Конгресс по инклюзу

Первые шаги особенных детей на горном склоне

В Казахстане впервые пройдет конгресс по инклюзивному образованию, куда приедут 50 министров образования. Для участия зарегистрировались 5000 человек. В конгрессе примет участие Жанат Каратай — известный эксперт в сфере инклюзивного образования, вместе с супругом Муратом Каратай создавшая целую экосистему для социализации аутичных и других нейродивергентных детей и подростков.

Первые шаги особенных детей на горном склоне
Инструкторы на первых порах поддерживают детей

Инклюзивное образование — миф и реальность

Психолог Виктор Франкл писал, что человек приходит в эту жизнь со своим собственным набором смысла, который он должен исполнить. «Не существует единого смысла жизни, есть лишь индивидуальный смысл жизни конкретных людей. Нет никакого смысла в том, чтобы задаваться вопросом, в чем смысл жизни, если только мы не адресуем его в сторону собственной жизни и собственного набора вопросов и проблем. Эта уникальная сторона смысла называется совесть».

Итак, мы приходим в мир как ученики в школу, чтобы получить свои уроки и исполнить смысл собственной жизни. Жанат и Мурата Каратай, которые вырастили и адаптировали в социум своего старшего сына Алибека, можно назвать ярким примером исполнения смысла. Особые потребности одного из членов семьи требуют и особого отношения к нему, и особых условий. За 25 лет родители Алибека разработали свою систему адаптации особенных детей.

«Я буду участвовать в конгрессе, — говорит социальный предприниматель Жанат Каратай. — Критикую нашу систему инклюзивного образования. Она находится в зачаточном состоянии и скопирована с иностранных. Не устаю повторять: методика должна быть казахстанской, для наших условий, нашей ментальности и нашей системы. Я на четыре года отдалилась от этой деятельности. Все это время училась за рубежом, чтобы понять, как правильно выстраивать систему. И осознала, что мы свою систему уже поставили на рельсы. Это инклюзивный детский лагерь и адаптивное катание на горных лыжах и роликовых коньках/велосипедах. Мы консультируем родителей малышей, объясняем им, что можно делать и чего нельзя допускать, потому что работает маркетинг и люди идут туда, куда не следует. Например, эффект от рефлексотерапии, микрополяризации и прочее не доказаны».

Во время учебы Жанат Каратай узнала, как проверять методики на научную обоснованность. «Если методика научно не обоснована, ее применение наносит вред, потому что нет доказательств, что метод действительно помогает. Родители наших детей, которых мы консультируем, дома организуют адекватные условия жизни для своих детей. Такие дети чрезвычайно чувствительны, и, если не соблюдать какие-то правила, ребенок будет находиться в стрессе, а в таком состоянии он не развивается. То есть мы снимаем нагрузку и с психологически подавленных родителей, которые хватаются за соломинку, ищут в интернете информацию, пытаются делать что-то самостоятельно, и далеко не всегда это правильно. Мы же даем четкую структуру, проверенную годами на собственном опыте».

Ребенок попадает в три-четыре года на адаптивное катание и реабилитацию. На курорте, на высотах от 2000 до 2500 метров, в условиях естественной гипоксии он должен провести десять дней. Жанат Каратай убеждена, что очень важно не упустить момент, начать работать с малышом вовремя, и тогда он может попасть в обычную систему образования. «У нас есть дети, которым снимают диагнозы. То есть у детей пропадают симптомы, на основании которых были поставлены диагнозы.

По городской программе акимата, которая финансирует адаптивное катание, дети могут приезжать к нам два раза в год. В остальное время родители детей-аутистов пользуются советами из интернета».

Откат — это ухудшение всех жизненных навыков ребенка. После самолечения таких откатов наблюдается множество. «У нас в Казахстане нет науки, — продолжает Жанат Каратай. Мы работаем с детьми с двух и взрослыми до 25+ лет. Я открыла центр для детей с пяти до 15 лет по своей методике. Инклюзивный дом школьников No 7 находится на пересечении проспектов Достык и Аль-Фараби. Я передала его управлению образования города Алматы при условии, что они создадут такие центры в каждом районе города. Но этого не произошло. Я рассчитывала, что будет выполнено копирование, а у меня есть и другие задачи».

Социальный предприниматель Жанат Каратай

Потому всего важнее в этом мире доброта

Лет десять назад супруги Жанат и Мурат Каратай рассказали мне, что хотят организовать горнолыжку для детей-аутистов. Выбранный склон находится в районе старейшей турбазы «Алматау», где мое поколение осваивало горные лыжи и где начинал свою трудовую деятельность знаменитый альпинист Анатолий Букреев. Он жил поблизости в поселке Горный садовод (ныне поселок Бескайнар) и, когда переехал из Челябинска в Алматы, работал какое-то время на канатной дороге. Поэтому владельцы первого в стране специализированного семейного курорта Pioneer, открывшегося в 2015 году, планировали создать на территории небольшой музей.

