Стало ли суррогатное материнство популярным в Казахстане?

Цены на услуги суррогатной матери в клиниках республики гораздо ниже, чем в странах Европы, а закон более лоялен к тем, кто не имеет биологической возможности родить ребенка самостоятельно.

Стало ли суррогатное материнство популярным в Казахстане?

По медицинским показаниям

Пользоваться услугами суррогатной матери из банальной прихоти в Казахстане нельзя. К этому необходимо подходить по определенным параметрам. Супруги, идущие на этот шаг, должны официально состоять в браке, иметь подтвержденный диагноз «бесплодие» или противопоказания к рождению ребенка.

Найти суррогатную маму можно даже самостоятельно, в интернете. В среднем казахстанки готовы отдать свое тело на вынашивание чужого ребенка за 2-9 миллионов тенге. Куда более надежный способ — обратиться в клинику репродуктивной медицины. Там суррогатные мамы проверенные, и, в общем-то, стоит это примерно столько же: от 3 до 7 миллионов тенге.

Однако к вышеуказанным затратам придется приплюсовать еще и стоимость процедуры ЭКО. Стоит она по сегодняшним меркам около двух миллионов тенге. На обследование обоих родителей и суррогатной мамы необходимы дополнительные средства. Примерно 60 000 уйдет на заключение нотариального договора между заказчиками и исполнительницей, чтобы сделка считалась законной. Ведь без юридически грамотно оформленных документов суррогатное материнство может быть расценено как преступление.

Так как суррогатные мамы проходят через искусственное оплодотворение, то требуют они гораздо более чуткого наблюдения врачей. Таким образом, добавим к уже указанной сумме еще около 400 000 тенге. На платные роды может уйти столько же. Также необходимо учитывать, что во время искусственного оплодотворения существует вероятность явить на свет двойню. За двойную работу сурмамам доплачивают. Итого весь процесс деторождения может влететь в 10-15,5 миллиона тенге.

Зарубежные родители

Как сообщают в различных зарубежных СМИ, на фоне мировых расценок услуги суррогатных матерей в Казахстане относительно дешевы. И это якобы привлекает в страну не только туристов, охотящихся за достопримечательностями. Помимо цены прельщает заграничных гостей и защищенность биологических родителей ребенка перед законом.

Конечно, бешеных очередей на услуги сурмам на порогах отечественных клиник экстракорпорального оплодотворения все же нет. И неспроста.

Казахстанские клиники не любят работать с иностранцами, хотя последние проявляют активный интерес к нашим репродуктивным технологиям. Китайская сторона, кстати, даже намеревалась сотрудничать с Казахстаном в этом направлении. Но эту бизнес-идею так и не поставили на поток, так как с этической стороны такое «предпринимательство» возмутительно. Ведь даже воображаемая картина подобного процесса — как казахстанки «производят» детей для «продажи» за границу — вызывает у большинства граждан республики острое неприятие. Наши мажилисмены, видимо, решили так же, поэтому оставили эту процедуру только для граждан республики либо для иностранцев, продолжительное время трудящихся на благо нашего государства.

Нежелание отечественных репродуктологов каким-либо образом «пиарить» эту процедуру вполне объяснимо. Опыт у наших врачей был разный. К примеру, в 2021 году в Казахстане вышла книга «Пять минут, или Технология счастья», в которой рассказана история суррогатной матери, которая оказалась алкоголичкой. На страницах этой книги специалисты поведали о всех сложностях работы в такой ситуации.

Надо понимать, что не всегда суррогатные матери получают достойное вознаграждение за свои услуги. Генетические родители могут не выполнить часть своего договора уже тогда, когда беременность состоялась. Конечно, сурмама может подать за это в суд, но затраты на разбирательство могут не оправдать ту сумму, о которой она договаривалась с заказчиками. Очевидно, что женщины, идущие на такое поприще, изначально не располагают большими финансами. На этой почве еще в 2018 году ООН приравняло коммерческое суррогатное материнство к торговле детьми, и европейские страны стали отказываться от проведения этой процедуры. Этим и можно объяснить попытки иностранцев «родить» ребенка в странах СНГ.

Правда, в казахстанской практике не было еще таких ситуаций, когда суррогатная мама отказывалась бы отдавать малыша или, наоборот, чтобы клиенты в последний момент отказывались брать заказанного ими ребенка. Зато в других странах о подобных инцидентах сообщали неоднократно. В Казахстане это почти невозможно представить, так как у нас и суррогатная мама, и биологические родители защищены законом.

Не исключено, что желающие стать родителями иностранцы и впрямь толпами хлынут в нашу страну. Во всяком случае, филиалы агентств по подбору сурмам у нас уже начинают работать. Осталось лишь найти врачей, которые согласятся поставить эту процедуру на поток.

Профессиональные роженицы

Надо сказать, что закон о суррогатном материнстве в Казахстане был принят в 1998 году. Первый ребенок, рожденный таким путем, появился на свет годом позже — в 1999-м. Процедура совершенно законна. Другими словами, это обычный договор, предметом которого считается долгожданный малыш.

Итак, по закону суррогатной мамой в Казахстане может стать любая женщина в возрасте от 20 до 35 лет. Любая — это значит, что подданство ее не имеет значения. Другими словами, рожать за деньги в РК разрешено всем, даже лицам без гражданства.

Особых ограничений у роженицы тоже нет. Главное — соблюдать режим, принимать при необходимости медикаменты и вовремя посещать врача. Однако у суррогатной мамы есть условия, которые она должна выполнять. К примеру, в договоре оговаривается территория, на которой она должна находиться во время вынашивания ребенка. Если же женщина хочет выехать в другой город, то клиенты должны быть поставлены об этом в известность. Ее телефон не может быть выключен длительное время — за это может быть наложен штраф. Еще в договоре указано, как должна питаться мама, например, запрещено часто есть фастфуд.

Некоторые биологические родители начинают чересчур контролировать суррогатную маму и даже перевозят ее к себе домой. Были случаи, когда по этой причине распадались семьи.

В Казахстане есть закон о браке и семье, в котором целая глава посвящена суррогатному материнству. Этот документ помог многим, но вероятно в каких-то пунктах наше законодательство следует пересмотреть. Например, увеличить возраст суррогатной мамы с 35 до 40 лет. Потому что на практике женщины часто задумываются об этом способе заработка, когда им уже исполнилось 35. В более раннем возрасте девушке по этическим соображениям стоило бы рассмотреть другие способы заработка и самореализации. Плюс эмбрион не всегда приживается с первого раза, а бывает, что вообще не приживается от конкретных родителей. Могут быть несовпадения как на физическом, так и на ментальном уровне. Этому также необходимо уделить внимание. Но, несмотря на то, что сегодня кое-какие спорные моменты в законодательстве и присутствуют, главное — это то, что желающие могут прибегнуть к помощи суррогатных матерей и стать родителями. И на полном законном основании.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру