По сообщению Tengrinews.kz со ссылкой на информацию Бюро национальной статистики, в мае 2025 года количество зарегистрированных транспортных средств в РК составило 6,1 миллиона единиц. Что касается Алматы, то здесь на дорогах ежедневно можно увидеть до одного миллиона автомобилей — более 600 тысяч зарегистрированных в мегаполисе плюс 400 тысяч приезжих из Алматинской области и других регионов Казахстана.
Так что любителям чужой четырехколесной собственности есть чем поживиться.
Так, в Алматы несколько дней назад были задержаны два автовора. Двое поселян из Алматинской области 1973-го и 1981 годов рождения с помощью электронных сканеров открывали салоны машин и похищали оставленное там имущество — гаджеты, деньги и прочие ценности. Другой житель южной столицы решил угнать «Лексус», который сам же недавно продал. Но не получилось, и теперь он обживает камеру следственного изолятора.
Впрочем, по сравнению с 2007 годом все это лишь цветочки.
Приезжие и местные: как были распределены роли
Тогда, в 2007 году, в южной столице не досчитались 341 машины. Хотя это на 11,4 процента меньше, чем годом ранее, поводов для оптимизма у полицейских было немного, ведь из всех этих преступлений удалось раскрыть лишь 126.
Может показаться, что рост числа преступлений произошел вследствие увеличения парка автомобилей. Но важно помнить — угоняли-то не все машины и не из всех районов города.
Занимавший в 2007 году должность заместителя начальника криминальной полиции ДВД города Алматы полковник Александр Кван отмечал, что наибольшее число угонов наблюдалось тогда в Ауэзовском, Алмалинском и Бостандыкском районах.
— Это преимущественно спальные кварталы, где почти нет огороженных или охраняемых парковок, — пояснял он. — В основном это стихийные стоянки вдоль второстепенных улиц. Иногда на таких местах действительно сидит некий «охранник», но его задача сводится лишь к сбору платы за стоянку — около 150 тенге за ночь и 200 в сутки.
Так вот, заплатив «сторожу», владелец машины успокаивается и полагает, что автомобиль защищен. На деле же нередко случается так, что после получения денег «охранник» уходит домой или просто засыпает, особенно зимой, когда на улице мороз до -20 градусов по Цельсию, или же выпивает бутылочку водки для «сугреву» и отключается.
Значительная часть угонов была зарегистрирована именно со стихийных стоянок и из дворов. И если раньше, в нулевых, угонщиками главным образом были местные «специалисты», то после они все чаще стали объединяться в смешанные группы.
— Алматинцы «работали» в тесной связке с приезжими, которых в обиходе называли «сайгаками», — продолжал рассказ полковник Кван. — Это жители сельских районов Алматинской области, южных и восточных регионов Казахстана, а также граждане России, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.
В таких бандах были четко распределены роли: алматинцы «вывешивали» — совершали угон машин и арендовали гаражи (как правило, на окраинах города; например, в Ауэзовском районе или в пригородах Алматинской области), а их приезжие сообщники разбирали там угнанные автомобили на запчасти. После этого хозяева гаражей выходили на авторынки и продавали добычу скупщикам запчастей.
Большинство «сайгаков» — это по сути низкопрофессиональные преступники. Их умение чаще всего позволяет уводить лишь старые автомобили.
По словам Александра Квана, наибольшим спросом у преступников в 2005-2007 годах пользовались «Мазда», Audi 100 («селедка»), Audi 100 С-4 (переходка), Audi 80 («бочка»), Toyota и Mercedes выпуска 19881995 годов. Новички же чаще всего воровали «Жигули». Там просто не было охранной сигнализации.
— Затем же фокус внимания угонщиков переключился на Subaru Forester. Это авто потеснило Audi и заняло вторую строчку по популярности среди угонщиков, — отмечал полковник Кван. — Видимо, запчасти на Audi стало проще доставать, а комплектующие для Subaru дороже и труднее найти.
Из советских моделей наибольшим спросом у преступников пользовались «Жигули». Это объяснялось тем, что «АвтоВаз» выпускал когда-то лучшие советские машины, а «Москвичей» в городе осталось мало, так что рынок запчастей на них практически исчез. «Волги» и «Запорожцы» интереса у угонщиков также не вызывали.
Кстати, новый всплеск угонов автомобилей случился в начале четвертого квартала 2007 года. Однако после задержания семи организованных групп число автоугонов и краж машин пошло на убыль.
Затем активизировалась еще одна банда, члены которой принялись терроризировать жителей Ауэзовского и Бостандыкского районов. После их задержания выяснилось, что рядовыми исполнителями были 16и 17-летние юнцы, а руководили ими двое взрослых, уже успевших отсидеть сроки за аналогичные преступления.
Схема угона была примитивна: выбирали машины без сигнализации и пинали колеса. Если датчик не срабатывал, машину запоминали и оставляли до ночи. Когда же город погружался в темноту, подростки подходили к выбранному авто, разбивали боковое стекло, выдергивали провода зажигания и соединяли их напрямую. Потом уезжали на нем в отдаленный гараж, где и разбирали на запчасти. Иногда двери открывали обычной отверткой или ножницами, обходясь без битья стекол.
В прицеле серьезных угонщиков — элитные внедорожники
— Однако для угонщиков-профессионалов старые «Жигули» не подходили. Им подавай солидные джипы Toyota Land Cruiser, Lexus 470, Mercedes Gelandewagen. На худой конец — новый Mitsubishi Pajero или нечто подобное, — вспоминает наш собеседник. — Современные автомобили тогда были уже оснащены серьезными противоугонными системами, поэтому охотиться за ними могли лишь криминальные «элиты», располагающие специальным оборудованием — импортными электронными приборами, предназначенными для отключения сигнализаций, так называемыми «глушилками». Специалистов, умеющих обращаться с такими устройствами, в те годы было немного. Остальные же угонщики и автоворы вынуждены были поэтому использовать более грубые методы. Некоторые не брезговали даже разбойным нападением на владельца приглянувшегося им авто.
В одной из обезвреженных международных групп угонщиков состояли жители Южно-Казахстанской (Туркестанской) области и граждане Кыргызстана. Роли делились так: казахстанцы выявляли объект и, нейтрализовав владельца, перегоняли машину к пограничному посту Кордай, а их киргизские сообщники обеспечивали беспрепятственный переход через границу. Зачастую бандиты «цеплялись» к жертве на ближайшей стоянке. Там, угрожая оружием, они убеждали потерпевшего поехать с ними «на опознание некой девушки». Это такая психологическая уловка для отвлечения внимания. Однажды жертвой подобной схемы стал даже алматинский криминальный авторитет. Его вывезли за город, оставили привязанным к дереву, а затем угнали его Lexus. Впрочем, потерпевший сумел самостоятельно освободиться, а после чего он отправился в полицию писать заявление. Имени его по понятным причинам мы здесь указывать не станем.
Кое-кого из обидчиков авторитета впоследствии удалось задержать. И они признались, что организатором этих преступных акций являлся один известный киргизский авторитет по прозвищу Еркеш. Украденные автомобили через Карабалту и Ош переправлялись в Таджикистан и Афганистан. Там их покупали местные наркобароны в обмен на наркотики для казахстанских и киргизских организованных преступных группировок.
Насчет Алматы можно сказать, что тут в те годы действовала не одна банда угонщиков и автоворов, а сразу несколько и одновременно. Алматинские автоворы, те, которые специализируются на хищениях из машин, с каждым днем улучшают свое финансовое положение. Часто в этом им непреднамеренно помогают сами хозяева, проявляющие невнимательность или самоуверенность. Они весьма полагают, будто ничего плохого с ними любимыми случиться не может. Например, некий очень самоуверенный генеральный директор одного из алматинских ТОО припарковал свой джип Mitsubishi Pajero возле кинотеатра «Арман». Но вот беда — позабыл забрать из салона портфель с 65 000 долларов США. Вернувшись, он обнаружил, что деньги исчезли...
Так, жертвой разбойников стал водитель одной из алматинских частных компаний. Он припарковал служебный кроссовер Lexus-330 на улице Жарокова и едва успел выйти из машины, как тут же подвергся нападению двух неизвестных. Злобные незнакомцы жестоко избили водителя и похитили из салона автомобиля полиэтиленовый пакет с крупной суммой денег: в нем находилось 160 000 долларов США...
Что касается сегодняшней криминальной ситуации, то, несмотря на снижение числа угонов и автокраж, мы все-таки советуем уважаемым согражданам сохранять бдительность и не забывать в салонах автомобилей ценные вещи, деньги, смартфоны и прочие гаджеты.