Почему власти Туркменистана запретили коронавирус

Эпидемия коронавируса, казалось бы, охватила практически весь земной шар. И все-таки есть страны, куда вирус все еще не проник. По крайней мере, так гласит официальная статистика. Одним из таких государств является Туркменистан. Даже в период экономического кризиса и пандемии он создает впечатление островка стабильности. В республике нет ни одного случая заражения COVID-19, тестов хватает, а вирус не имеет ни единого шанса пройти через границы.

Почему власти Туркменистана запретили коронавирус

Однако в мировые СМИ просочилась другая, не такая позитивная информация: заболеваемость растет, больных держат в бараках без удобств, в стране растет смертность от пневмонии. Но самое возмутительное в этой ситуации то, что людям, пытающимся соблюдать элементарные профилактические меры, грозит уголовное наказание. Что же происходит в самой закрытой стране постсоветского пространства, а также как влияют карантинные меры или их отсутствие на уровень заболеваемости?

Как это было

Начнем с предыстории. В туркменской столице средь бела дня на одной из оживленных улиц появилась женщина в маске. Она надела ее в надежде не подхватить коронавирус нового типа, от которого в панике ищет «противоядие» весь мир. Однако встретившие ее сотрудники полиции вовсе не оценили принятых гражданкой мер. Сначала они остановили женщину и попросили ее паспорт под предлогом проверить прописку. С пропиской все было в порядке, однако командиру патруля не понравилось, что женщина была в маске. Сотрудники полиции сочли жительницу Ашхабада неблагонадежной, обвинив ее в разжигании паники. Ведь в понимании здешних полицейских маска может означать, что туркменка «не доверяет карантинным мерам правительства». При этом подчеркнули, что сами они выходят на службу без защитного приспособления. Задержанная ответила, что она лишь выполняет рекомендации медиков. В ответ на это ее доставили в отделение полиции и оштрафовали на 249 манатов (около 26 тысяч тенге). Штраф требовалось оплатить через банк. Пока она совершала транзакцию, ее паспорт был у полицейских в залоге. На следующее утро, когда женщина оплатила штраф и предъявила квитанцию, ей вернули документ...

Подобный случай в стране не единственный. Каждый человек, идущий по улице в маске и перчатках, рискуют получить штраф за нарушение общественного порядка. Правоохранительные органы вправе силой срывать средства защиты. Повторный выход на улицу в маске или виниловых перчатках чреват арестом вплоть до уголовного наказания.

Важно отметить, что даже слово «коронавирус» в Туркменистане под запретом. Журналистам, врачам, учителям и чиновникам под угрозой увольнения нельзя говорить о COVID-19. Вещание зарубежных СМИ, которые, по сути, могут распространять информацию о пандемии, временно приостановили. Медицинские брошюры, где были упоминания о коронавирусе, изъяты и брошены «в топку».

Могильник как панацея

Как сказано выше, официально в Туркменистане не выявлено ни одного случая заболевания коронавирусом. Это утверждает и сам Президент Гурбангулы Бердымухамедов — врач по образованию. Задолго до того, как оказаться на политическом поприще, он работал стоматологом, главврачом в поликлинике, преподавал в мединституте, возглавлял Минздрав. Это всегда выделяло его на фоне других кандидатов в президенты. Глава государства, заботящийся о здоровье нации и не понаслышке знающий все о системе здравоохранения, привлекал избирателей. Верность профессии Бердымухамедов сохранил, даже став президентом. Ежегодно он пишет книги по медицине и очень этим гордится. За годы во главе государства он издал более 35 трудов о здоровье, лечебных свойствах воды, чая и даже туркменских дынь. Получить в подарок книгу президента — это почти как получить эликсир бессмертия.

Как утверждает туркменская пропаганда, Бердымухамедов всегда держит руку на пульсе и отгоняет все напасти от простых туркменов. Вот и пандемия коронавируса не ускользнула от его всевидящего ока. Пока другие государства были заняты «принятием мер»: закрывали границы и помещали людей на карантин, туркменский лидер обошелся советами из области народной медицины. На правительственном заседании 16 марта он обязал граждан окуривать жилые помещения, магазины, общественные места дымом специфического растения гармала, простым языком — могильника.

Рекомендации президента восприняли как приказ к действию. В государственных учреждениях, школах, детских садах, вузах и торговых помещениях все и везде начали окуривать гармалой. Из-за этого цена одного пyчкa растения взлетела в несколько раз. Помог ли могильник или иные народные рецепты главного врача страны — непонятно. Разумеется, статистики по количеству заболевших коронавирусом в Туркменистане нет ни в одной базе данных. Местный Минздрав не ведет никаких подсчетов даже случаев воспаления легких. Ведь рекомендации лидера страны лучше любых рекомендаций международных организаций. Единственное, что все же предпринимают власти для защиты граждан, помещают всех въезжающих в страну на карантин на две недели.

Находящихся «под подозрением» на время изоляции помещают в карантинный лагерь в отдаленном от жилых массивов районе. Он состоит из небольших контейнеров, которые вмещают в себя многоярусные кровати, стоящие вплотную. Между ними нет перегородок, которые позволяли бы людям сохранять дистанцию. Никаких удобств в помещениях нет. Гарантий, что человек не подхватит какую-либо другую болезнь помимо коронавируса, нет. В антисанитарных условиях это неудивительно. Неизвестно и то, тестируют ли на COVID-19 попавших на карантин. Глава туркменского Минздрава Нурмухаммед Аманнепесов уверял в конце апреля, что в распоряжении врачей есть 30 тысяч тестов и еще 40 тысяч власти заказали за рубежом. Но сколько людей находится на изоляции, у всех ли берут анализы и достаточно ли заявленного количества тестов — неизвестно. Все это тайна, покрытая мраком. Вместе с этим удивление вызывает и то, что, несмотря на полностью окутанное пандемией «окружение», Туркменистан до сих пор «уцелел».

Окружающая среда

В отличие от своего близкого соседа Иран не может похвастаться тем, что беда обошла страну стороной. Несмотря на то, что в стране официально объявили карантин и соблюдали карантинные меры, она остается одной из наиболее пострадавших от коронавируса стран мира. Согласно официальным данным, там зафиксированы 164 270 случаев заражения, 8071 смерть от этой болезни и 127 485 случаев благополучного исцеления.

Такое количество смертей и разрушительных воздействий на национальную экономику Иран не ощущал со времен ирано-иракской войны.

Среди ближайших соседей Туркменистана Узбекистан первым из стран Центральной Азии приостановил международное транспортное сообщение и объявил о карантине на всей своей территории. Первый случай COVID-19 там зафиксировали 15 марта. Власти оперативно создали карантинные зоны во всех областях и начали отправлять туда граждан, прибывших из-за рубежа. Сегодня в стране зафиксировано 3909 случаев заражения, 16 смертей и 3087 случаев выздоровления. Как сообщают в Специальной республиканской комиссии, с 1 июня там сняли ряд ограничений, но при этом государство останется разделенным на четыре зоны: белый, красный, желтый и зеленый уровни, которые регулируют допустимые виды деятельности на их территории.

Непрекращающиеся атаки боевиков, борьба за власть и 42 процента населения за чертой бедности ― рядом с этими давними проблемами в Афганистане теперь стоит пандемия коронавируса. По последним данным, там зарегистрировано 18 054 случая заражения, 300 смертей и 1585 выздоровлений. На фоне других государств уровень выздоровления в этой стране один из наиболее низких.

А вот в соседствующем со всеми перечисленными странами Азербайджане ситуация немного иная. Из населения в 9,981 миллиона человек здесь зафиксировано всего 6522 случая заражения, 78 смертей и 3737 выздоровлений. С начала пандемии в этой стране соблюдали жесткие карантинные меры: выходить из дома разрешалось только после того, как госорганы одобрят разрешение на выход по SMS, а лицам старше 65 лет и вовсе запрещалось выходить во двор собственного дома.

Сегодня карантин немного ослабили: возобновили деятельность музеев и выставочных залов, отменили злосчастный запрет на выход из дома пожилых людей. Сейчас в период особого карантинного режима по стране сохраняются ограничения на въездвыезд из страны наземным и воздушным транспортом за исключением грузовых перевозок, въезд-выезд из городов Баку, Сумгайыт и Абшеронского района за исключением автомобилей специального назначения, в том числе скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных, а также грузовых.

Как мы наблюдаем из вышеупомянутых примеров, ни одни, пусть даже строгие, карантинные меры не сумели полностью предотвратить распространение коронавируса в соседствующих с Туркменистаном странах. Конечно, это не означает, что случаи «короны» нельзя полностью исключить. К примеру, в Северной Корее до сих пор не зафиксировано вспышки пандемии. Эксперты объясняют это более-менее понятно: иностранцев туда практически не пускают, местным жителям выехать за границу проблематично. Однако не все так однозначно. По информации Lenta.ru, бежавший из страны Ким Ми Енг, когда-то занимавший высокий пост в правительстве КНДР, утверждает, что режим «отчаянно пытается» скрыть реальное число погибших и боится, что люди узнают правду. По его мнению, информация о том, что в Северной Корее нет ни одного инфицированного, «абсолютная ложь». Но в отличие от некоторых стран Северная Корея все-таки пытается хотя бы изолироваться. Среди стран, поразивших мир своим спокойствием перед пандемией, Беларусь. Несмотря на то, что по состоянию на 2 апреля в стране зафиксировали 215 случаев заражения, Александр Лукашенко назвал коронавирус «психозом». Все карантинные меры долго игнорировались, пока «наконец» не всплыла ужасающая статистика. На сегодня в Беларуси зафиксированы 45 981 случай заражения, 861 случай смертности и 21 162 выздоровления.

К слову, что касается Туркменистана, неофициальная информация, которая просачивается через соцсети, мессенджеры в различные мировые СМИ, гласит, что в инфекционных отделениях туркменских больниц растет число пациентов. Есть случаи и летального исхода. Ритуальные службы признаются в возросшем спросе на свои услуги. Растет число захоронений. Однако власти по-прежнему сохраняют спокойствие. Возникает вопрос: так зачем же скрывать то, что очевидно? Почему в Туркменистане запрещено произносить слово «коронавирус», не смогли объяснить даже эксперты по Центральной Азии, но они пришли к выводу, что, учитывая уровень государственной пропаганды в республике и то, что с интернетом в стране большие проблемы, власти решили не «заморачиваться». Легче промолчать и сделать вид, что в стране и вправду нет коронавируса. Как отмечает востоковед, специалист по Центральной Азии Рафаэль Саттаров, в последнее время Бердымухамедов активизировался в сфере международных переговоров. То он общается онлайн с властями Испании и Румынии, то возвращается к ближайшим соседям Узбекистану, России. Тема у этих бесед одна — экономические проекты в разных отраслях, будь то транспорт, агропромышленный сектор, энергетика. При внимательном рассмотрении можно понять, что президент всеми силами пытается обеспечить приток инвестиций в страну. Не будет денег — не будет и продовольствия. А проблемы с продуктами питания могут стать не менее серьезной угрозой, чем COVID-2019, ведь в основном все продовольствие поступает в Туркменистан из-за рубежа.

Темур Умаров из центра Карнеги подтверждает, что для властей Туркменистана сейчас признать эпидемию — значит, подложить под себя бомбу замедленного действия. «Властям пришлось бы начать массовое тестирование, ввести карантин, лечить больных. Но туркменская система здравоохранения едва ли готова к этому сегодня», — поясняет он. Ко всему прочему это потребовало бы больших финансовых расходов. Жителям страны пришлось бы объяснять, откуда пришла болезнь, как развивается ситуация в других странах. А отсутствие информации — это фундамент режима Бердымухамедова. Любую ее утечку власти воспринимают как опасность, которая может привести к проблемам вплоть до кризиса. Вряд ли специалистам ВОЗ стоит надеяться на допуск в туркменские инфекционные больницы — скорее всего главный врач страны до последнего будет уповать на «чудесные» свойства могильника и другие средства народной медицины. Требовать и настаивать на визите в медучреждения страны ВОЗ не имеет права. Провести проверку на наличие или отсутствие заболевших коронавирусом организация может только после официального приглашения властей. Но туркменские власти не спешат звать в гости.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру