

По его данным, инцидент произошел 21 сентября, однако известно о нем стало значительно позже. Orda пишет, что пострадавшая девочка живет с родственниками и у нее есть официальный опекун, которая практически не занимается ребенком.

Отмечается, что в записи имитации изнасилования участвовали восемь человек, в том числе четыре девочки, одной из которых, вероятно, принадлежала идея снять ролик. По данным полиции, всем школьникам от 10 до 15 лет. Правоохранители опросили их родителей в рамках расследования.

— Я узнала об этом 13 октября. Ко мне зашла родительница, рассказала, и у меня был шок. Я никогда в жизни не видела, чтобы дети такое вытворяли. Я сразу же вызвала родителей этих детей. Оказалось, что они уже в курсе. Поговорила и с самими детьми. Они все валили друг на друга. У пострадавшей девочки родителей нет, но есть родственница-опекун. Эта женщина ездит на работу в Талгар, откуда возвращается в 11 ночи. И у нее нет возможности нормально следить за девочкой, — рассказала директор школы Гульзар Сераждинова.

Она добавила, что обратилась в полицию от имени пострадавшей девочки, как только узнала о произошедшем, после чего было возбуждено уголовное дело по статье о развращении лиц, не достигших 16-летнего возраста.

Orda пишет, что родители других школьников потребовали, чтобы участвовавших в имитации изнасилования подростков не пускали в школу. Активистка школьного родительского комитета по имени Саида объяснила это тем, что в школе им грозили устроить самосуд. По данным издания, школьников перевели на дистанционное обучение на время расследования, по итогам которого должен решиться вопрос об их исключении или переводе в спецучреждение.

В то же время, как сообщает Orda, родители пригласили в школу блогера, которая обвинила руководство учебного учреждения в попытке «замять» случившееся и заявила, что в эпизоде с насилием участвовали трое взрослых мужчин. Издание отмечает, что в распоряжении журналистов есть видеозапись, которая подтверждает слова директора школы.

— Судя по видео, настоящего изнасилования, с проникновением, не было. Сама пострадавшая девочка это также подтвердила. Была имитация. Тем не менее подлинный ход событий установит следствие, — заявила Гульзар Сераждинова.

Саида рассказала, что других видео с пострадавшей девочкой в сети не нашли, однако активистка уверена, что это происходит не в первый раз. По ее словам, подростки утверждали, что девочка якобы согласилась на съемку. Саида и ее коллеги по родительскому комитету потребовали лишить родственников школьницы статуса опекунов и передать девочку в детский дом.

Не только про секс

— Как вовремя распознать, что у ребенка все нормально в школе, в отношениях с окружающими сверстниками? — задается вопросом психолог Анна Галятина. И сама же на него отвечает: «Для этого нужно иметь контакт с ребенком, создать доверительную атмосферу в семье. Такие взаимосвязи нужно выстраивать с самого раннего детства. Здесь важно быть для ребенка не учителем, а другом. На словах что-то объяснить не всегда получается. Очень важно быть примером для сына или дочери. Ребенок не должен бояться о чем-то рассказать родителям. Это формируется в раннем детстве с мелочей. Родителям должно хватать сил и терпения принимать ребенка таким, какой он есть, что бы он ни натворил. В семье ребенок должен чувствовать себя в безопасности и знать, что родители всегда на его стороне. Тогда он не будет бояться что-то рассказать. Изначально нужно проговаривать важные моменты. Если произойдет из ряда вон выходящий случай, мама и папа должны об этом знать. Если ребенок это понимает, можно избежать многих проблемных вопросов. Я у своих детей всегда спрашиваю о том, как дела в школе. И они рассказывают, что там у них происходит. Быть ребенку другом — вот что важно. Когда родитель боится, скажем, преждевременных половых актов, то здесь нужно смотреть на страхи самого взрослого. Как правило, в таких случаях есть какаято история, с которой необходимо работать психологу. Все, что нас беспокоит в детях, имеет корни в самих родителях. Если что-то негативное произойдет вне семьи, изменения в поведении ребенка будут в любом случае. Важно вовремя их распознать».

— Доступ к достоверной информации о здоровье — это не привилегия, а право. И стыдиться здесь нечего, — отмечает Жулдызай Искакова. — В Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демогра

фической политике предлагают внедрить в школьную программу возрастно-адаптированное и научно обоснованное образование. Предмет подразумевает основы полового созревания, профилактику заболеваний, навыки общения, уважение личных границ. Также было предложено провести системную подготовку педагогов, которые смогут безопасно, корректно и профессионально говорить на эти темы с детьми.

Однако в профильном ведомстве другая позиция. В Казахстане не будут вводить уроки полового воспитания. Об этом на брифинге в мае 2025 года сообщил министр просвещения Гани Бейсембаев. Он аргументировал это тем, что в этом вопросе нужно повышать ответственность родителей, а не возлагать ее только на школы.

— Мы специально открыли центры педагогической поддержки родителей. Я поручил, чтобы там максимально психологи просвещали родителей, как нужно обращаться с детьми и как нужно просвещать детей. Самое верное и продуктивное, эффективное решение — это когда родитель берет на себя ответственность и занимается. Ответственности, конечно, школа не избегает, но возлагать всю ответственность только на школу, думаю, не совсем правильно, — сказал Гани Бейсембаев.

Все еще табу

Таким образом, мнения разделились. Сенатор Айнур Аргынбекова считает, что в школьной программе и образовательных курсах колледжей уроки, посвященные вопросам репродуктивного здоровья, нужны. Она отметила, что этот аспект включает в себя не только темы, связанные с беременностью и родами, но и вопросы будущего.

Между тем за последние пять лет число подростковых беременностей в Казахстане увеличилось в 1,5 раза, привел статистику сенатор Нурторе Жусип. В своем депутатском запросе он призвал власти активнее работать над охраной репродуктивного здоровья несовершеннолетних.

По словам Нурторе Жусипа, подростковые роды почти в два раза чаще встречаются в сельской местности, чем в городах.

— Резкий всплеск подростковой рождаемости, начавшийся в период пандемии, сохраняется уже четыре года. В 2023 году зарегистрировано более 5 тысяч родов среди подростков, что составило 1,3 процента от общего числа родов, — сообщил депутат Сената.

Он также обратил внимание на рост насилия над несовершеннолетними. По его словам, эта проблема влияет на ситуацию с подростковой беременностью, но часто остается в тени.

Чтобы исправить ситуацию, сенатор предложил:

  • провести анализ причин роста подростковой беременности;
  • усилить контроль над соблюдением законов, защищающих права несовершеннолетних;
  • активнее информировать подростков и родителей о рисках ранней беременности, а также о правах и ответственности несовершеннолетних.

— Подростковая беременность — это не только вопрос здоровья, но и важный социальный показатель. Сегодняшнее состояние репродуктивного здоровья подростков напрямую повлияет на рождаемость и демографию страны в ближайшие 10-15 лет, — подчеркнул сенатор.

Помимо этого он призвал министерства просвещения, здравоохранения и труда активнее включиться в решение проблемы, а также привлечь международные организации.

А вот первый вице-министр здравоохранения РК Тимур Султангазиев в кулуарах Мажилиса сообщил журналистам, что сегодня рассматривается вопрос консультирования школьников старших классов акушерами-гинекологами.

Ранее сообщалось, что в Актюбинской области возбуждено уголовное дело после родов школьницы несмотря на то, что учащаяся трижды проходила медицинское обследование и ни одно из них не выявило беременность.

По словам вице-министра, как такового профосмотра девочка не проходила.

— Был скрининг еще в начале марта этого года. Это достаточно большой срок. Тогда у девочки был очень ранний срок, и заметить его не смогли. Тем более акушера-гинеколога у нас в скринингах нет, есть офтальмологи и лор. Здесь ни родители, ни близкие, ни учителя не знали. В этой связи не было ни проверок, ни жалоб, — прокомментировал Тимур Султангазиев.

Теперь Министерство здравоохранения планирует ввести прием гинеколога в старших классах.

— Сейчас мы будем рассматривать. Но вы должны понимать, что девочке 14 лет. Мы будем рассматривать (работу) гинеколога. Акушера-гинеколога в старших классах, возможно, будем вводить. Это не связано с этим случаем. В принципе, этот вопрос о необходимости в том числе посещения и консультации акушеров-гинекологов у нас в целом рассматривается. Сейчас в рамках стандарта организации оказания медицинской помощи будем этот вопрос изучать, — сообщил вице-министр.

Не каждый родитель готов обсуждать эти темы со своими детьми. Для многих эта тема табуирована.

— Пока мы занимаемся перекладыванием ответственности между секторами и семьей, подрастают поколения, которые совершают те же ошибки, сталкиваются с теми же рисками и остаются без базовых знаний о своем теле, правах и границах, — сказала в заключение Жулдызай Искакова.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру