«Ожившие» картины: реинкарнация легендарного Сергея Калмыкова

Если человек талантлив в какой-то ипостаси, вероятнее всего, он проявится и в другой, и в третьей. Совершенно неожиданным стало открытие стилиста Ларисы Стародубцевой в роли режиссера-постановщика, художника-оформителя, костюмера и гримера для «оживления» фантастичных и сложных по своему замыслу и исполнению полотен самого загадочного художника Алматы Сергея Калмыкова.

«Ожившие» картины: реинкарнация легендарного Сергея Калмыкова

За основу «реинкарнации» были взяты полотна «Человек с Орденом Мухи», «Завтрак в Алма-Ата», «Пират», «Портрет Жака Фурро», «Кариатиды», «Принцесса» и серия картин на балетную тему. Фон этих произведений воспроизведен стилистом в большем по размеру объеме из бумаги, тканей и красок. Костюмы для героев сшиты, склеены, собраны также из бумаги, тканей, лент, корсетов, деталей нижнего белья и различных аксессуаров. Грим, боди-арт, парики, прически, шляпы, обувь — весь необходимый реквизит с холстов также сделаны Ларисой. Автор великолепных фотографий — Деонисий Мить. Здесь, правда, мы дадим их в сжатом формате, но по ним тоже можно увидеть всю виртуозность исполнения проекта «Ожившие картины».

А началось с эксперимента в Государственном музее искусств имени А. Кастеева, когда искусствовед Оксана Танская обратилась к Ларисе с предложением «оживить» для «Ночи в музее» какие-то известные картины. До того стилист уже принимала участие в подобных проектах с мастер-классами по созданию образов на основе произведений Пабло Пикассо, Абылхана Кастеева и Эгона Шиле.

Для «Ночи в музее» были отобраны три сюжета, а следующие проекты Лариса создавала вдогонку по зову и желанию души. Кстати, инсталляции с Человеком с Орденом Мухи, самой Мухой и кариатидами вызвали в музее Кастеева небывалый ажиотаж. С ними фотографировались, о них писала пресса, правда, меньше всего о самой создательнице композиций. Досадно, что сегодня эти проекты никто не может видеть. Сохранившись лишь на фотографиях и в памяти, а также как разобранные детали в авторской «Студии красоты 38А», они ждут своего экспозиционного и звездного часа. Словом, мы решили восстановить справедливость и представить вам автора уникального проекта и рассказать о некоторых моментах его создания.

Лариса Стародубцева, хозяйка «Салона красоты 38 А» Алматы, архитектор по образованию с дипломом отличника и победами на всесоюзных конкурсах, профессиональный стилист, визажист, автор проектов по боди-арту и созданию образов для международного журнала «Академия стиля», победитель в его номинации «Мастер года. Зима-2020», создатель проектов по воспроизведению работ многих известных художников, артинсталляций и, собственно, 12 масштабных многоплановых работ по картинам гения Сергея Калмыкова.

— В моих первых шести работах снялись Деонисий Мить, Светлана Бейсеева, Сева Демидов, Сергей Червяков, Сергей Черкашин, а в роли кариатид — дочки Аружан Саин— Диана и София. Себя я увидела в «Принцессе», — делится Лариса Стародубцева. — Вы видите перед собой репродукции работ Сергея Калмыкова — «Человек с Орденом Мухи», «Завтрак в Алма-Ата». Муху Калмыков ненавидел, считая ее символом войны. А вот и она в качестве ордена на кителе, и за завтраком в городском кафе. Эти работы написаны Калмыковым в 1961 году на фоне той Алма-Аты, и мы узнаем за окном кафе наши горы, наш бриз, слегка развевающий легкую ткань штор, высокие столики-одноножки, за которыми мы ели мороженое, деревянные скамеечки, на которых любили сидеть. А в качестве фона для «Человека с Орденом Мухи» идут какие-то подводные лодки времен Карибского кризиса, какие-то крокодилы. То был мир на грани войны. Когда я прочитала о Карибском кризисе, мне стало страшно, как люди жили в этом ожидании чего-то ужасного. А посмотрите на красные глаза нашего героя, на его голову и что в ней! А в его мыслях балерина, одни женщины, сытая жизнь и ордена, которые он получит за эту войну.

Образ «Человека с Орденом Мухи» представили два человека: Деонисий Мить, популярный фотограф Алматы, и Сергей Черкашин, знаменитый художник-дизайнер. Роль Мухи исполняли ведущая артистка театра кукол «Зазеркалье» Маргарита Царева и Светлана Бейсеева, супруга Деонисия.

Конечно, каждая композиция с героем, фоном, ожившими предметами и аксессуарами — работа всей команды, людей, олицетворяющих персонажи, фотошопа в руках такого волшебника, как Деонисий Мить. Но основная часть, точнее глобальный объем творчества — это фантазии, креативность, талант и мастерство Ларисы Стародубцевой. Посмотрите, как повело стакан в работе «Завтрак в Алма-Ата». Мастерица использовала для этого соединение бумаги и граненого стакана из стекла, а далее его «доработали» фотокамера и технологии.

— В «Жаке Фурро» я расписала чашечки, стаканчик, частично ткань на костюме, фоне и скатерти. А в самой работе Калмыкова мы также узнаем «картинки» старой Алма-Аты — трамвайчик, милые сердцу трехэтажные дома, нашу золотую осень. И калмыковский «Жак Фурро» также сидит в кафешке, и перед ним приборы, как у Мухи. Этот образ «озвучил» алматинский мим и артист Сергей Червяков. Совершенно чудесной считаю «Кариатиды» Калмыкова. А на кого опирается мир? Конечно, на наших детей! Вот они в этой картине, как какие-то космические создания, держат наш мир, и слон здесь изображен как добрый символ, и наклон интересный у всех, и рассвет, золотом залитый, и корабли, идущие вперед.

Дочки-близнецы защитницы детей и матерей Аружан Саин тоже великолепно справились со своей ролью и «сыграли» маленьких, но величественных кариатид.

А для образа «Пирата» очень подошел Всеволод Демидов, популярный «алматинский артизан». Практически все детали для его героя создавались из папье-маше, перьев, органзы, тканей и лент. Заготовку для шляпы Сева сделал сам, использовав в качестве основного декоративного элемента посудную тыкву. После этого головной убор в соответствии со стилем Сергея Калмыкова расписала Лариса. Свитер был взят у самого Севы и также расписан стилистом.

А серия из шести картин с темой балета была «озвучена» артистками Государственного Академического театра танца Булата Аюханова: Данной Еркимбаевой, Айнур Мукашевой, Айнур Нуспековой, Анной Бурловой, Алтын Айтжан, Гульжанат Каламгазиной, Жанар Кушербаевой.

Лариса Стародубцева не получила за эти фантастичные по исполнению произведения (попробуйте воссоздать шедевры Калмыкова!) ни денег, ни наград, ни популярности и не ждала их. Это порыв души человека, похожего на самого Калмыкова — алматинского «гения первого ранга межпланетной категории». Но видеть все это хочется в реальном доступе! А значит, наступит момент для авторской экспозиции-перформанса, и мы, возможно, будем в нем задействованы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру