Истоки традиций
Казахская культура исторически строится на принципах коллективизма, уважения к старшим и семейной солидарности. В традиционном казахском обществе семья — это не только родители и дети, но и расширенный круг родственников, где каждый выполняет свою роль. Старшие дети с малых лет приучаются к ответственности, включая заботу о младших. Это связано с историческими реалиями. В условиях кочевого образа жизни или села, где родители часто были заняты трудом, старшие дети становились естественными помощниками в воспитании младших.
Психоаналитик Эдуард Шварц подчеркивал, что в Казахстане «с молоком матери впитываются почтение к предкам и необходимость знания своих корней». Это проявляется и в воспитании, где старшие дети рассматриваются как продолжение родительской ответственности. В семьях, особенно многодетных, старший ребенок часто воспринимается как «второй родитель», что закреплено в культурных нормах. Например, в сельских регионах, где семьи традиционно большие, старшие дети могут брать на себя обязанности по уходу за младшими уже с 7-10 лет, включая помощь с домашними делами, сопровождение в школу или присмотр во время игр.
Эта традиция имеет свои плюсы: старшие дети учатся ответственности, эмпатии и лидерству. Психолог Гульжан Аубекерова считает: «Ничего плохого в том, что старший следит за младшим, нет», если это не становится чрезмерной нагрузкой. Она подчеркивает, что многим детям нравится быть «за старшего», так как это дает чувство значимости и доверия со стороны родителей. Однако перегрузка ответственностью может привести к серьезным психологическим проблемам, о чем говорят многие специалисты.
Психологи сходятся во мнении, что перекладывание родительских обязанностей на старших детей может иметь долгосрочные последствия. Фраза «сначала — нянька, потом — лялька» обрекает старшего ребенка на роль служанки, что может подорвать его самостоятельность и независимость. Когда старший ребенок воспринимается как нянька, его собственные потребности и интересы часто игнорируются. Это может вызывать чувство ревности, обиды и даже психологическую травму.
Еще в 2014 году психолог Гульжан Аубекерова поделилась историей семьи, где старшая дочь Дина (имя изменено) с 10 лет присматривала за двумя младшими братьями. Родители, занятые работой, поручали ей не только присмотр, но и выполнение домашних дел, таких как уборка и приготовление еды. Дина чувствовала себя второй мамой, но при этом испытывала постоянный стресс из-за отсутствия времени на свои увлечения и учебу. По словам Аубекеровой, такие ситуации могут привести к чувству несправедливости и подавленности, особенно если родители не уделяют старшему ребенку достаточно внимания.
Под стрессом
Детские психологи, которые ведут свои блоги в социальных сетях, часто поднимают тему старших детей как вторых родителей и в этом контексте подчеркивают, что страх наказания за ошибки в присмотре за младшими усиливает стресс. «Ребенок, который боится вас, не уважает вас. Он выживает рядом с вами», — эту фразу можно прочесть в их высказываниях. Это особенно актуально, если старшего ребенка наказывают за промахи младшего, что в Казахстане, по данным исследований, не редкость.
Статистика подтверждает, что в Казахстане практика привлечения старших детей к воспитанию младших широко распространена, особенно в многодетных семьях. Около 75 процентов взрослых поддерживают телесные наказания для контроля поведения детей, а 67 процентов применяют насильственные формы воспитания. Это указывает на авторитарный стиль воспитания, который может усиливать давление на старших детей, если они не справляются с возложенными обязанностями. Кроме того, исследование UNICEF в стране показало, что 62-79 процентов детей сталкиваются с психологическим или физическим насилием в семье, часто — со стороны родителей или опекунов. Старшие дети, на которых возлагается ответственность за младших, могут становиться «буфером» между родителями и младшими, что усиливает их эмоциональную нагрузку. Например, если младший ребенок что-то натворил, старший может быть наказан за «недосмотр», что формирует чувство вины и несправедливости.
В сельских регионах, где семьи часто многодетные, старшие дети нередко берут на себя функции родителей из-за экономических трудностей. По данным Национального комитета статистики Кыргызстана (схожая ситуация наблюдается и в Казахстане), в семьях с низким доходом старшие дети часто выполняют роль нянь, чтобы родители могли работать.
Современные реалии в Казахстане вносят свои коррективы в традиционную модель воспитания. В крупных городах, таких как Алматы и Астана, где ритм жизни более интенсивный, родители все чаще прибегают к услугам нянь или детских садов. Однако в сельской местности или в семьях с низким доходом старшие дети остаются основными помощниками. Психолог Валерий Бочкарев отмечает, что казахстанская традиция воспитания основана на «почтении к предкам и необходимости знания своих корней», но это не должно приводить к эксплуатации детского труда.
Еще одна особенность — гендерный аспект. В казахских семьях девочки чаще, чем мальчики, берут на себя заботу о младших. Это связано с традиционным распределением ролей, где девочек с детства готовят к роли хранительницы очага. Девочки в таких семьях могут испытывать большее давление, так как от них ожидают не только присмотра за младшими, но и выполнения домашних дел.
Есть и плюсы, и минусы
В семье из Туркестанской области старший сын Айдар с 12 лет присматривал за тремя младшими сестрами. Родители, работавшие на рынке, оставляли его «за главного» на целый день. Айдар выполнял функции няньки, репетитора и даже повара. Однако, по словам психолога Гульжан Аубекеровой, это привело к тому, что он стал замкнутым и начал хуже учиться, так как у него не оставалось времени на собственные интересы. Психолог советует родителям создавать расписание, чтобы у старших детей оставалось время на себя, и подчеркивает важность равного распределения внимания между всеми детьми. Это мнение подтверждает и Валерий Бочкарев, который советует родителям задавать себе вопрос: «Зачем я это делаю?» перед тем, как перекладывать ответственность на старших детей.
Психологи сходятся во мнении, что ключ к здоровому воспитанию — баланс между традициями и учетом индивидуальных потребностей детей, и советуют уделять время каждому ребенку, чтобы избежать ревности и чувства несправедливости, определить четкие границы ответственности. Старшие дети могут помогать, но они не должны полностью заменять родителей. Нужно установить личное пространство — у старших детей должны быть свои интересы и время для них, обучать младших уважению. Младшие дети должны учиться уважать старших, не беря их вещи без спроса и не вмешиваясь в их дела.
Кроме того, современные реалии требуют от родителей большей осведомленности о психологическом здоровье детей. Кампании по просвещению, начатые в Казахстане с 2018 года, направлены на снижение уровня насилия в семьях и обучение родителей ненасильственным методам воспитания. Это особенно важно в контексте традиции «сначала — нянька, потом — лялька», где старшие дети могут становиться жертвами чрезмерных ожиданий.
Казахстанские родители, следуя традициям, могут адаптировать их к современным реалиям, прислушиваясь к советам психологов и учитывая индивидуальные потребности каждого ребенка. Только так поговорка «сначала — нянька, потом — лялька» перестанет быть источником стресса и станет символом семейной сплоченности и взаимопомощи.