Развитие Международного аэропорта Алматы – пока одни проблемы

Представители Международного аэропорта Алматы провели брифинг по деятельности рабочей гавани, где рассказали об основных причинах неудобств, ставших уже привычными, а также обозначили планы развития в долгосрочной перспективе.

Развитие Международного аэропорта Алматы – пока одни проблемы

Совсем узкое «горлышко»

За последние два года алматинский аэропорт уже не раз оказывался в центре внимания общественности: постоянные заторы на парковочной зоне, долгое время получения багажа, аншлаги в зоне вылетов и так далее. Этим возмущениям предшествовали еще более бурные дискуссии относительно самого факта продажи крупнейшей воздушной гавани страны. Напомним, в мае 2020 года турецкий TAV Airports Holding (TAV) подписал соглашение о покупке 100 процентов акций АО «Международный аэропорт Алматы». Стоимость сделки составила 415 миллионов долларов.

Здесь, конечно, можно понять реакцию общественности, ведь за 30 лет независимости главная авиационная гавань Казахстана неоднократно меняла собственников, и практически всегда история заканчивалась коррупционными скандалами, которые говорили скорее о деградации аэропорта, нежели о его развитии. Поэтому приход очередного частника общественность приняла в штыки.

Сейчас, спустя три полных года, можно подвести промежуточный итог, результатом которого являются кардинальные изменения. Здесь и строительство нового терминала, и большая работа на внешнем контуре, которая позволила в значительной степени увеличить число партнерских компаний. Речь не только о пассажирских, но и о грузовых перевозках, а также создании новых транзитных маршрутов. В цифрах картина выглядит следующим образом. У аэропорта 87 международных мест назначения, налажено сотрудничество с 35 авиалиниями и 16 грузоперевозчиками. Все это способствует привлечению капитала, увеличению числа интуристов и экономическому росту как таковому. Правда, вместе с ним растет и нагрузка, с которой де-факто сейчас аэропорт не справляется. Теперь обо всем подробнее.

Ключевым спикером на брифинге выступил президент АО «Международный аэропорт Алматы» Альп Эр Тунга Эрсой. И здесь хотелось бы подчеркнуть открытость управляющей компании, ведь это уже не первая встреча с представителями СМИ, на которой первый руководитель присутствует лично, отвечая на не самые удобные вопросы. Прежние владельцы не баловали журналистов таким вниманием.

Во вступительной части президент аэропорта Алматы рассказал о деятельности компании TAV в мире и в Алматы, подвел итоги года и рассказал о предстоящих планах. Он отметил, что в допандемийный период пассажиропоток составлял 6,1-6,4 миллиона человек в год. По итогам 2023 года аэропорт обслужил 9,5 миллиона человек, в 2024 году ожидается увеличение пассажиропотока до 10,5 миллиона человек. Отметим, что на данный момент пропускная способность воздушной гавани составляет всего 2,7 миллиона человек. Это говорит о том, что обслуживать пассажиров с должным уровнем комфорта можно при условии, если в течение года его услугами воспользуется не более трех миллионов человек. То есть Алматинский аэропорт и до приобретения его турецкой компанией не справлялся с нагрузкой, сейчас же TAV удалось поднять пассажиропоток примерно на 40 процентов от показателей 2018-2019 годов. А могло быть как-то иначе? Пожалуй, нет. Ведь Алматы — крупнейший город страны с очень высоким уровнем деловой активности, который постоянно растет.

Художникам на заметку

На самом деле причины такой стратегии понятны, ведь планы у TAV грандиозные, а наращивание оборотов, а значит, и доходов — процесс небыстрый. Как показывают цифры выше, из действующей инфраструктуры выжимать было практически нечего, поэтому единственным верным решением здесь было расширение образовавшегося «бутылочного горлышка» — строительство нового терминала.

Старт строительству нового международного пассажирского терминала аэропорта Алматы был дан в 2022 году, и уже сейчас процесс близится к завершению. На сегодняшний день степень готовности самого здания терминала составляет 87 процентов, центральной инженерной установки — 99 процентов, аэродрома — 93 процента, привокзальной территории — 78 процентов, эстакады — 80 процентов.

Альп Эр Тунга Эрсой отметил, что для терминала были закуплены вся необходимая техника и оборудование, часть из которого уже монтируется. Это система обработки багажа, пассажирские трапы, лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры, системы хранения и транспортировки багажа и другое. Сдать в эксплуатацию новый терминал планируют уже в июне 2024 года. Новое здание будет обслуживать международные рейсы, а действующий терминал после проведения реновации полностью сфокусируется на внутренних вылетах.

На конференции было отмечено, что помимо увеличения числа стоек паспортного контроля и ряда других новшеств также запланировано повышение уровня автоматизации процесса. Появится возможность пройти все процедуры, вплоть до сдачи багажа и прохождения паспортного контроля, в автоматическом режиме, без прямого контакта с работниками аэропорта.

Что это даст? Сейчас из-за недостающего числа тех же стоек регистрации процесс прохождения от входа в аэропорт до гейтов (выход на посадку) в зале ожидания занимает 15 минут. Это, на наш взгляд, еще оптимистичный тайминг, который в часы пик может растянуться на 30-40 минут. Но после полного запуска всех нововведений время должно сократиться до трех-четырех минут, так обещают в TAV.

Для комфорта пассажиров в новом терминале предусмотрены комнаты матери и ребенка на каждом этаже, необходимые удобства для людей с ограниченными возможностями, игровая зона для детей, а также такие дополнительные удобства, как комнаты отдыха, сo-working-зоны, VR-комната и даже туалет для домашних животных. Одним словом, и «шумный» уголок и для развлечений, и «тихий» — для работы. С учетом реновации действующего терминала общая пропускная способность Международного аэропорта Алматы увеличится до 14 миллионов пассажиров в год. Телескопические трапы нового терминала смогут принимать одновременно до семи самолетов в зависимости от размера борта.

Отдельным пунктом хотелось бы выделить идею организации творческих зон, где планируется организовать экспозицию для инсталляции работ местных художников. Еще не решен вопрос с локацией и жанром работ, но то, что творческая зона будет находиться в радиусе нового терминала — точно. Еще одна галерея, посвященная истории развития алматинского аэропорта, появится внутри самого терминала.

Ложка дегтя

По уже понятным мотивам, после запуска нового терминала стройка в аэропорту Алматы не закончится. Да, она не будет такой масштабной и, скорее всего, будет скрыта от глаз посетителей, но работы еще много. Как уже говорилось выше, старое здание претерпит серьезную реконструкцию, которая затронет по большей части именно внутреннее устройство здания, нежели его внешний вид.

В частности, сейчас слабым звеном является место выдачи багажа, причем как на внутренних, так и на внешних рейсах.

Карусель, или ленточные транспортеры, сконструирована таким образом, что в зону получения багажа выходит очень короткий «хвост». Как следует из предоставленного журналистам плана реновации, форму и размеры каруселей будут полностью менять в сторону увеличения полезной площади. Также будет примерно вдвое расширена зона получения багажа, что должно в значительной степени ускорить процедуру.

Вторая проблема, которая, пожалуй, вызывает больше всего критики, — это хаос на парковочной зоне. В аэропорт непросто заехать, но еще сложнее из него выбраться — это факт. Альп Эр Тунга Эрсой приводит две причины сложившейся ситуации. Первая заключается в стройке. Из соображений безопасности парковочная зона, расположенная близ строительных работ, закрыта, что сокращает полезную площадь. Однако если ремонтные работы успеют закончить в обозначенный срок, то совсем скоро этот фактор будет исключен. Также, как пояснил глава аэропорта, в планах заложено значительное расширение: «Скоро будут доступны около 900 парковочных мест с последующим увеличением до 1200 после полного ввода терминала в эксплуатацию».

Вторая проблема заключена в изначально неправильной проектировке привокзальной территории. В идеальном варианте парковочная зона и путь подъезда к аэропорту (места посадки/высадки пассажиров) должны быть разделены и находиться на удалении друг от друга. Сейчас аэропорт ведет переговоры с акиматом города Алматы, чтобы полностью изменить планировку. Сколько это может занять времени — вопрос непростой.

Большие перспективы

Запуском обновленной воздушной гавани трансформация аэропорта Алматы не закончится. В среднесрочной перспективе, в ближайшие 25 лет, запланировано расширение обоих терминалов, что позволит установить дополнительные перроны и расширить число парковочных мест для воздушных судов. Как пояснили эксперты, одной из причин задержек, в частности тех, которые были во время последнего снегопада, является нехватка парковочных мест для самолетов. Просиживать в режиме ожидания могут как те, кто планировал улететь, так и те, кто только приземлился. Вновь прибывшему судну попросту некуда встать из-за того, что задержавшиеся на земле самолеты оказались «пристегнуты» к порталам.

В долгосрочной перспективе, то есть за пределами 2050 года, запланировано строительство еще одной взлетно-посадочной полосы и еще одного терминала, который может расположиться между ВПП. Также в мастер-плане предусмотрена возможность подъезда к аэропорту поездов, как это устроено во многих странах мира. К слову, наличие аэроэкспрессов действительно помогло бы в значительной степени разгрузить парковочную зону, а также дало бы возможность точнее просчитывать время прибытия в воздушную гавань. Но в этом вопросе еще много неточностей, поскольку строительство ветки как таковой — прерогатива акимата города. Поэтому этот пункт, скорее, из разряда мечтаний.

На наших глазах происходит перерождение воздушного порта, и это большой плюс, пусть и сопровождается процесс возведения определенными неудобствами. Окажется ли он таким комфортным, как его представляют, покажет время, причем совсем близкое.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру