Не было в нем уже такой шокирующей пестроты тенденций и разнообразия исполнителей, той изначальной неожиданности, которой отличался зачин. Зато были хорошо заметные растянувшиеся расстояния, установленные между участниками и всеми прочими.
Чем Алма-Ата удивляла гостей
Члены жюри и самые высокие гости конкурса вели жизнь скрытную и малозаметную глазу, появляясь перед глазами лишь во время конкурсных выступлений на своем «VIPнасесте», отделенном от всего остального «Медео» оградой и недремлющим «омоновским» оком. Жили они не в гостинице «Казахстан», а в хорошо охраняемой правительственной резиденции. Потому очень сложно сказать, чем было занято их внеконкурсное время.
Однако всю фестивальную братию (независимо от сословных различий) еще возможно было застать в одном месте. Как-то, например, она побывала на презентации «Тенгри-Умай» — самой первой в Казахстане галерее современного искусства, созданной искусствоведом Владимиром Филатовым и располагавшейся в те годы на первом этаже Русского драмтеатра имени Лермонтова. Это был воистину звездный час для галереи и ее основателя. Потому как «актуальное искусство», определявшее в те годы продвинутость культуры общества, получило высокую оценку от апологетов «актуальной музыки» со всего света.
«Это очень хороший уровень!» — заявила, к примеру, Джуди Масса — музыкальный директор пресловутого знаменитого «Голоса Америки». И не только заявила, но и подкрепила заявление азартно-весомыми покупками в лавке галереи, откуда ее вызволил лишь жесткий регламент времени. Встречей в «Тенгри-Умай» тогда явно остались довольны все — и гости, и хозяева.
Вторым объектом внимания гостей стала коллекция моделей одежды, представленная очаровательными манекенщицами «Дизайн-моды». Даже для самой руководительницы коллектива Татьяны Антоненко явилось неожиданностью, что коллекции откровенно (забыв про свой Париж) рукоплескали французы.
«Это действительно высокая мода!» — так звучала оценка мэтра из «Спейса» Дидье Маруани, ставшая изысканной рекламой для молодого коллектива «Дизайн-моды». Кстати, и месье Маруани слов на ветер также не бросил: не откладывая в долгий ящик, тут же поехал в мастерскую модельеров и прикупил кое-какие шмотки-вещички, в коих не стыдно было бы выйти и на парижские улицы.
Интересов Масса. Азия и Америка — в два голоса!
Вернусь к Джуди. Ее присутствие на фестивале организаторы представили как одно из основных достижений (вторым было анонсированное появление «самой Патрисии Каас»). Американцы в те годы еще казались бывшим советским гражданам носителями высших истин и ценностей, представителями некой касты земных небожителей, на которых все мы не только равнялись, но и молились.
А тут «сама Джуди Масса», музыкальный директор (тут придыхание!) самого «Голоса Америки». Того самого, который еще несколько лет назад слышали только самые отчаянные диссиденты — ночью, под подушкой!
С Джуди мечтали поручкаться все, да не всем довелось. Не помню как, но я получил-таки заветный доступ к сокровенному источнику высшей мудрости. Разговор наш был примерно таким.
— Джуди, впервые в Алма-Ате? Как вам у нас?
— Очень впечатлена и думаю, что это прекрасный город. Мне нравятся широкие улицы, высокие деревья и очень приветливые люди.
— А фестиваль? Вы ведь, думается, бывали на многих подобных и вам есть с чем сравнить?
— Уровень прозвучавшей музыки? Неплохо. Понравилось, что в ней так явственно соединяются Восток и Запад.
— Может ли она стать популярной в Америке? Станут ли американцы танцевать под нашу дудку?
— Дудку? А, шутка такая? Музыка, которую я услышала здесь, обязательно будет популярной в Америке. Потому что в этой музыке присутствуют живой дух и ритм самой жизни. Она заставляет танцевать, а американцы очень любят танцевать.
— Что показалось самым неожиданным?
— Я, честно, ехала, очень плохо понимая куда и для чего. Никогда раньше не бывала в этой части мира и не представляла, что тут услышу. Говорят, бывает только два вида музыки — хорошая и плохая. Так вот, здесь я, повторяю, услышала очень хорошую музыку!
— У себя на «Голосе Америки» вы как-то планируете раскручивать «Голос Азии» и эту «очень хорошую музыку»?
— Конечно! Как приеду в Вашингтон, первым делом составлю программу, посвященную исполнителям этого фестиваля. И их услышат во всех странах мира. Потому что везде есть «Голос Америки».
— «Голос Азии» и «Голос Америки» зазвучат в унисон?
— Более чем хочу этого! Нынешний приезд я рассматриваю лишь как закуску, призванную вызвать аппетит перед обедом. Поэтому с нетерпением буду ждать основного блюда! Собираюсь побывать у вас еще много раз!
— У нас страна сегодня во многом равняется на Запад и Америку. Заглядывают вам в рот. От чего вы хотели бы предостеречь наших музыкантов и исполнителей, чего пожелать им?
— В рот? А, поговорка... Думаю, что сила западного исполнительства — в постоянной связи искусства с бизнесом. Если ты вовлечен в музыку, то должен понимать и все, что идет рядом с музыкой. Но мне хотелось бы дать такой совет: прежде всего нужно научиться оставаться самим собой, а затем уже учиться тем вещам, которые относятся к бизнесу.
— Вечером — музыка, а утром — деньги? Неужели музыкант обязательно должен быть бизнесменом?
— Да, но бизнес ни в коем случае не должен превалировать над музыкой, искусством. Дело в том, что у каждого артиста для деловых вопросов есть менеджер. Так вот, я желаю каждому вашему исполнителю найти себе хорошего менеджера!
Вот уж воистину случай, когда пожелания американки легли на унавоженную почву и проросли, как того и желалось!
Немецкая фантастика на казахской земле
Одним из спонсоров того фестиваля была германская фирма грамзаписи Blue Flame reсords. А вот ее планы воспринимались в те времена сущей фантастикой.
«Грамзапись» — производное от слова «граммофон». Что такое граммофон, тогда еще представляли многие. Чего нельзя было сказать о продукции немецкой фирмы — лазерных компакт-дисках. Один из которых — двойной альбом, составленный по результатам прошлогоднего конкурса, был, ко всеобщей радости, подарен присутствовавшим журналистам.
Диск этот несколько лет пролежал у меня на видном месте в качестве диковинного сувенира. Глядя на него, я думал, как было бы здорово, если бы кто-нибудь побеспокоился одарить нас и соответствующей воспроизводящей аппаратурой, которую многие из нас и в глаза не видели!
Выпуская диск, фирма «шла на определенный риск», но, «хотя продажа в Европе еще не началась», навязчиво ощущала, что «риск оправдан». И потому с уверенностью продолжала начатое, пристально присматриваясь к участникам «Голоса Азии-92».
Кстати, в Алма-Ате рисковые немцы вели переговоры о выпуске дисков с узбекской звездой Юлдуз Усмановой и группой «Парвин».
Дождливое лето 1992-го
Но главное все же происходило на «Медео», где драматичность ситуации усугублял перманентный дождь, прибавлявший хлопот бригаде, обслуживающей «лучшую в СНГ» аппаратуру. (Дожди, кстати, и подрубили посещаемость фестиваля, который со временем перекочевал из «Медео» в город, а потом и вовсе прекратил существование.) Запомнилась большая лужа на поле, посреди которой сиротливо стоял автомобиль «Вольво» — вожделенный приз победителю.
Но публика, несмотря на погоду (и цены!), на «Медео» была. Правда, не обильная. Так, на открытие продали шесть тысяч билетов, на первый конкурсный день — четыре тысячи. Правда, публичность мероприятия здорово возросла, когда стало известно, что самая ожидаемая гостья неожиданно появилась в Алма-Ате перед самым полуфиналом. Кто-кто, а Патрисия Каас умела собирать стадионы!
Кстати, несмотря на отмечаемое качество, аппаратура наша не совсем устраивала некоторых участников. По этой причине Маруани, к примеру, не очень радовал поклонников своим искусством. Приходилось только сетовать на то, что прошли те времена, когда кумиры ездили вместе со своей скрипкой — для того, чтобы доставить из Парижа в Алма-Ату все необходимое для выступления, потребовалось бы фрахтовать два «Боинга»!
Кто мелькал среди участников «Голоса Азии» в 1992-м? На финал я тогда не попал — уехал в командировку. Так что в моих записях сохранились лишь финалисты.
Во-первых, четверка казахстанских исполнителей. Двадцатипятилетний студент Казахского педагогического университета Медеу Арынбаев и его ровесник из Кустаная Манарбек Байтасов, Кульжанат Тустыкбаева из Талды-Кургана и корейский ансамбль из Алма-Аты. Во-вторых, большая группа участников от стран Тихоокеанского региона: Чан Кон Уах Марк (Сингапур), Джосилин Брионес (Филипины), Шин Хе Бам (Корея), Гао Хун (Китай). А еще Шейхназ Сюймер из Турции и группа наших земляков по уже бывшему Союзу: «Парвин», «Калмыкия», Альберт Сигалов, Равшан Закиров, Жылдыз Осмоналиева.
Кто из них остался в истории популярной музыки — вопрос не ко мне. Я в этой музыке не остался точно...