Современные IT-технологии в транспортной индустрии не помогают решать вечные проблемы

Перевозчики Нур-Султана просят увеличить субсидии

Систему по оплате проезда в общественном транспорте столицы Казахстана с помощью биометрических данных начали тестировать на позапрошлой неделе. В следующем году планируют, что этот способ оплаты за проезд используют во всех автобусах города. Но пока одни внедряют «ноу-хау», другие не могут решить «застарелые» проблемы. Перевозчики в очередной раз просят увеличить субсидии либо пересмотреть тарифы на проезд в общественном транспорте.

Перевозчики Нур-Султана просят увеличить субсидии

Тариф или субсидии

Столичные перевозчики просят увеличить субсидии — выделяемых сегодня денег недостаточно, чтобы покрывать расходы.

В Нур-Султане с 21 июля 2018 года ввели дифференцированный тариф на проезд в общественном транспорте. При безналичной оплате посредством транспортной карты стоимость проезда осталась прежней — 90 тенге, при оплате наличными тариф увеличился в два раза и составил 180 тенге.

Первые результаты введения дифференцированного тарифа получили уже через 10 дней. Доля пассажиров, пользующихся транспортными картами, увеличилась сразу на 20 процентов уже в первый день введения электронной оплаты. Сегодня, по данным чиновников, электронными картами пользуются 98% горожан. До введения новых тарифов в среднем в день пассажиры производили валидации на сумму чуть более девяти миллионов тенге. В первые 10 дней — уже более 32 млн тенге. Таким образом, удалось стимулировать граждан к безналичной оплате проезда и вывести из тени 15% оборота средств.

Большим достижением стало увеличение доходов перевозчиков до 40%. Для сравнения, за май 2018 года доходы автопарков составили 1 047,1 млн тенге, из них более 75% — продажи отрывных билетов. В мае 2019 года они составили 1 529,3 млн тенге, при этом доля оплаты наличными была лишь семь процентов. «Раньше эти деньги оседали в карманах водителей и кондукторов. То есть зарплата им, в общем, была не нужна. Конечно, мы столкнулись с противодействием, когда вводили электронную систему оплаты. Однако налоговые отчисления автопарков после этого выросли и в первом полугодии 2019 года составили 1,2 млрд тенге против 860 млн тенге за тот же период 2018 года», — констатировал председатель правления ТОО «Астана LRT» Бекмырза Игенбердинов.

Вместе с доходами автопредприятий выросла и статья расходов. В первую очередь за счет увеличения штата и заработной платы. Все перевозчики перевели своих водителей в штат и начали выплачивать повышенную заработную плату — сегодня она составляет от 200 до 400 тысяч тенге. Стали закупать запчасти, приводить подвижной состав в порядок, перестали использовать «серые» схемы на поставку оборудования.

С введением «белой кассы» стала ясна вся бухгалтерия: объем рынка пассажирских перевозок в столице превысил отметку в 15 млрд тенге, средний ежемесячный оборот системы сегодня — около 1,3 млрд тенге, или более 20 млн транзакций в среднем за месяц. При этом, как считают в ТОО «Астана LRT», нынешний объем субсидий недостаточен — автопарки недополучают по льготным перевозкам 2,5-3 млрд тенге в год, а на бесплатных пересадках (в день их число доходит до 100 тысяч) — еще до 4 млрд тенге в год. Управление социальной защиты населения частично возмещает убытки перевозчиков в размере 1,3 млрд тенге в год на бесплатный провоз граждан льготных категорий, но, как видно из цифр, реальные затраты на провоз льготников в разы выше. В «Астана LRT» опасаются, что если не решить этот вопрос в ближайшем будущем, некоторые автобусные парки будут вынуждены приостановить свою деятельность.

Реальная картина

С учетом удорожания топлива и запчастей перевозчики нуждаются в субсидировании в размере 15,7 млрд тенге ежегодно. Транспортники просят заложить эту сумму в трехлетний бюджет города, таким образом, это 47 млрд тенге. «Разница между доходами и расходами должна покрываться за счет бюджета. Если же бюджет не готов к такому, тогда надо говорить о повышении тарифов на проезд как о втором варианте», — заявил глава «Астана LRT». Правда, успокоил, что «запасной» вариант, если и реализуют, то не ранее 2020 года. Пока все надежды на городской бюджет, но он, как известно, не резиновый.

Получив данные за год, их с расчетами и аналитикой вынесли на соответствующую тарифную комиссию. После этого вопросы будут обсуждать на общественном совете и в маслихате, и только затем станет понятно, каким будет расчетный тариф. Если же городской бюджет не изыщет средства для субсидирования, то будут вводить новые тарифные планы, удобные для горожан. Но об этом руководство «Астана LRT» говорит с осторожностью: «Все маршруты определены как социально значимые, а это тоже социальная сторона. Более чем полгорода передвигается посредством общественного транспорта. Поэтому сейчас вызывать волну недовольства нет смысла. Думаю, совместно с акиматом мы найдем приемлемые и разумные решения».

Между тем директор АО «Автобусный парк No1» Нур-Султана Нурмахан Пулатов представил свои расчеты. По его словам, действующие тарифы не соответствуют прямым затратам предприятия. Так, в среднем за одного пассажира с учетом субсидий перевозчики получают доход 99 тенге, при этом фактическая себестоимость — 189 тенге. «То есть убыток составляет около 90 тенге», — констатировал глава автопарка. При этом в месяц в столице в среднем перевозят до 10 млн пассажиров (с учетом пересадок), из них 16% — льготная категория, восемь процентов — люди с проездными билетами, 10% — дети, которых не субсидируют. Не субсидируют пригородные и экспресс-маршруты, доля пассажиров которых составляет 15%. Исходя из этого предприятию не хватает финансовых средств для обеспечения деятельности. Только краткосрочная кредиторская задолженность автопарка составляет 1,7 млн тенге, из них 1,2 млн — за топливо. Также есть накопленный долг за лизинг автобусов Iveco в сумме 13,3 млн тенге.

Директор АО «Автобусный парк No 3» Бауыржан Тлеубергенов, в котором задолженность по лизингу составляет 2,8 млрд тенге, также подтвердил, что отсутствие субсидирования может привести к невозможности поддерживать и развивать предприятие, а в дальнейшем – даже к банкротству.

К слову, автопарки платят «Астана LRT» почти 13% от дохода, которые идут за обслуживание электронной системы оплаты проезда, SMS-оплату, интернет-банкинг, диспетчеризацию, содержание пунктов моментального пополнения и спецкасс. Председатель правления ТОО «Астана LRT» Бекмырза Игенбердинов назвал еще более высокую цифру реальной стоимости проезда — 198,8 тенге. Ее высчитали благодаря прозрачности новой системы, которая позволила определить реальный пассажиропоток. Горожане платят лишь 45% от стоимости проезда, остальное, как и во всем мире, должно субсидироваться.

Зайцы, нарушители и недовольные

При этом немалая часть пассажиров предпочитает ездить бесплатно. В столице за 10 месяцев этого года зафиксировали 8284 факта уклонения от оплаты за проезд. Сумма штрафа на 10 октября составила 41 859 450 тенге! В свою очередь, перевозчиков оштрафовали на сумму более 109 млн тенге за различные нарушения, а их с начала года насчитывается около 61 тысячи. За это время четырех водителей лишили права управлять транспортом сроком на шесть месяцев. В целом произошло 986 ДТП с автобусами. По вине водителей — 313 (30,7% от общего количества), в результате 150 человек пострадали, двое погибли. За нарушения правил дорожного движения автопаркам выписали штрафы почти на 10 млн тенге.

Новость о возможном повышении тарифа столичные жители восприняли крайне негативно. Претензий к работе компании «Астана LRT» немало. И, хотя в компании заявляют, что с 2014 года закупили 848 автобусов, включая 100 электробусов в этом году, и обновили автопарк на 70%, по мнению горожан, ситуация с общественным транспортом в городе лучше не стала. На некоторых маршрутах до сих пор курсируют старые автобусы с потрепанными сиденьями и не работающими летом кондиционерами. Культура вождения водителей, а также поведение самих проверяющих оставляют желать лучшего. Хотя транспортники и говорят, что проводят работу по улучшению сервиса в общественном транспорте. Ничего не изменилось и во времени ожидания городских маршрутов — многие все так же приходят с опозданием. И хотя прошло больше года после внедрения транспортных карт, до сих пор не продумали удобный способ их пополнения. Многие жалуются, что деньги с карт чудесным образом исчезают, а информация о детализации по- ездок сродни государственной тайне. В городе явно ощущается дефицит терминалов для пополнения транспортных карт. Много нареканий и по поводу новых правил — заходить в салон только через переднюю дверь. Одним словом, тариф повысили, а для удобства пассажиров условий не создали (хотя обещали) — бежим впереди автобуса. Поэтому вполне понятно недовольство горожан, которые не согласны платить за «воздух».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру