Приучить автовладельцев к тишине можно и без шума

11.09.2019 в 06:20, просмотров: 482

Тише едешь — дальше будешь: дальше от штрафстоянок, недовольства соотечественников и без лишних трат. Прямоточные глушители хоть и находятся под запретом, «победить» их не удалось до сих пор. А ведь есть действенный метод ликвидации.

Приучить автовладельцев к тишине можно и без шума

Понт и не только

Так уж сложилось, что не всех водителей устраивают их транспортные средства в заводской комплектации. Они стараются выделиться из общего потока, как считают, серой массы, всевозможным тюнингом, то есть модернизацией автомобиля. Грамотный тюнинг, будь то боди-лифт джипа или нанесение узора из стразов, не несет в себе вреда по отношению к окружающим. Однако некоторые личности не ограничиваются трансформацией внешнего вида своего железного коня, углубляясь в более серьезные переделки. И вот тут-то и возникают разногласия.

Одним из пунктов тюнинга, как хорошего, так и не очень, является переделка выпускной системы автомобиля (глушителя). Что это дает? Во-первых, изменение звука, издаваемого работой двигателя. Современные тюнинговые ателье могут собрать такую систему, которая будет издавать не очень громкий, но благородный, урчащий выхлоп, чем-то напоминающий работу спорткаров типа «Феррари» или «Ламборгини». Круто?! Возможно, это дело вкуса, о котором не спорят, но при условии использования дорогих систем.

Во-вторых, установка прямоточной системы выброса выхлопных газов позволяет повысить мощность автомобиля на 5-15% за счет снижения сопротивления во всем тракте. Если объяснять физику процесса, не вдаваясь в технологические особенности, то в обычном глушителе выхлопные газы проходят через несколько лабиринтов, прежде чем вырвутся наружу. А в прямоточных этот путь выстроен практически по прямой.

Недостатком этой системы является значительное увеличение громкости звука, издаваемого автомобилем. Именно поэтому все спортивные автомобили оглушительно грохочут, когда проносятся мимо. И здесь стоит отметить разницу, ведь действительно заряженные автомобили «летают» по специальным трассам и стадионам, а, в свою очередь, домашние «тюнеры» перемещаются по дорогам общего пользования и в жилых зонах, что, естественно, не может не вызывать возмущения окружающих.

Законом давно запрещено колесить на таких «голосистых» тачках. Есть вполне четкая норма — согласно регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», предельный уровень шума выпуска двигателей транспортных средств составляет для двигателей M1 и L (легковые автомобили и мотоциклы) 96 децибел.

Если транспортное средство не вписывается в указанные нормы, то... будьте любезны, оплатите штраф. Не так давно в столице Казахстана полицейские провели оперативно-профилактическое мероприятие «Безопасная дорога», где особое внимание уделили именно «голосистым» автомобилям.

За два дня сотрудники ДПС выявили около 50 нарушений, по результатам которых водители транспортных средств привлечены к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 590 КоАП «Управление транспортным средством, переоборудованным без соответствующего разрешения». С автомашин сняли госномера и поставили на спецстоянку задержанных транспортных средств Нур-Султана до устранения причин запрета эксплуатации.

«В основном водители автомашин марок BMW, Subaru и ВАЗ до 2000 года выпуска ездили с превышением уровня шума, производимого транспортными средствами с переоборудованными системами, в частности прямоточными глушителями», — говорится в сообщении дорожной полиции.

Административная ответственность за нарушение части 7 статьи 590 КоАП предусматривает штраф в размере 15 МРП — 37 800 тенге.

Эгоизм как способ выживания

Профилактические мероприятия, несомненно, мера оправданная, однако ее эффективность стремится к нулю ввиду отсутствия регулярности и большого разрыва между полицейскими рейдами. Если обратить внимание на перечень шумных машин, то в нем не только дорогие иномарки, но и вполне бюджетные «Жигули». То есть владельцы желают не только увеличить мощность авто, но и просто пошуметь. Не секрет, что на автомобильном рынке можно найти дешевые «прямотоки». Они вряд ли сделают из «Лады» такой же мощный автомобиль, как «Порше Каен», но что реветь «Жигули» будут на несколько кварталов — это факт.

Совершенно отдельная тема — мотоциклы. Некоторые представители этого класса ставят громкие глушители целенаправленно. Байкеры объясняют эту модернизацию даже не желанием как-то выпендриться, а практической необходимостью — выделяться в потоке машин. Мол, не уважают нас, мотоциклистов, не видят, подрезают. А громкий выхлоп позволяет создать вокруг мотоциклиста условный кокон пассивной безопасности, поскольку о его приближении говорит громкий рев. Подчеркнем, что отнюдь не все придерживаются этой точки зрения, и даже сами байкеры смотрят на громких соратников искоса. Но доля правды в такой трактовке вопроса все же есть, культура вождения на казахстанских дорогах действительно оставляет желать лучшего. Но! Есть ведь и другие участники дорожного движения — пешеходы. В их рядах дети, беременные женщины, пожилые люди — та уязвимая группа, которой резкие и громкие звуки могут навредить.

Если и менять отношение социума к байкерам, то, вероятно, им следует поискать другие инструменты, которые справились бы и с задачей, и не шли поперек интересов граждан.

Возвращаясь к теме профилактических работ, стоит отметить, что введение единой системы видеонаблюдения дало свой положительный результат. Во всяком случае, на дорогах Алматы мы видим все более упорядоченное движение с сохранением скоростного режима. Это что касается центральной части города. Ближе к окраинам гораздо чаще появляются «шахматисты» и «шумахеры», навязывающие агрессивную манеру езды, нередко допуская нарушения ПДД. Однако уже в обозримом будущем ситуация должна измениться. Согласно данным, озвученным акимом Алматы Бакытжаном Сагинтаевым, число камер увеличат в разы.

На заседании актива города по реализации Послания главы государства он сообщил о том, что в городе установят дополнительно 1000 камер системы видеомониторинга. До конца этого года — 600, еще 400 — в 2020 году. Интеллектуальная система будет проверять места массового скопления людей с функцией видеоанализа и охватом всех ключевых объектов города.

«Это один из важных инструментов обеспечения общественной безопасности. Кроме того, для обеспечения прозрачности работы полиции откроют 11 фронт-офисов во всех районах города. В них посетители смогут получать услуги в комфортных условиях по принципу ЦОНов», — говорится в официальном сообщении.

В ногу со временем

Система «Сергек» и прочие отлично справляются с работой, позволяя выявлять не только нарушителей, заезжающих за стоп-линию, превышающих скорость, но и прочие нарушения. Однако они абсолютно бесполезны, когда речь заходит о нарушителях тишины. И это можно считать главным пробелом в вопросе борьбы с «голосистым» транспортом. Рейды пусть и проводят, но эпизодично, то есть можно допустить мысль, что, даже попавшись, водитель такого авто заплатит штраф и продолжит раскатывать по городу, раздражая своим выхлопным «оркестром» окружающих. А что если за одну поездку, скажем, по проспекту Абая, он соберет два десятка таких штрафов в автоматическом режиме? Их сумма будет такова, что в обратном направлении он, скорее всего, предпочтет добираться на эвакуаторе, не запуская двигатель своего автомобиля.

«Радары», способные измерять и фиксировать уровень шума, — это не какие-то космические технологии, а сегодняшняя реальность. К примеру, в некоторых районах французской столицы они уже появились. Создатели уверяют, что, работая в паре с камерами видеонаблюдения, их система сможет в автоматическом режиме наказывать за превышение допустимой громкости выхлопа!

«Радар» оснащен четырьмя микрофонами, которые замеряют уровень децибел каждую десятую секунду. Полученные данные трансформируются в картинку, которая отображает шумовой след автомобиля или мотоцикла в виде диаграммы. На этапе пилотного проекта около 40 таких приспособлений власти Парижа уже установили рядом с местами отдыха, еще 17 — около крупных строительных площадок.

То есть готовые технические решения уже есть. Единственное, что мешает использовать их по назначению — французское законодательство, которое еще не готово к таким методам борьбы с шумом от транспортных средств. Но работу активно ведут, и этот вопрос должен решиться уже в ближайшее время. Что мешает применить этот опыт в Казахстане? Ведь такой простой инструмент позволит в короткие сроки решить задачу, с которой дорожная полиция, по понятным причинам, не смогла справиться за несколько десятков лет.