Ретроспективная выставка Георгия Макарова в музее имени Абылхана Кастеева

В Государственном музее искусств РК имени Абылхана Кастеева алматинский художник и педагог Георгий Макаров представил свою ретроспективную выставку «Страницы». Весь атриум третьего этажа сегодня можно «считывать» отдельными главами. Экспозиция включает свыше 100 произведений, созданных в период с начала 2000-х по настоящее время. Куратором выставки выступила кандидат искусствоведения, заслуженный деятель Республики Казахстан, ученый секретарь ГМИ РК имени А. Кастеева Екатерина Резникова.

Ретроспективная выставка Георгия Макарова в музее имени Абылхана Кастеева

«Таким Макаром Макарова не поймать»

Давно хотелось написать о Георгии Макарове, так как это один из интеллигентных, утонченных, мудрых и талантливых художников страны. Не зря его особенно выделил Герман Титов — теперь уже московский космический художник. Ценят и уважают Георгия его воспитанники, искусствоведы и почитатели искусства. Но вот как-то не получалось написать о нем эксклюзивный материал. Как отметили его друзья, «таким Макаром Макарова не поймать». И правда. Даже в этот раз на открытии выставки приходилось все время сталкиваться с какими-то неотложными вопросами. Однако наша встреча все же состоялась. Надеюсь, что еще одна — совершенно особенная — предстоит в скором времени в его мастерской. Вот куда хочется попасть.

Георгий Макаров родился в Караганде в 1969 году. В этом же городе окончил Карагандинское педагогическое училище. С 1988 живет и работает в Алматы. Преподавал живопись и композицию в многопрофильной гимназии No 79, затем работал в школе «Престиж». Сегодня является руководителем студии NEW при галерее Arvest.

Георгий Макаров — участник свыше 50 международных, республиканских, региональных выставок, автор 15 персональных выставок. Приглашался в качестве члена жюри ежегодного конкурса British Council на лучшее арт-произведение.

Его работы хранятся в музейных собраниях Gyprus Museum Of Modern ARTS (Северный Кипр), Музея изобразительных искусств имени А. Кастеева (РК), Музея изобразительных искусств Караганды (РК), а также в частных коллекциях России, Казахстана, Польши, США, Канады, Германии, Австралии, Италии, Азербайджана, Кубы, Анголы, Чехии, Испании, Армении.

«На протяжении более 30 лет творческой деятельности Георгий Макаров создает множество серий, где реальность переплетается с вымыслом, герои мифов и легенд оживают, а обыденные предметы обретают возвышенные смыслы и индивидуальные черты. На новый уровень понимания он вывел жанр натюрморта, раскрыв в нем безграничные возможности. Меняя форму и содержание предмета, художник трансформирует натюрморт в метафорический пейзаж или символический портрет. Этой теме посвящены серии с красноречивыми названиями «Теорема о сахаре», «Кипение», «Гадание на кофейной гуще», «Тихая жизнь», «Трапеза», «Кухонные байки», — пишет о нем Екатерина Резникова.

«Прочитать» удивляющий мир художника всегда любопытно. А название этой выставки «Страницы» он поясняет сам: «Идея названия выставки не была сложной, так как хотелось просто представить, показать свой творческий период — начиная с 2000 года по 2024-й, чтобы и самому увидеть все созданные работы и все серии. И мне сразу пришла в голову мысль, что это сильно напоминает книгу, в которой каждая новая серия — это новая глава. И если говорить о каждой отдельной выставке, каждой серии, то тоже не было проблемы, потому что название каждой приходит из идеи, которую хочешь донести миру.

«Приходя в мир, человек получает «Книгу жизни» с чистыми страницами, которые заполняет на протяжении всей своей жизни. У одних она пишется легко, свободно, другим приходится переписывать, исправлять, вырывать и доклеивать страницы...

Так и художник на протяжении всего творческого пути творит свою книгу, пишет, рисует истории придуманного им мира — мира, полного чудес, переживаний, размышлений, образов. Каждый творческий этап — это новая страница книги, каждая картина — новый герой, приходящий в этот мир, создаваемый художником», — пишет в релизе художник.

А на выставке поясняет, что каждая созданная им работа любима только на определенном этапе, то есть в момент ее сотворения.

«После этого я теряю к работе интерес, потому что это уже как высказанные слово, идея, возвращаться к ней нет смысла, — делится Георгий Макаров. — Есть только темы, к которым хочется вернуться. Практически все мои темы вращаются вокруг средневековой истории. В них есть Дева, Единорог, Лев, Дракон. То есть те ипостаси, которые живут вокруг и внутри нас. Это также и наша борьба с ними, и истории, которые вытекают из них. Что касается зрителей, то мне больше хочется не зацепить их чем-то, а привлечь к процессу. Любому зрителю прежде всего стоит обратить внимание на свой внутренний мир, на свое взаимоотношение с теми картинами, которые они видят перед собой.

Поэтому в моих работах есть элементы, о которых люди спрашивают, зачем они нужны. А они необходимы, чтобы увлечь зрителя в процесс рассмотрения, участия в сюжете. К примеру, у меня есть работы, сделанные на коврах. Здесь я отталкиваюсь от национальной идеи, потому что в Казахстане было сильно развито ковроткачество. Мне хотелось делать такие архаические работы, на которых появляется что-то новое. Помните, как издревле ковер передавался из семьи в семью. Естественно, при этом он претерпевал разрушения и его дошивали какими-то фрагментами. Так и я попытался нанести свои сюжеты и темы на ковры, которые могли существовать несколько лет назад».

Экспозиция получилась просто магической, и, конечно, ее нужно увидеть, рассмотреть своими глазами. Георгия Макарова все равно не часто поймаешь, а его творчество стоит глубоких размышлений. Выставка «Страницы» продлится до 7 апреля 2024 года.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру