Со дня рождения художницы 11 февраля исполнилось 107 лет. Татьяна Ниловна Яблонская всю жизнь искала собственный художественный язык, и каждая ее работа оригинальна. Но «Утро» стало особенно узнаваемой и известной. Этот холст стал неразделимо связан с судьбой ее дочери Лены, которая изображена на нем. И уже много лет Елена Сергеевна живет в Алматы.
Как любовь к хореографии определила жизнь
Сегодня многим известна история, случившаяся с девочкой, словно сфотографированной для картины «Утро». Полотно, созданное великой художницей Татьяной Яблонской в 1954 году, стало символом утреннего счастливого пробуждения. По репродукции этой работы, размещенной на страницах советского школьного учебника «Родная речь», все школьники Советского Союза писали не только сочинения, но и вдохновлялись ею.
Главная героиня холста — тогда еще 13-летняя девочка Лена, дочь художницы, многим казалась совершенной. Изящная, хрупкая, стройная. Лена занималась хореографией, мечтала стать биологом. По ее признанию, в сюжет картины не попала коллекция ее любимых бабочек, что висели над ее кроватью. Зато теперь и всю жизнь эта коллекция пополняется уникальными видами порхающих.
Как-то Лена написала: «Меня только что приняли в пионеры, я просто летала. Сама вскакивала поутру с первыми лучами солнца и жмурилась, ощущая, как нагрело весеннее солнце пол. И мама поймала это ощущение теплого со сна ребенка... Я занималась балетом и гимнастикой, и то, как на картине в сторону отставлена ножка и вскинуты руки, — это часть хореографии. Эти движения мама и подметила... Картина очень натуралистична... Я вставала пораньше. Позировала. Мама делала наброски. Зарисовывала комнату и уходила в мастерскую... На балконе в ящиках цветы — мое серьезное увлечение. Я мечтала стать биологом. Жаль, не вошли, хотя и были на набросках, рамки с коллекцией бабочек. Они висели над кроватью».
Девочка тогда не знала, что многие мальчишки со всего Советского Союза будут влюбляться в созданный на полотне образ. Работа «Утро» часто тиражировалась в популярном журнале «Огонек», затем была представлена в Третьяковской галерее, где хранится до сих пор. И не знала она, что полюбит ее один алматинский паренек.
Арсен Бейсембинов еще мальчишкой поместил портрет Лены над кроватью. «Каждый раз, когда я смотрел на нее, мне хотелось жить!» — позднее признавался он. Тогда же он решил стать художником. Конечно же, Лена не знала, что в Алма-Ате живет мальчик, влюбленный в нее. По окончании школы она поступила в Строгановское художественное училище, куда приехал учиться и Арсен. Никто не подозревал, что рядом с ними учится девочка с картины. Она была очень скромной, носила фамилию отца — Отрощенко и никому не рассказывала, чья она дочь.
Однажды к ней подсел парень и сказал: «Привет, меня зовут Арсен!». Он вновь влюбился в нее. И она его сразу полюбила, поехала за ним по его первому приглашению в Алма-Ату. И, только увидев репродукцию «Утра» у него в комнате, призналась, что на ней изображена она. Через год они поженились и прожили 40 счастливых лет. К сожалению, Арсена не стало в 2020 году. А Елена Сергеевна с момента приезда в Алма-Ату навсегда осталась здесь. В Америке живет их сын Зангар, ставший тоже художником.
Елена Сергеевна Бейсембинова сегодня живет с тремя котами и тремя кошками, собакой, лягушками, птицами и бабочками в пригороде Алматы.
Не дальний, но сложный путь к художнице
Это не так далеко от города, но в труднодоступном месте. Дачный поселок возле новой Олимпийской деревни такого крупного мегаполиса, как Алматы, совершенно не приспособлен к цивилизации, зато у нее есть возможность быть ближе к животным, птицам, бабочкам.
Художники и искусствоведы навещают ее периодически, и без их помощи мы бы не нашли путь к славному, теплому и вдохновляющему человеку. Сначала искусствовед Екатерина Резникова поделилась ее телефоном, но понять адрес в дачном поселке оказалось сложно, да и дорогу туда в холода и через глубокий снег осилит только джип. И здесь на помощь пришла подруга Елены Сергеевны — тоже искусствовед Баян Барманкулова, вызвавшаяся стать гидом. Поддержал эту поездку наш журналист Алексей Мальченко со своими внедорожником и фотоаппаратом.
Баян Карибаевна прихватила для своей подруги лекарства и кое-какие продукты из города. Как ни странно, в поселке всего один магазин, и к нему сложно добираться. Также в этом поселении есть проблемы с водой и теплоснабжением. Потому согревается «девочка с картины» теплой одеждой, вкуснейшим киселем из собственноручно выращенных сливы и клубники, а еще котиками.
Подъехав к дому, мы посигналили, и навстречу нам вышла та самая, узнаваемая сквозь многие годы девочка. Такая же хрупкая, собранная, улыбающаяся. Она сразу поразила своими добротой и той красотой, которую создает вокруг себя. В доме действительно холодно, но всюду много текстиля, цветов, ее картин, вееров, которые она делает из засушенных растений, сохраняя им вечность в прозрачных «упаковках». Елена Сергеевна творит и удивительные украшения из бисера, единственные в каждом экземпляре.
В мире природы и ее рациональности
Поразило то, что вышивает она без очков. И секретом идеального зрения она тоже поделилась с нами. А все потому, что рядом с ней мир живой природы. Она с детства увлекается, изучает и исследует природу.
— Я верю в то, что природа развивается очень рационально и у нее многому надо учиться. Бисер в мою жизнь вошел после смерти папы, когда мне в руки попало несколько вещей из его коллекции русского бисера. Когда я увидела эту красоту, стала изучать тему и самостоятельно придумывать сумки, браслеты, нагрудные украшения, а также головные уборы. Сейчас многое из этого в Америке, но Баян Карибаевна часто продает мои браслеты искусствоведам и ценителям искусства.
По пути к Елене Сергеевне Баян Карибаевна рассказывала о своей подруге, в том числе о ее безумной любви к животным и природе:
— Когда у нее умерла любимая кошка, она решила больше не заводить животных, но, увидев в своем саду сначала четверых рыженьких котят, а затем еще двух, она их приютила. Но вы их не увидите — они сразу убегают от чужих людей в доме.
Мы уловили на мгновение трех огромнейших пушистых красавцев, сразу же, правда, умчавшихся в подвал. И собаку помогли покормить.
Елена Сергеевна проводит нас по своему царству, угощает горячим киселем и говорит о том, что во многих публикациях о ней допущено немало ошибок:
— Может, людям нужна более приукрашенная красота?
Но история картины и судьбы Елены Сергеевны на самом деле вдохновляющая, так как основана на искусстве, красоте, любви. Получается, что мама Лены сотворила некое чудо для всех, и для своей дочери тоже, определив ее судьбу.
— Да, это очень удивительно, — поясняет Елена Сергеевна. — Потому что я никогда не хотела быть художником и до сих пор увлечена книгами, энциклопедиями о зоологии, биологии, звездах. Когда я работаю маслом, смотрю на натуру не просто как на цвет, а как на природу, на что-то конкретное в ней. Поэтому у меня бабочки все прописаны такими, какими являются, и подписаны латинскими названиями. А в коллекции бабочек есть такие, которым по 60 лет. Я их знаю и изучаю. На одной из моих работ около 170 разных видов бабочек, сама очень люблю голубянок и морф. Все растения в моих работах тоже узнаваемые. Я всегда чувствую себя ответственной перед природой, которой я словно что-то не дала, не стала ею заниматься. Я передаю в искусство часть точного знания природы, поэтому меня часто называют ботаником. Очень люблю природу. И ни в коем случае не жалею о том, что занимаюсь творчеством. Считаю, что каждому надо заниматься чем-то любимым в жизни. Но сейчас у меня живопись немного застопорилась, так как она не в ходу. Возможно, временно. Здесь, в Казахстане, нет традиции картин. Есть традиции ковров, золота, покупаемого в запас. А изобразительное искусство — это привнесенная извне культура.
Искусство может бесконечно помогать людям
В то же время картины Елены Сергеевны дарят не только эстетическое наслаждение. Они лечат, и были факты, когда люди признавались в этом. Здесь, скорее всего, большую роль играет природа, изображенная на холстах, а также любовь, которая вкладывается в работы.
— Искусство может бесконечно помогать в жизни, — говорит Елена Сергеевна. — Конечно, все творческие ожидания у меня были впитаны с молоком матери. Запах красок, аромат мыла, в котором отмывались кисти, лак — это все пришло из детства.
Мы общаемся, и в разговор включается Баян Барманкулова:
— Искусство направляет к счастливым мечтаниям, к какой-то надежде, эстетической радости. Общение с искусством и людьми искусства в наше время дает необходимую подпитку. Многих из нас объединяют литература, музыка, живопись. Без этого человек просто станет животным, хотя и животные чувствуют красоту. Они уходят, когда слышат плохую музыку. А как они умеют украшать свои гнезда и даже вход к ним!
Главный талант Елены Сергеевны — ее влюбленность в жизнь. Такое качество нечасто встречается, и многим кажется, что жизнь — как скатерть-самобранка. Елена Сергеевна принимает спокойно и плюсы, и минусы бытия. Это также и влюбленность во все, что ее окружает... А окружают ее деревья, цветы, коты, бабочки, лягушки, рыбки. Жил в ее доме попугайчик, который говорил: «Кеша хочет яблочко». Но все невозможно уберечь — Кеша умер. Второго попугая она уже не захотела брать, потому что привыкаешь к каждому животному как к члену семьи. Многие считают — зачем писать цветы, когда их можно сфотографировать... В таких случаях я поясняю, что и фотограф может быть прекрасным художником, но он использует не только глаза, но и технику. Щелкнул, и мгновение остановилось, а художник, когда пишет цветок, вводит время. За один раз не написать весь букет или сад. И, когда мы видим готовую картину, как бы разворачиваем время в обратную сторону, наполняемся этим событием.
Когда она пишет картины, точно не делает это фотографически. Она находит в природе душу или идею цветка, который живет как определенная форма, обладает своим характером, и вот уловить это особенно важно. Она делает из цветков персоны. Также она не поддается влечению гражданских тем по типу контемпорари-арт, при котором человечество надо встряхнуть. Лена никого не хочет встряхивать. Она хочет получать радость, когда у нее выходит создать то, что задумано. Любой художник счастлив, когда у него получается сделать что-то особенное. Сегодня художники в тяжелейшей ситуации, потому что никто ничего не покупает. Но они все равно пишут, потому что иначе не могут. Это то, что составляет радость жизни. Творческий импульс не дает им остановиться.
— Получаю удовольствие от общения с Баян Карибаевной. Она — некая посредница между людьми. Соединяет нас и словом, и делом, а это греет душу, — признается Елена Сергеевна.
Все время приходится бороться
Конечно же, проживая рядом с природой, но в точке, далекой даже от магазина, Елена Сергеевна часто испытывает дискомфорт.
— В городе мне было более комфортно и тепло, обо мне больше заботились. А здесь все время приходится бороться. Бывает иногда очень тяжело, но меня держат животные, за которых несу ответственность. Потому что их надо кормить, ухаживать за ними. На улице меня ждут фазаны, которые каждое утро до восхода солнца прилетают ко мне за кормом. Они дикие, но знают, что найдут здесь корм. Многие меня не понимают, но кошки — это часть дикой природы. Они не приручаются, как собаки, и общение с кошкой дает ощущение природы, постоянное обновление. Кошка живет своей жизнью, не приспосабливается к хозяину, хотя и любит человека. Вы спросили о трудностях, и одна из них — отсутствие воды. Надо запасаться бочками. У меня стоят две столитровые. С отоплением проблемы, холодно, и, конечно, нет рядом хоть маленького магазинчика. Приходится просить соседей привезти необходимые продукты. И я очень благодарна людям.
Переживания за Алматы и последняя выставка
— Южная столица мне очень нравится. Это великолепный город. Но сейчас я переживаю за него. Когда случилось это сильное землетрясение в январе, все паниковали, выбегали раздетыми в мороз. Был же нормально обустроенный город с учетом его сейсмической карты, опасности селевых потоков, для всей экологии. В нем были маленькие домики, хорошие отношения между людьми. Все эти новостройки не рассчитаны на землетрясения. Они же просто сломаются, и такой бизнес я считаю нечестным по отношению к людям, природе и городу. Конечно же, когда я только приехала сюда со своим Арсеном, это был совсем другой город. Я ходила босиком по арыкам, иногда ловила яблоки, которые в них попадались. Еще мне нравилось оставлять мокрые следы на асфальте после воды. Это были лучшие времена для города, 60-70-е годы. А сколько здесь было выставок, создавалось книжных фондов! Время было очень вдохновляющее, с большой надеждой на будущее.
В 2021 году Елена Бейсембинова заявила о том, что проводит свою последнюю выставку.
— Я так решила, потому что не вижу интереса к живописи. Нет никаких результатов, многие работы портятся. И даже отзывов нет, хотя ранее писали много. У меня такое ощущение, что у многих давно депрессивное состояние. У кого есть средства, тому не нужно искусство, а молодежь читает только пропаганду из социальных сетей, где живопись точно не рекламируют. Такая ситуация. Но я оптимист, и вокруг меня точно большой мир впечатляющей природы и искусства. Скоро зацветет мой сад, мои пионы. Приезжайте любоваться!
Елена Сергеевна еще долго машет нам вслед рукой. Как-то и радостно, и тоскливо.