Я много раз наблюдала, как работают здесь с детьми. Обученные инструкторы, если это необходимо, несут их на руках, надевают им ботинки, ставят на лыжи, встают за спиной малыша и поддерживают его. Лыжи скользят по снегу, и инструктор помогает маленькому человеку понять, как перенести вес тела, загрузить одну ногу, потом — другую, чтобы управлять движением.

«У нас уникальная технология — наши инструкторы ставят на лыжи руками, через тело, — отметила Жанат Каратай. — И ребенок понимает, что от его усилий меняется ситуация. Постепенно он осваивает технику скольжения, и как только дети начинают кататься самостоятельно, инструкторы контролируют ситуацию в целях безопасности. Дети работают один на один с инструктором — специально подготовленным толерантным человеком. Когда ты видишь неадекватного человека, это вызывает отторжение. В геноме это заложено как опасность. Мы объясняем, что эти дети — такие же люди, как все остальные, но их особенностями являются такие-то проявления. У них немного другая нервная система. Мы же не ругаем человека, если он пишет левой рукой, а ведь было время, когда леворуких сжигали на кострах инквизиции. Когда ребенок выходит на склон, инструктор должен найти к нему подход, чтобы он не боялся и доверился. У ребенка включается самоосознанность: я — творец своей жизни. Опыт преодоления, развитие новых навыков, проявление смелости. Все это можно перенести в другие области, что называется, генерализацией навыков. Когда ребенок идет к другим учителям, он знает, что это новая ситуация и он может с ней справиться, потому что справился с лыжами».

В прошлом году базу накрыла лавина, и теперь идут восстановительные работы. Под удар попали строения. Чтобы восстановить лагерь, нужны средства, которые необходимо найти, потому что именно здесь, на горном склоне, происходят настоящие чудеса. Зимой лечат горные лыжи, заставляя работать мозг, а в летнем лагере дети совершают поход на пик Букреева, постигают новые игры, учатся безопасному поведению в горах.

Частичка мозга — целый мир

Психолог Рамачандран отмечает такой факт: «Частичка вашего мозга размером с песчинку может содержать в себе сто тысяч нейронов, два миллиарда аксонов и один миллиард синапсов, постоянно «общающихся» между собой».

«Психологи описывают аутизм как расстройство аутистического спектра (РАС), характеризующееся отличиями в социальной коммуникации, ограниченными интересами и повторяющимся поведением, а также сенсорными особенностями. Важно понимать, что аутичные люди испытывают широкий спектр эмоций и переживаний, которые они выражают своим уникальным образом. Многие аутичные люди более или менее чувствительны к звукам, свету, текстурам и другим стимулам, что влияет на их восприятие мира. В плане социальной коммуникации трудности могут проявляться в понимании невербальных сигналов (жесты, мимика) и поддержании разговора, а также в установлении зрительного и тактильного контакта. Отмечаются ограниченные интересы и стереотипное поведение: аутичные люди могут иметь узкие интересы, проявлять интерес к неодушевленным предметам, а также демонстрировать повторяющиеся движения.

Помните фильм «Человек дождя» с Дастином Хоффманом в роли аутиста с выдающимися математическими способностями? Если не смотрели, сделайте это, чтобы понять, что есть «другие» люди, не такие как вы, и они пришли в эту жизнь для исполнения собственного смысла.

«Мы запускаем центр «15 плюс», — говорит Жанат Каратай. — Формально дети заканчивают школу, но не готовы выйти в социум, чтобы зарабатывать. У них нет базовых навыков и нет смысла продолжать обучение. Для своего сына Алибека мы создали индивидуальный проект. Он учился в колледже при Казахской национальной академии искусств имени Жургенова, потом взял академический отпуск. Аутичный человек рождается со своим талантом, и его невозможно чему-то научить. Надо развивать его стиль, так как эти люди пребывают в своем мире. Наш сын был уборщиком, трудился на автомойке, три года работает поваром. Он адаптировался и стал самостоятельным. Мы «прокачали» администрацию заведения, где он работает, объяснили ситуацию. Ведь чем ценны аутичные люди? Они входят в компанию, становятся преданными сотрудниками и уходят оттуда на пенсию. Они не любят перемен. Даже переход на другое меню может вызвать стресс, потому что им тяжело менять привычную рутину. Вот как раз в процессе адаптации к социуму очень помогает адаптивное катание. Когда наш сын катается на сноуборде, заметно улучшается процесс саморегуляции. Он успокаивается, его нервная система стабилизируется. Мы действительно создали экосистему, и я буду говорить о нашей методике на конгрессе».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру