Казахстанские предприниматели получают от государства в дар “Золотой аккаунт” Alibaba.com

В Казахстане почти полтора миллиона человек занято в сфере торговли. Основная масса их, разумеется, наемные работники. Однако и самих предпринимателей, они же непосредственные работодатели, в этой сфере немало. И поддержка их бизнеса - одна из важнейших задач государства, ответственного за наличие стабильных рабочих мест в стране. А последним трендом отрасли в последние несколько лет стала цифровизация и интернет-торговля. Как государство помогает бизнесу осваиваться в интернете, мы и попытались разобраться.

Коронавирус и карантин весьма серьезно подкосили торговую сферу. Прошлогодние и нынешние санитарные ограничения привели к закрытию ряда небольших объектов торговли (непродуктовые магазины, кафе и тому подобное). Статистика показала, что в прошлом году только ИП в торговле сократилось больше чем на 30 тысяч. На фоне общих объемов (а в сфере торговли, без учета услуг, работают около 350 тысяч индивидуальных предпринимателей) цифры не кажутся фатальными, тем не менее это не позитивный факт. К слову, торговля - не только самая “густонаселенная” отрасль, но и сфера, в которой зарегистрировано наибольшее число предприятий по сравнению с другими отраслями экономики станы.

В последнее время все больше занятых в торговле, как оптовой, так и розничной, осваивают интернет-сферу. Это позволяет продавцам и производителям значительно экономить на аренде торговых площадей и делает товары более конкурентоспособными по цене.

В 2020 году объем рынка электронной коммерции в Казахстане вырос более чем в два раза, превысив 1,1 триллиона тенге - ее доля в общем объеме розничной торговли составила 9,7% против 3,7% годом ранее. К 2025 году объем интернет-торговли, по прогнозам Минторга, составит не менее 15%.

Но даже при такой скорости развития за период пандемии Казахстан опустился с 56-го до 60-го места в мировом рейтинге по объемам онлайн-коммерции - мир движется в сторону цифровизации огромными темпами. Диджитализация является выгодным каналом для ведения и наращивания продаж не только уже раскрученного бизнеса (с прошлого года в интернет ушел даже высший luxury-эшелон - ювелирно-часовой рынок), но и для начинающих. Последним даже не требуется тратиться на собственный сайт - они работают через маркетплейсы - международные и локальные торговые интернет-площадки. Крупнейшие из них - Amazon и Alibaba.

Последний в Казахстане известен уже давно, и доступ на эту площадку открыт для всех желающих казахстанских предпринимателей. Более того, последние два года Минторг отбирает 50 компаний, которым государство буквально дарит “Золотой аккаунт” Alibaba.com. Статус Gold Supplier на Alibaba.com - дорогое удовольствие стоимостью 50 тысяч долларов в год. Но он дает массу преимуществ: снимаются ограничения на максимально допустимое количество единовременно выложенных товаров, продавец получает приоритет в поисковой системе, можно оформить собственный минисайт на движке маркетплейса. Но самое важное то, что открывается доступ к базе публичных запросов Request for quotation (RFQ), по информации которой можно оценить покупательский спрос, выявить востребованные ниши и так далее. Условием получения этого статуса является также тотальная проверка продавца со стороны маркетплейса: от юридического адреса до физического наличия производства. Все это делается в целях защиты покупателей, со стороны которых, как следствие, доверие к “Золотому поставщику” в разы выше, чем к другим.

К сожалению, из 100 компаний, которые при помощи государства получили этот статус, только 46 решили продолжить торговлю на Alibaba.com. Остальные решили не только не продлевать золотой аккаунт, но и в принципе ушли с площадки. Другие же наторговали через площадку на 45 миллионов долларов (на маркеплейсе размещены более 4000 казахстанских товаров: макаронные изделия, мука, мед, кондитерские изделия, мясо, напитки, растительные масла, мебель, одежда, товары для детей и многое другое), выполняя заказы покупателей из Китая, Македонии, ОАЭ, Омана, стран ЕАЭС и Центральной Азии. Через платформу Alibaba казахстанские экспортеры также ведут переговоры со странами Юго-Восточной Азии (пищевая продукция) и Ближнего Востока (мед, мясная продукция). Страны ближнего зарубежья проявляют интерес к таким видам товаров, как фильтры, текстиль, электротехника.

Недавно Минторг сообщил о наборе еще 50 компаний на Alibaba.com. Как говорят в ведомстве, пока это заключительный набор. Но не исключено, что при заинтересованности бизнеса программа продолжится.

К слову, аналогичная программа по выводу на Alibaba.com существует и в Российской Федерации.

Недавно для казахстанских продавцов открылся свободный доступ еще на один крупный маркетплейс - Amazon.

Как сообщал на своей странице в “Фейсбуке” Министр торговли и интеграции Бахыт Султанов, в результате полугодовых переговоров нашу страну включили “в перечень “разрешенных” на одной из крупнейших в мире платформ электронной коммерции”. Это избавило казахстанских производителей и продавцов от необходимости открывать юридические лица и банковский счет в других “разрешенных” странах, и теперь оплату за казахстанские товары будут проводить через отечественные банковские системы. К слову, этой же весной решилась похожая проблема с необходимостью открытия офиса в России казахстанским продавцам на российских Wildberries и Ozon.

В общей сложности облегченный выход обеспечен казахстанским продавцам на рынок общей емкостью более миллиарда покупателей. По данным агентства Wunderman Thompson, опубликовавшим исследование Future Shopper, через маркетплейсы проходит 42% глобальных расходов онлайн-покупателей. Из них на Amazon приходится 14%. Alibaba занимает шестое место в рейтинге крупнейших мировых брендов и лидирующее место в Азии.

И еще. Государство не просто помогает казахстанским торговцам выйти на электронные площадки, но и стимулирует интернет-торговлю фискально: продажа товаров через интернет не облагается корпоративным и индивидуальным подоходным налогом. Правда, для этого 90% всех сделок продавца должны происходить исключительно в интернете, оплата за товары должна производиться только безналичным платежом, а продавец должен иметь договор с курьерской компанией или иметь таковую собственную.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру