МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Страх быть отверженным

Буллинг начал маскироваться и стал еще опаснее

Буллингпревратилсявглобальную современную проблему образования и психического здоровья детей и подростков. Исследования показывают, что примерно трети несовершеннолетних во всем мире приходится сталкиваться с этим негативным явлением хотя бы раз в месяц.

Последствия для здоровья, эмоционального фона, успеваемости и общего развития очевидны: тревожность, депрессия, снижение самооценки. Все это тормозит полноценную социализацию и личностный рост.

Наше издание приводило подробную статистику, связанную с этой проблемой, в No 46 от 19 ноября в материале «Тени школьных коридоров». Примерно каждый пятый подросток в Казахстане (возраст 1115 лет) либо сам участвует в буллинге, либо становится его жертвой ежемесячно. А это негативно сказывается на психическом здоровье. Дети, подвергшиеся буллингу, имеют значительно более высокие шансы испытывать тревогу, депрессию, низкую самооценку, проблемы со сном.

Не бороться с буллингом, а создавать атмосферу, в которой он не сможет проявляться, призывает педагогическую общественность международный и командный коуч ICF, мастер государственного управления для руководителей, аккредитованный бизнес-тренер НПП «Атамекен», тренер АГУ при Президенте РК Марина Шиллер.

— Очень часто первые звонки никто не видит: ни родители, ни преподаватели. Наш бег по кругу, насыщенная информационная жизнь не дают распознать начальные признаки. А потом бывает поздно. Буллинг — не повод бороться, а повод понять, — говорит эксперт.

Марина Васильевна, в частности, выступила на семинаре-тренинге «Когда поведение говорит громче слов: понимание буллинга и девиации как пути к осознанному педагогическому действию», состоявшемся в Темиртау. Встречу организовал городской молодежный ресурсный центр в рамках проекта для педагогов.

Обучающий форум собрал специалистов, преподавателей и других участников, заинтересованных в создании безопасных и здоровых образовательных пространств.

Сегодня важно повышать осведомленность и развитие навыков распознавания, профилактики и реагирования на буллинг и девиации среди школьников и подростков, понимать его природу и формы проявления от физической и вербальной агрессии до социального исключения и кибербуллинга. На тренинге обсуждались социальные, психологические и семейные факторы, способствующие подобному поведению, психологические последствия: влияние буллинга на здоровье, самооценку и развитие детей; методы распознавания: признаки повторяющихся конфликтов, дисбаланс сил, проявление агрессии и признаки травмированных детей; профилактика и вмешательство: стратегии создания безопасной среды, развитие эмпатии, навыков коммуникации и формирование культуры уважения.

В республике отмечается рост внимания к кибербуллингу. На портале государственных услуг он описан как агрессия с использованием интернет-технологий, адресованная детям/подросткам, с серьезными последствиями. Иными словами, Казахстан не в отрыве от глобальной тенденции: проблема актуальна и требует действий.

Видеть тоньше других

Буллинг присутствует не только в школе и не только среди детей. Очень важно отметить, что он может касаться взрослых и их среды, то есть работы или сообществ.

Проведенное в рабочих коллективах исследование показывает: 15-19 процентов работающих взрослых подвергаются буллингу (включая социальную изоляцию, агрессию, подрыв работы). В контексте взрослых буллинг часто проявляется как травля на рабочем месте (моббинг), давление, дискриминация, игнорирование, саботаж. Поэтому стратегии борьбы с буллингом должны охватывать не только школы и подростков, но и рабочие места, университеты, онлайн-пространство, сообщество.

На что стоит обратить внимание ребенку, родителям, педагогу или любому взрослому:

  1. Повторяемость: поведение происходит не разово, а регулярно. Например, человек получает насмешки, обзывания, исключается из группы снова и снова.
  2. Неравенство сил: агрессор имеет какую-то силу (физическую, социальную, репутационную, цифровую) или чувствует, что может воздействовать без последствий.
  3. Разные формы — физическая: толчки, удары, отбирание вещей; вербальная: обзывания, угрозы, насмешки; социальная либо реляционная: исключение из компании, распространение слухов, игнорирование; кибербуллинг: оскорбления в интернете, рассылка унижающих сообщений, публикация компрометирующих материалов.
  4. Последствия: жертва становится тревожнее, имеется резкая перемена в поведении, избегание школы или работы, ухудшение успеваемости и продуктивности, физические симптомы (головные боли, плохой сон).
  5. Контекст: ситуация может быть скрытой (особенно онлайн или среди взрослых), поэтому важно наблюдать и слушать.

— Буллинг — это не новое явление, — говорит Марина Шиллер. — Но сегодня он стал куда тоньше, незаметнее и, пожалуй, опаснее. Он не заканчивается за дверями школы, а продолжается в чатах, сторисах, переписках. Он бывает не только физическим. Часто — эмоциональным, социальным, когда человека просто «не замечают».

Когда его не зовут, не включают, когда молча создают атмосферу отвержения. И самое страшное, что буллинг начинается не с удара. Он начинается со взгляда, шутки, молчаливого согласия толпы.

Я часто говорю: с буллингом не нужно бороться — нужно понимать, как его не допустить. Слово «борьба» само по себе рождает напряжение. Когда мы боремся, мы уже внутри конфликта. А ведь в теме человеческих отношений важно не противостоять, а создавать пространство, где нет необходимости нападать или защищаться. Буллинг нельзя победить как вирус. Но можно создать атмосферу, где он просто не сможет прижиться. Это про культуру общения, эмпатию, внимание к чувствам и разности. И начинается все это со взрослых. Убеждена, что педагог — это человек, который видит тоньше других. Он замечает то, что не видно сразу: как ребенок вдруг замкнулся, стал чаще болеть, перестал смеяться, избегает общения или, наоборот, провоцирует. Это все — сигналы, и важно научиться их слышать. Не обвинять, не ставить клеймо, а спросить: «Что с тобой? Как ты себя чувствуешь?». Иногда одно это простое внимание может изменить многое. Я замечаю, что взрослым бывает трудно, ведь мы привыкли реагировать на поведение, а не на состояние. А ведь поведение — это язык, на котором ребенок говорит с нами. Только не всегда мы умеем его услышать. Иногда за капризом — тревога. За агрессией — боль. За равнодушием — усталость. Поэтому важно не спрашивать: «Что он сделал?», а спрашивать: «Почему он так сделал?».

Работа над собой

— На семинаре мы разбирали кейсы из фильма, — продолжает Марина, — и я видела, как у педагогов и тренеров происходило что-то очень личное. Кто-то говорил: «А ведь я тоже иногда так реагирую». И в эти моменты я понимаю: разговор о детях — всегда разговор и о нас самих. Потому что, наблюдая за поведением ребенка, мы видим отражение собственных эмоций, усталости, реакций. Нам важно не только понимать детей, но и замечать себя рядом с ними — свое настроение, свой тон, способность быть рядом. Дети — как зеркало. Они мгновенно чувствуют, когда взрослый напряжен, раздражен, выгорел. И, если педагог устал душой, он уже не слышит так тонко, как раньше. Я часто повторяю: педагогу тоже нужна помощь. Огромный поток коммуникаций — дети, родители, отчеты, ожидания. Все это давит, и можно легко потерять контакт с собой. Поэтому сегодня не менее важно не только учить, но и учиться заботиться о себе. Мы говорили о профессиональном выгорании. О том, как легко перестать замечать, чувствовать, слышать. Но ведь только тот, кто сам в равновесии, может помочь другому. Иногда достаточно просто остановиться, вдохнуть, задать себе вопрос: «А что сейчас со мной?». Это не про вину. Это про осознанность. Про то, чтобы не терять человечность в профессии, где мы ежедневно отдаем себя другим. Родителям тоже важно не только слушать, но слышать. Когда ребенок говорит: «Меня не зовут гулять», «Меня дразнят» — не обесценивать, не учить «дать сдачи», а помочь назвать чувства, быть рядом. Иногда просто присутствие взрослого — уже поддержка.

Профилактика буллинга — это не отдельное мероприятие. Это мелкие шаги, которые создают культуру. Это добрые слова, которые звучат в классе. Это совместные дела, где важно участие каждого. Это правила, которые дети придумывают сами и которым верят. Когда ребенок чувствует, что его видят, слышат, уважают, ему не нужно самоутверждаться через унижение других. Я верю, что буллинг — это не про злость, а про страх быть отвергнутым. Когда мы учим детей говорить о чувствах, принимать других, признавать ошибки, мы не боремся. Мы просто создаем мир, где буллинг не может существовать.

И иногда, чтобы изменить атмосферу жестокости, достаточно одного взрослого, который вовремя посмотрит не осуждающе, а с пониманием. Я часто говорю своим коллегам: «Работая с детьми, мы неизбежно работаем с собой». Потому что все перемены начинаются со взрослого. С того, кто умеет видеть, чувствовать и оставаться человеком. С этого и начинается профилактика. С простого внимания. С теплого взгляда. С желания понять, а не судить.

Важность системного подхода

Участники семинара отметили необходимость комплексных мер от государственной политики и внедрения программ профилактики до работы в отдельных школах и семьях. В Казахстане в 2024 году запущена национальная программа борьбы с буллингом DosbolLIKE, которая направлена на формирование безопасной образовательной среды.

Также обсуждался вопрос о борьбе с кибербуллингом — современной, особенно опасной формой травли, которая расширяет границы традиционных проявлений агрессии.

Обучение педагогов — ключевой аспект: именно учителя, воспитатели и школьные психологи могут стать первыми, кто распознает признаки жертв или агрессоров и примет своевременные меры. В свою очередь, родители должны создавать доверительную атмосферу, обучать детей навыкам самозащиты, эмпатии и цифровой грамотности.

Создавать безопасные, уважительные и инклюзивные образовательные пространства — задача каждого взрослого и педагога. Только совместными усилиями мы можем снизить уровень травли и сделать школу, а за ее пределами — сообщество более дружелюбными и открытыми для всех.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах