Алматы всегда называли городом-садом. Еще в те времена, когда он назывался Верным, зеленый фон стал для жителей привычным. О том, как озеленяли город, имеется немало письменных свидетельств.
Как шло озеленение
«В 1878 году город Верный посетил известный ботаник — профессор А.Э. Регель. Он был поражен обилием зеленых насаждений и отмечал: «Верный устроен правильно, с европейскими домами, перед которыми во многих местах насаждены персики и яблони. Город украшен повсюду разнообразными древесными насаждениями». Ботаники продолжают дело, начатое садоводами Баумом и Фетисовым». Так написано в сборнике «Город мой Алма-Ата» (составитель М. Гендлин», 1971).
В книге «Алматы древний, средневековый, колониальный, советский. Этапы урбанизации» (Б. Туякбаева, 2008) есть глава «Озеленение и благоустройство г. Верного». Автор пишет, что по правилам, разработанным Комитетом по строительству города, домовладельцы были обязаны вырастить вдоль своих владений два ряда деревьев. «Первый ряд — в одной сажени от линии застройки, второй — на две сажени от первого. Таким образом, появилась аллея пешеходов. На противоположной стороне улицы — такие же ряды деревьев, а между ними — проезжая часть». «В 1873 г. саженцы были выданы бесплатно, с 1874-го была установлена такса. Зелень по большей части хорошо прижилась и в сочетании с внутриквартальной зеленью создала славу г. Алма-Ате как городу-саду».
«К концу XIX столетия верненцы имели три общественных сада, — пишет автор книги, — Пушкинский сквер (Парк 28 гвардейцев-панфиловцев), городской бульварсад и Казенный сад, который находился в ведении верненского училища садоводства. В декоративной части сада были собраны многие представители местной флоры и коллекции акклиматизированных растений. Средствами училища были устроены небольшие парники, теплица и цветник. На приезжающих Верный производил неизгладимое впечатление сплошного сада, так как плотная застройка имелась только в центре города — около базаров «Гостинодворской площади». В остальных частях города здания были разбросаны, на усадебном месте было не более одного дома. Около каждого дома был разбит плодовый сад».
Некоторые территории отводились специально под плодовые сады, и в южной части, на выгоне, они занимали по несколько десятин. «Первое место отводилось апорту, — пишет автор, — сажали карагач, тополя, ветлу, березу, дуб, клен, вяз. Ссыльный инженер Паклевский разработал проект по расширению пруда в Казенном саду, в 1874 г. он начал разработку оросительной системы города — от Головного арыка отходит распределительная сеть арыков, благодаря чему в городе был создан уникальный микроклимат».
В 1882 году ученый-садовод Э. Баум заложил увеселительный парк (роща Баума). В 1894-м по настоянию Баума старые деревья были выкорчеваны и посажены новые. Он окончил Петровскую земледельческую и лесную академию, позднее — Петербургский земледельческий институт. Баум был в Семиречье областным лесничим, затем — старшим лесным ревизором. Ученый возглавлял Верненское общество ревнителей просвещения. В середине весны проводился «Праздник древонасаждения», и в 1902 году вдоль реки Малой Алматинки высадили 1500 деревьев.
Рос город, и росли деревья
В книге «Алма-Ата сегодня и завтра (Е. Дуйсенов, 1963) в главе «Город-сад» сказано, что зеленые насаждения росли вместе с городом. Так, в 1938 году было высажено 45 тысяч деревьев, 12 километров живых изгородей, посеяно три гектара газонов. «К 1940 году площадь зеленых насаждений общественного пользования достигла 506 гектаров».
«В 1936 году был создан городской трест зеленого строительства, преобразованный в «Зеленстрой», — отмечает автор. Выращиванием декоративных растений занимались Ботанический сад Академии наук Казахской ССР, Управление парками, Главное управление шоссейных дорог. «Хорошо озеленены и обводнены улицы Алма-Аты. Общая протяженность зеленых насаждений в однорядном исчислении составляет 3690 километров. Только по количеству линейных посадок на улицах столица Казахстана занимает одно из первых мест в Советском Союзе. А ведь в городе еще несколько крупных зеленых массивов, зелень во дворах, сады».
В книге отмечается также, что горожане сами принимали участие в озеленении города, были созданы добровольные общества «Друзья леса и сада». «Основой этих обществ являются первичные организации, созданные на больших предприятиях и учреждениях города».
Е. Дуйсенов пишет, что в городе и окрестностях произрастают карагач, береза бородавчатая, дубы летний и зимний, берест, тополь кашгарский, тополи черный и ташкентский, итальянский, канадский, липа мелколистная, акация белая, клены и др. «Роль зеленых насаждений в условиях Алма-Аты велика. Помимо декоративного назначения они положительно влияют на микроклимат столицы. Растительность снижает температуру воздуха летом и повышает зимой. Способствует увеличению влажности атмосферы, уменьшает скорость ветра и испарение с поверхности почвы. Зеленое убранство защищает столицу от солнечной радиации в ясные летние дни». В книге также сказано, что в течение года в городе проводились выставки цветов и плодов, конкурсы на лучшие букеты. В книге «Хранитель древностей» Юрий Домбровский описывает свое прибытие в Алма-Ату в 1933 году. Поезд пришел рано утром. Едва рассвело, он шел по городу и видел: «Сады везде. Один сад рос даже на мостовой: клумбы, газон, небольшой бетонный фонтанчик. Желтые тюльпаны, красные и сизые маки и тот необыкновенный цветок с черными глянцевитыми листьями, не то багровый, не то красно-фиолетовый, который алмаатинцы приносят из-под ледников и зовут ласково и почтительно по имени и отчеству Марья Коревна. В другом месте, тоже прямо на мостовой, мне повстречалась рощица белых акаций. Просто повернул я за угол — и вдруг выбежала навстречу целая семья высоких, тонких, гибко изогнутых деревьев. «Восточные танцовщицы», — подумал я. И они в самом деле всем: лакированными багровыми иглами, перламутровыми середками (точьв-точь морские ракушки), кистями белых цветов (точь-в-точь свадебные покрывала), этой необычайной гибкостью напоминали танцующих девушек. От деревьев исходил сладкий, пряный запах».
Домбровский отмечал, что зелень в городе расположена террасами. Акации — на первом этаже, на втором — фруктовые сады, на третьем — тополя, а над тополями — горы и леса. «Вот сады-то и путали меня больше всего: поди-ка разберись, где ты находишься, если весь город один сплошной сад — сад яблоневый, сад урючный, сад вишневый, сад миндальный — цветы розовые, цветы белые, цветы кремовые».
Ботанический сад — главный оазис города
«Над разработкой тем по вопросам развития флоры высших и низших растений, проблемам геоботаники и растительных ресурсов, интродукции и акклиматизации, генетики и селекции растений трудятся 250 научных сотрудников Института ботаники КазССР, в их числе восемь докторов и несколько десятков кандидатов наук», — пишет в сборнике «Город мой Алма-Ата» (1971) автор статьи И. Маляр.
«Предмет особой гордости ученых-ботаников — Центральный ботанический сад Академии наук, теперь работающий на правах отдельного института. Созданный в середине тридцатых годов на южной окраине Алма-Аты, Ботанический сад за минувшие десятилетия стал настоящей зеленой лабораторией под открытым небом, где проводятся важные исследования по изучению и использованию флоры и растительных ресурсов Казахстана», — сказано в книге.
«В начале 70-х коллекция насчитывала более семи тысяч сортов древесных, кустарниковых, цветочных, кормовых, лекарственных и технических растений, — пишет автор. — Идет обмен семенами с аналогичными научными учреждениями 47 стран, по тремстам адресам отправляются научные каталоги и издания. Одной из крупнейших была коллекция отдела цветоводства — «60 видов и 1440 сортов роз, семь видов и 35 сортов пионов, 26 видов и 32 сорта тюльпанов. Селекционеры Алма-Аты вывели 15 сортов чайно-гибридных роз». В 1969 году в АлмаАте была проведена выездная сессия Совета ботанических садов СССР.
Сегодня это Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Институт ботаники и фитоинтродукции» Комитета лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии и природных ресурсов Республики Казахстан и одно из красивейших мест города, где проводятся экскурсии и различные мероприятия. Здесь 15 августа прошел семейный фестиваль экологии инклюзии InEco Fest 2025.
На официальном сайте сказано: «Главный Ботанический сад — особо охраняемая природная территория со статусом природоохранной и научной организации, предназначенная для проведения исследований и научных разработок по охране, защите, воспроизводству и использованию растительного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений. Это место неслучайно называют «легкими города», здесь собрана уникальная многотысячная коллекция флоры Казахстана, Европы, Крыма и Кавказа, Северной Америки и Восточной Азии».
В путеводителе за 1945 год говорится: «От города до Ботанического сада — три километра», «от остановки трамвая No 2, угол Шевченко и Уйгурской (ныне улица Байтурсынова), оттуда пойти на запад по улице Артиллерийской (ныне Курмангазы), затем надо идти вверх по р. Весновке (Есентай) и р. Поганке, мимо Детского санатория «Весновка». И первый вход на территорию сада находился со стороны КазНУ. Территория сада обживалась людьми с древних времен. В 1969 году на территории сада был обнаружен клад керамики, относящейся к XII-XIII векам. Он состоял из двух хумов, пяти кувшинов, баночки с двумя ручками и двух поливных сосудов. Результаты раскопок позволили судить о том, что когда-то на этом месте проживали оседлые поселения усуней, предков современного казахского рода уйсуны». (Альманах ИБиФ КН МОН РК, Алматы, 2017; Альманах, посвященный 90-летию Института ботаники и фитоинтродукции, 2025).
Институт включает: Главный Ботанический сад (площадь — 103,6 гектара), Жезказганский и Илийский Ботанические сады, Ботанический сад в Астане. Читаем «Очерки истории развития ботаники в Казахстане»: «Весной 1932 г. при Казахстанской базе Академии наук СССР был организован ботанической сектор, которым руководили флорист, член-корреспондент АН СССР Б.К. Шишкин, позднее — профессор М.Г. Попов и академик АН КазССР Н.В. Павлов. Одной из задач была организация ботанического сада, который начал формироваться при научной поддержке и непосредственном участии ботанического института АН СССР (БИН АН СССР)». Учреждение решает народно-хозяйственные и культурно-просветительские задачи, является хранилищем, а также выставкой и лабораторией для научно-исследовательской и педагогической работы.
Хочется сказать гостям — добро пожаловать в город-сад! Хочется напомнить алматинцам, что за своим садом надо постоянно ухаживать!