Озеро беспредела

Особенности местного туризма губительны для природы и людей

Кто отвечает за безопасность на одном из самых популярных курортов Казахстана и почему отдых у воды может превратиться в настоящий кошмар.

Особенности местного туризма губительны для природы и людей

За кадром

Бархатный сезон отпусков в самом разгаре. Все отели забиты, на пляжах яблоку негде упасть. С одной стороны, радует, что все больше казахстанцев отдают предпочтение внутреннему туризму. С другой — все не так радужно и позитивно, как может показаться.

Текущим летом нам довелось побывать на западном побережье Алаколя, отдых у берегов которого оставил весьма неоднозначные впечатления. Дорогу до озера наконец-таки доделали, и добираться как на легковом транспорте, так и на автобусе стало комфортно и безопасно. Против прежних 12-13 часов пути теперь можно доехать за семь-восемь часов с учетом времени на остановку для дозаправки.

Приятно отметить, что как на протяжении всей дороги, так и непосредственно в туристическом поселке Акши наблюдается большое число полицейских патрулей. Это дисциплинирует. Если верить отчетам чиновников, то и на местах все реализовано на высшем уровне. Еще в июне этого года пресс-служба акима области Жетысу отчиталась о готовности к туристическому сезону.

«Увеличено количество авиарейсов до города Ушарала. К летнему сезону запущены дополнительные поезда. Организованы автобусные маршруты до сел Акши и Коктума. На побережье озера Алаколь в селе Акши функционируют врачебная амбулатория и круглосуточная скорая помощь. Для обеспечения безопасности на воде и пожаробезопасности с начала купального сезона будет организовано круглосуточное дежурство спасательных подразделений ДЧС в селе Акши. Девятнадцать подготовленных спасателей и дополнительные 28 сотрудников полиции обеспечивают порядок на побережье. Для повышения эффективности спасательных работ устанавливаются девять спасательных вышек. В целях урегулирования вопроса бесконтрольного движения плавательных средств в запрещенных местах в области Жетысу утверждены правила общего водопользования. Контроль за соблюдением правил ведется силами инспекции транспортного контроля», — сообщили в акимате.

Действительно, был проделан немалый объем работы, но можно ли его считать достаточным? Попробуем разобраться вместе.

Многие видели фотографии с пляжей, усыпанных людьми, с подписью «яблоку упасть некуда». В бархатный сезон это частое явление на побережье большинства курортов мира. Но ситуация на Алаколе стоит особняком. Дело в том, что на западном побережье очень крутой берег. То есть безопасная зона, где могут находиться в воде те, кто не умеет плавать, составляет пять-семь метров. Усугубляет ситуацию то, что и ширина пляжа в поселках оставляет желать лучшего. Практически весь поселок Акши расположен как бы у обрыва, в котором, собственно, и организованы подходы к воде. Где-то это лестница, а где-то простая грунтовка.

Таким образом, на большинстве участков пляж с одной стороны ограничен водой, с другой — крутым уступом. При этом ширина самого пляжа едва превышает длину обычного шезлонга. То есть большинство отдыхающих должны тесниться в этой узкой полосе, что вызывает массу неудобств. Мы интересовались у администрации ряда зон отдыха, почему они не создадут для отдыхающих комфортные и безопасные условия. Ведь если немного подработать уступы и высвободить под пляж хотя бы два-три метра, пляжи обрели бы совершенно другой вид, давая достойный уровень комфорта.

Но, увы. Все администраторы разводят руками, ссылаясь на то, что они не имеют права проводить какие-либо рекреационные работы. Этим занимаются местные исполнительные органы. Акимат сам решает, где и когда ровнять береговую линию, а им остается только ждать. Любопытно, почему об этой недоработке в акимате решили умолчать...

Зона риска

Здесь возникает вопрос: если местные исполнительные органы выдают разрешения на строительство зон отдыха одно за другим (только за текущий год на 17 туристических объектов стало больше), почему не приводят побережье в подобающий вид?

Еще более нелепым звучит отчет о численности спасательных вышек. Протяженность береговой линии в поселке Акши, на которой расположены туробъекты, составляет более восьми километров. То есть даже если эти самые девять вышек были бы расположены равномерно, то расстояние между ними было бы около километра. Остается только догадываться, какими сверхспособностями должен обладать спасатель, чтобы увидеть тонущего на расстоянии нескольких сотен метров и успеть оказать ему помощь. Мы не нашли стандартов по размещению, но в мировой практике на пляжах спасательные вышки обычно располагаются на расстоянии не более 200 метров, а кое-где даже еще ближе. То есть с учетом этого показателя в Акши их в пять раз меньше, чем должно быть.

Важно отметить, что, согласно статье 37 Закона «О гражданской защите», а также правилам охраны жизни на водных объектах, не владельцы отелей, а именно местные исполнительные органы совместно с МЧС обязаны обеспечивать наличие водноспасательных пунктов в местах массового отдыха.

Будем считать, что это только первый шаг на пути развития и к следующему сезону численность вышек доведут до оптимальных показателей. Но в туристическом районе есть другая, не менее принципиальная, проблема. Беспредельное рассекание различного водного транспорта уже давно перешло рамки комфорта, установленных правил и безопасности. Гидроциклы, лодки и катамараны в летний период буквально захватывают пляжную зону, представляя для отдыхающих большую опасность.

Только за последний месяц стало известно о трех инцидентах на воде, два из которых закончились трагедией. На прошлой неделе 17-летний подросток утонул во время прогулки на лодке-катамаране. Все произошло в области Абай, на противоположном от Акши побережье, однако подобные наводные средства распространены по всему побережью. Владельцы катамаранов набирают группы людей и вывозят вглубь озера на 300-400 метров, где отдыхающим предоставляется возможность поплавать в чистейшей воде. Отметим, что многие из таких катамаранов оборудованы горками, которые позволяют скатываться со второго этажа катамарана прямиком в воду.

Почему подросток начал тонуть, сказать сложно. Возможно, ногу свела судорога и он запаниковал, а может быть, неудачно нырнул и заглотнул воду, что также могло вызвать у него панику. Что происходило дальше, видел весь Казахстан. Человек в жилете, который предпринял попытку спасти тонущего, чуть было не погиб сам. При этом самый главный атрибут для спасения, круг, оказался привязан к борту судна на короткую веревку. Воспользоваться им попросту не получилось. В этой ситуации много моментов, в деталях которых еще только предстоит разобраться следствию. Очевидно одно — когда подросток начал тонуть, владелец «аттракциона» растерялся и не знал, как действовать в данной ситуации. Как уже позднее высказывались эксперты, если действия были бы слаженными, трагедии можно было избежать.

Потом было сообщение, что аналогичный катамаран вывез людей на глубину и сломался. Пока судно дрейфовало, озеро накрыл шторм, и туристы попали под проливной дождь с градом. Были видео, на которых запечатлено, как рулевой гидроцикла допустил столкновение с туристами на «плюшке», прицепленной к катеру.

На том же побережье области Абай 25 июля катер наехал на 63-летнюю женщину, которая скончалась на месте от полученных травм. Здесь важно отметить, что ситуация стоит в стороне от всех перечисленных. Ведь, как заявили в полиции, туристка плавала в 200-300 метрах от берега, что запрещено. Понятно, что этот факт не снимает ответственности с человека, управлявшего катером, однако степень его вины весьма и весьма спорна.

Было бы желание

Все эти инциденты и трагедии говорят о том, что сфера туристических услуг недостаточно контролируется. Здесь невольно вспоминается ситуация с мопедами. Пока у них была возможность ездить без номеров, на дорогах творился хаос. После легализации большая часть мопедистов попросту исчезла. Однако ставить здесь знак равенства не совсем верно, поскольку правила пользования наводным транспортом прописаны давно и четко.

В частности, гидроциклы и катера, буксирующие развлекательные плавсредства («плюшки» и «бананы») относятся к маломерным судам, использование которых регламентируют «Правила пользования маломерными судами», утвержденные приказом No 354 и.о. министра по инвестициям и развитию РК от 27 марта 2015 года. В документе, в правилах безопасности (пункт-9, пп 14), четко прописано, что в местах массового отдыха, туризма и спорта «обеспечивается расположение пунктов проката маломерных судов, базы стоянок маломерных судов для проведения водных прогулок населения, катания на буксируемых средствах, катания на водных объектах, плавательных досках под парусом не ближе 50 метров от границ пляжей». При этом к акватории у пляжа, предназначенной для купания и ограниченной красными или оранжевыми буйками, маломерные суда не могут приближаться менее чем на 10 метров.

Мы провели на побережье Алаколя 10 дней, в течение которых наблюдали за тем, как данная норма «соблюдается». Отметим, что вдоль практически всего побережья натянуты буйки. Но для лихих ребят на гидроциклах это не было помехой. Они резво рассекали вдоль буйков, демонстрируя навыки экстремального вождения, и когда хотели, то на малом газу попросту переезжали линию буйков. Процесс этот был постоянным. На третий день пребывания один из таких лихачей зацепил гидроциклом трос и порвал его. Образовалось «окно» шириной во весь пляж нашей базы отдыха. Была это случайность или преднамеренная диверсия, мы судить не беремся. Фактом остается то, что уже на следующий день на берегу «паслись» несколько гидроциклистов. Следом начали заплывать катера и более крупные катамараны. Весь этот гидропарк чадил дымом, оставляя после себя едкий запах бензина. Понятно, что последствия для флоры и фауны уникального озера будут самыми печальными.

Больше всего поразило другое. Вдоль линии буйков периодически мы наблюдали патрулирование катера МЧС. На следующий день, после того трос на буйках порвали, они подплыли к поврежденному месту и осматривали его. Теплилась надежда, что через день-два границу все-таки восстановят. Тем более что для этого не нужно проводить какие-то сложные работы. Достаточно с помощью двух лодок или тех же гидроциклов стянуть порванные концы и связать их между собой. Увы, за оставшуюся неделю никаких восстановительных работ проведено не было.

Как и отчитывались чиновники, спасатели есть, и МЧС вроде бы как шугает тех, кто заплывает за буйки, но частота курирования спасателями в лучшем случае составляла раз в день. Этого явно недостаточно для поддержания порядка. Возможно, если бы спасательных вышек было достаточно и они работали бы в одной связке с водной инспекцией, то нарушителей правил было бы проще привлекать к ответственности. Как ни крути, а на каждом гидроцикле или лодке есть свой бортовой номер, а значит, и идентифицировать его владельца не составит большого труда. Было бы желание...

Сейчас же складывается такое впечатление, что чиновники запутались в приоритетах. Ведь первозадача заключатся не только в том, чтобы зазывать туристов и пиарить регион, а в том, чтобы сделать курортную зону комфортной и безопасной.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру