Эквивалентность. Время. Природа. История

«Обычно учат историю, как сушеные грибы, навязывая на ниточку... По датам запомнить невозможно. Историю надо учить как простертый ковер... Тогда ты не перепутаешь, потому что будешь не запоминать, а ПОНИМАТЬ...» (Аван Тейлор).

Эквивалентность. Время. Природа. История

В Музее имени Абылхана Кастеева открылась выставка трех современных художников Онура Мансиза, Халиля Петука, Амина Мете Эрдогана из Турции «Цикл: исследуя современное». Экспозиция во многих смыслах экстраординарная — как в предложенном авторами контексте, так и в формах изложения. Здесь собраны работы, транслирующие представления ее участников о природе и истории, следуя традиции великого Леонардо да Винчи, впервые соединившего в себе науку и искусство. Эта своеобразная оптика видения, безусловно, создала у наших зрителей непривычные художественные впечатления, что побудило непроизвольные желания достучаться до необычайных предлагаемых месседжей художников. Сама их заявка предполагает особый ракурс восприятия произведений, в которых происходит синхронизация...

Кураторами экспозиции выступили Оля Веселова и Санжар Серикпаев. Работа Эмин Мете Эрдоган воспринимается как скульптурный горельеф в круге, но с использованием необычных материалов и технологий. И тут как раз уместно поговорить, в каком же направлении искусства представлены эти произведения. Эта выставка притягательна вот этой самой интригой, которая непременно возникает у созерцающих зрителей. Нынче искусствоведы всего мира зачастую даже отказываются давать названия существующим стилям и направлениям. Настолько велико их количество. Возникают новые. Нередко они синкретичны, отказываясь от общепринятой чистоты приемов, а тем более технологий. До сих пор не утихли дискуссии вокруг стиля гиперреализм. От принятия до полного отрицания. Полагаю, уложить представителей этого направления в «прокрустово ложе» — путь в никуда.

У автора живописи Онур Мансиз рефлексия на современный мир через искусство портрета также в самобытном прочтении. Можно подразумевать, что это живописная копия фотографии. На самом деле все гораздо сложнее. Автор не ограничивается точным повторением реальности, а скорее создает ее иллюзию с трансляцией собственного отношения к ней. В противном случае здесь не о чем рассуждать. Использованные приемы вполне типичны: применение аэрографа с сохранением фотоизображения, живописи с достижением ожидаемого сходства модели. Но это вполне осмысленный процесс, где явственно обозначено целеполагание автора. Он создает как бы третью реальность, где прослеживается собственная мифология вкупе с собственным инструментарием. Изображенные модели вполне конкретизированы, исключая одну с завязанным лицом. Для художника здесь интересна не столько конкретная личность (хотя они вполне узнаваемы), сколько их трансляция как некоего объекта. И в этом произведения как бы пересекаются с сюрреалистическим дискурсом, то есть важнее не отражение модели как таковой, а впечатление, создаваемое ею. Портрет женщины с закрытым лицом с очевидным подтекстом, который предстоит разгадать зрителю. Здесь уже существенную роль играют детали фона, как-то: целая система линий, напоминающая структуру ДНК и адресующая нас к сложным размышлениям о природе личности; трансформации в социуме; генетическая предрасположенность; связь с историческим прошлым ее этноса... В композиции превалирует динамичное решение, создающее атмосферу некоего беспокойства. Остальные портреты также являют собой довольно сложные мыслеформы автора при всей их внешней привлекательности. В них отмечаются тщательная живописная проработка с реалистической достоверностью, приближающей их к искусству фотографии; красота цвета в синтезе с декоративно-условной светотеневой моделировкой; изящество линейного рисунка. И все же он не ограничился просто фиксацией образов. Здесь подчеркнутая внешняя статичность моделей вовсе не обозначает их спокойное внутреннее состояние. Как и свойственно гиперреализму, о квинтэссенции чувств могут говорить только некоторые весьма выразительные детали: взгляд, поза, ракурс, акцент на каком-то аксессуаре...

Художник Халиль Петук демонстрирует нам третье состояние реальности. Это черно-белая живопись, создающая удивительную магию как бы тающего воспоминания, ощущение некой недосказанности, ностальгию по чему-то бесконечно ценному и безвозвратно уходящему.

Автор пишет живописную композицию пейзажа, которая затем смазывается, создавая вибрации, действующие на сознание и эмоции зрителей. Это нечто большее, нежели обычное изображение. Художник балансирует между искусством и реальностью и побеждает подразумеваемый смысл произведения. Он создает новую реальность не для эстетического эффекта, хотя в первую очередь именно это бросается в глаза зрителям. Природа, с которой мы были связаны пуповиной во времена детства человечества, уплывает, как мираж, безвозвратно.

«Жизнь вяжет свои петли только по нарастающей и никогда не возвращается, чтобы заштопать разрыв». По-моему, очень точно подходит к концепции трио авторов, глубоко переживающих ситуацию неизменно теряющейся связи времен и постепенного отрыва человечества от естественной среды. И эта аморфность общества непременно приведет к деструктивным явлениям. Как проницательно заметил Виктор Шендерович: «Иногда события происходят поперек исторического потока». И в этом их потенциальная опасность. Гости из Турции предложили нам свой творческий интересный кейс со своими мировоззренческими включениями, заслуживающий нашего неравнодушного адекватного восприятия.

Выставка «Цикл: исследуя современное» является инициативой Генерального консульства Турецкой Республики в Алматы и проходит в рамках сотрудничества проекта Efes Art Space c Государственным музеем искусств имени А. Кастеева. На протяжении последних двух лет Efes Art Space поддерживает казахстанское современное искусство и предоставляет площадку для молодых авторов. Летом этого года проект стал международным и представил для алматинских зрителей работы трех современных авторов из Турции.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру