Переквалифицировались в «ломом подпоясанных»
Однако так было не всегда. Например, 17 лет назад только в первом квартале 2008 года в Алматы было зарегистрировано 34 (!) убийства, 156 разбойных нападений, 502 грабежа и 22 изнасилования. Причем количество всех вышеперечисленных преступлений постоянно росло. Что же касается краж, в том числе и квартирных, то в первом квартале 2008 года их число вдруг... резко пошло на убыль! Так, за тот же период в 2007-м в городе было зарегистрировано 1676 краж, а в 2008-м — 1502.
На первый взгляд, картина сложилась весьма необычная. Ведь, как известно профессионалам, основным индикатором общеуголовной преступности в стране являются именно кражи. Однако их количество оставалось в республике на прежнем уровне, тогда как в Алматы упало сразу на 10,4 процента. Также в южной столице отмечалось и снижение числа квартирных краж — главного бича оперативников и участковых. (Такие преступления обычно совершают воры-профессионалы, и поэтому раскрывать их наиболее трудно.)
Но в 2008 году по сравнению с предыдущим алматинские домушники внезапно сдали позиции сразу на 36,4 процента — с 324 до 206 краж.
По мнению аналитиков МВД, такая широкомасштабная забастовка воров могла произойти вследствие того, что отечественные любители чужого переметнулись из Алматы в другие регионы республики и даже в соседние страны. Но вот в чем проблема: после снижения количества краж в южной столице в других городах и областях Казахстана их рост не отмечался. Так же, впрочем, как и в соседних странах. К тому же Алматы, являясь крупнейшим финансовым, культурным и деловым центром Центральной Азии, по-прежнему представляет повышенный интерес для отечественных и иностранных бизнесменов. Значит, логично было бы предположить, что запах денег все так же должен приманивать сюда не только воров, но и прочих представителей криминалитета. До 2008 года все так и было. Алматинцев терроризировали домушники и карманники из бывших советских республик. Заключительным аккордом в этом шабаше стало нашествие криминальных авторитетов и воров в законе из Грузии. И вдруг как отрубило!
Возможно, воры в одночасье раскаялись и бросили свое ремесло, кстати, весьма доходное? Однако вряд ли...
Для того чтобы понять картину происходящего в целом, необходимо знать криминальный расклад в южной столице.
Воровская каста приблизительно на 35 процентов состоит здесь из местных любителей чужой собственности, а все остальные — понаехавшие. При этом профессионалами высокого класса является лишь около 15 процентов всех воров. Оставшиеся 85 процентов в «воровской классификации о рангах» имеют самый низкий статус верхушечников. Такие могут стащить только то, что плохо лежит, и «работают» по сути на грани с грабежом — открытым похищением чужого имущества. Видимо, по этой причине наименее профессиональные из воров решили переквалифицироваться в так называемых ломом подпоясанных — грабителей и разбойников.
Осознав, что оттачивать мастерство карманника или осваивать новые методы вскрытия дверных замков не имеет смысла (слишком уж все это долго и хлопотно), они сбились в шайки и принялись отнимать деньги и ценности у прохожих. Кроме того, ряды налетчиков пополнили и тысячи гастарбайтеров, которые остались без работы. Вследствие этого кое-кто из полицейских аналитиков высказал предположение о том, что снижение числа краж в Алматы объясняется экономическим спадом в республике.
Замороженные стройки — это рассадник криминала
Не следует сбрасывать со счетов тех, кого вроде бы нет, а на самом деле они есть — гастарбайтеров.
По данным пограничников, в 2007 году в Казахстан прибыло почти 1,5 миллиона иностранцев, а выбыло на 601 тысячу меньше.
Если половина из них осталась в республике вполне легально, то около 200 тысяч нарушили правила пребывания в стране. Так где же они? Подавляющее большинство в те годы скрывалось на стройках. Но обнаружить их там и выдворить за пределы республики оказалось задачей очень непростой.
Полковник полиции Сарсен Кокебаев, который в те годы занимал должность начальника Управления миграционной полиции (УМП) ДВД (ДП) Алматы, рассказывал тогда, что иностранные рабочие трудились на 157 строительных объектах города.
— Но прийти туда с проверкой сотрудники полиции имели право лишь по предписанию городской прокуратуры. Между тем к этим нелегалам за 3,5 месяца 2008 года присоединилось еще более 55 тысяч человек. Больше всего ехали к нам из Узбекистана.
Большинство гастарбайтеров-нелегалов в то время скрывалось от полиции на замороженных стройках, где они проживали в вагончиках. В результате несостоявшиеся строители вынуждены были наниматься грузчиками на оптово-вещевые рынки или же зарабатывать на кусок хлеба ремонтом квартир. Судя по сообщениям секретных сотрудников — сексотов, состоящих на агентурной связи с оперативниками полицейских подразделений, около трети уличных преступлений тогда совершали именно нелегалы.
Но раскрывать все эти грабежи, разбои и изнасилования было очень сложно. Ведь возле каждой стройки полицейское оцепление не поставишь, а когда тот или иной гастарбайтер оголодает и отправится на «охоту», неизвестно.
И главное — официально всех этих нелегалов просто не существовало.
Вот один пример из многочисленных преступлений, совершенных в то время нелегальными мигрантами. Их очередную жертву обнаружили в феврале 2008 года в Турксибском районе Алматы. Войдя около половины девятого вечера в магазин, расположенный на проспекте Сейфуллина, посетители неожиданно увидели труп женщины. Потерпевшей оказалась сама хозяйка торговой точки. На шее потерпевшей отчетливо был виден след от удавки...
Убийца похитил из кассы дневную выручку — около 55 тысяч тенге.
Согласно официальным сведениям Центра правовых статистических исследований при Генеральной прокуратуре республики, с начала 2008 года иностранцы совершили более 40 преступлений и около 9 тысяч правонарушений. Но это только официальные данные. А какое количество потерпевших не стало обращаться в полицию? Этого никто сказать не может.
Полисмены утверждают, что в подвалах строящихся домов и поблизости от них частенько находят трупы людей, опознать которых не представляется возможным. А сколько потерпевших так и не удается найти?
Понаехавшие успешно осваивали криминальную азбуку
По словам полковника полиции Александра Квана, который в то время являлся заместителем начальника Управления криминальной полиции (УКП) ДВД (сейчас ДП) города Алматы, между представителями отечественного криминалитета и приезжими произошло своеобразное разделение труда. Например, жители Алматинской области занимаются в южной столице разбойными нападениями на автовладельцев и охранников автостоянок. Кроме того, совершают налеты на автозаправочные станции.
Оперативники УКП ДВД Алматы вместе со своими коллегами из ДВД Алматинской области задержали одну такую шайку. В состав преступной группы входили трое приятелей, самому младшему из которых недавно исполнилось 23, а старшему 26 лет.
Жестоко избив сторожа одной из городских автостоянок и похитив два автомобиля — «Тойота Камри» и «БМВ-525», налетчики скрылись в неизвестном направлении. С начала 2008 года эта группа являлась уже третьей по счету, которую удалось задержать. Семеро их земляков предпочитали грабить автозаправки. Вломившись около 4 часов утра в помещение АЗС на улице Жарокова, бандиты жестоко избили оператора и охранника, а потом похитили из кассы более 200 тысяч тенге выручки. В настоящее время все подозреваемые задержаны.
Проанализировав ситуацию, полковник Кван предложил тогда владельцам АЗС установить на территории и в помещениях видеокамеры и чаще производить инкассацию денежных средств. Если преступники будут знать, что в кассе нет крупной денежной суммы, они перестанут грабить заправки.
Подчеркнем, что все вышеперечисленные виды преступлений — «огород» казахстанского криминалитета.
Зато нелегалы-иностранцы к 2008 году прекрасно освоили кражи из автомобилей и грабеж клиентов пунктов обмена валюты. Посетителей обменников они поджидали прямо возле дверей. Если гражданин задерживался там более чем на 20 минут, значит, он снимал крупную сумму. И на выходе из пункта обмена валюты его грабили.
Среди прочих жертвой приезжих воров, специализирующихся на кражах из авто, стала алматинская предпринимательница. Затеяв в своей квартире ремонт, дама забрала оттуда все деньги — 83 тысячи долларов США и драгоценности на сумму более 17 тысяч долларов. Все это она положила на сиденье своего авто. Отправившись отужинать в ресторан, женщина оставила сумку с деньгами и золотыми ювелирными украшениями на сиденье. Вернувшись, она увидела, что стекло разбито, а сумка похищена. Кстати, данный вид преступлений был наиболее популярен в 2008-2012 годах. Ведь ни бить, ни тем более убивать никого не надо. Есть в сумке или портфеле деньги? Прекрасно. Нет? Ничего страшного, в другой машине обязательно будут! Своеобразная рулетка...
Такое вот негласное разделение труда между местными и понаехавшими преступниками произошло в Алматы 17 лет назад. Как говорится, картина маслом...