Организатор выставки — компания Efes Kazakhstan, создающая сегодня мультифункциональную арт-площадку в Алматы. Инициатива EAS заключается в поддержке увлекательных идей в сфере искусства, а также в напоминании о важности сохранения культурного наследия и истории Казахстана. Куратором экспозиции выступила Оля Веселова.
Жизненные наблюдения — это не только название выставки. Сама профессия фоторепортера предполагает, что его не заменят дистанционные переписки и переговоры, доступные в настоящее время для журналиста. Фотокору надо быть здесь и сейчас, чтобы как зафиксировать самое важное в событии, так и уловить что-то необычное в моменте.
Индивидуальное и общее
Фотокорреспондентов часто называют полевиками, потому что им приходится работать с камерами и другим оборудованием в сложных условиях. Но им, видимо, это нравится. Ощущение адреналина, погоня подчас за недостижимым, желание сделать лучше и интереснее, чем у кого-то другого. Все это объединяет наших авторов. И в то же время всегда можно определить почерк каждого. Это почти так же, как в живописи — сразу видно, что работы сделаны разными людьми.
В данном случае, даже если не знаком со стилем фотографа, все равно улавливается индивидуальный взгляд на окружающее. Если Талгату чаще ближе фактура лиц, то Алексею — огонь движения, как на «картине» со сноубордом в воздухе. Есть у него и «говорящие» цепи после потопов, которые вещают нам о недавней страшной природной стихии.
Алексей признался, что фотография для него — это больше средство самовыражения: «Фотография — это маленький ключик, открывающий множество дверей. В том числе это ключ к двери путешествий. После того как я увлекся фотографией, мне удалось побывать почти во всех крупнейших городах Казахстана и во многих странах. Опять же, это ключ к двери бизнеса, зарабатывания денег. Это еще и расширение круга друзей».
Талгат также поражает своими находками. Он то коня на скаку «остановит», то приметит изрезанные глубокими морщинами лица ветеранов Великой Отечественной войны. А шанырак, сквозь который видна корона гостиницы «Казахстан», поражает глубиной смысла. В этом кадре и связь поколений, и ценное единство народа Казахстана.
«Свой самый первый кадр я сделал в 1977 году, когда родители купили мне фотоаппарат ФЭД, а дядя подарил книгу «В помощь фотолюбителю». Я, естественно, сразу купил пленку и бумагу, проявитель и закрепитель и сделал первые свои кадры. Пленку тогда продавали только в одном фотосалоне на перекрестке Дзержинского — Абая. Потом уже по инструкции я все приготовил и отпечатал, — вспоминает Талгат Галимов. — Сейчас больше всего люблю снимать спортивные мероприятия, потому что они позволяют ловить неожиданные моменты, но также и в полевых статичных условиях мне нравится работать. Тогда уже делаешь постановочные кадры».
Искусство впечатлять и поднимать серьезные вопросы
Если говорить о фотографии, то это не только фиксация события или эмоции. Для журналистики без визуального ряда трудно представить процесс создания любого средства массовой информации. Фотоснимок — это еще и достоверный архивный документ, который не обманет. Фотошоп обманчив и распознаваем. А фотография — это еще и наиболее сложное по технике исполнения искусство, как бы ни менялись технологии и, казалось бы, ни упрощался сам процесс работы.
Чтобы это понять, стоит хотя бы в течение часа поносить на своих плечах технику. Потом попробовать все собрать, выстроить свою «смотровую» площадку, чтобы никому не мешать, поймать или установить свет и в то же время незаметно двигаться в условиях скорости и резких изменений ракурса. На ходу меняются объективы, конкуренты заслоняют возможность увидеть главное, а редакция находится в ожидании лучших кадров.
Искусство фотографии — это профессионализм и стресс. И в то же время страсть и адреналин. Прекрасно, что такие выставки бывают и у фотохудожников появляется возможность рассказать о себе.
— Мы с гордостью отмечаем начало нового сезона вместе с нашими друзьями и партнерами в арт-пространстве Efes Art Space, — отметила на открытии выставки Зейнеп Эркан Альп, директор по маркетингу EFES Казахстан. — Экспозиция «Жизненные наблюдения» призвана подарить зрителям возможность окунуться в мир искусства и обогатить свой внутренний мир новыми впечатлениями и мыслями. Хороший фотожурналист не только фиксирует события, но и создает искусство. Его фотографии могут иметь значительное влияние на общественное мнение, вызывать эмоции и поднимать важные вопросы.
Также на выставке представил свои фотографии молодой автор Ростислав Кобец.
Посмотреть экспозицию «Жизненные наблюдения» можно до 22 мая, включая выходные. Адрес: пересечение улиц Желтоксан и Тимирязева.