МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Венецианская биеннале. Скандалы. Интриги. Расследования

На 59-й Венецианской биеннале, которая будет проходить с 23 апреля по 27 ноября 2022 года, Казахстан представит арт-коллектив ORTA и некий загадочный проект, связанный с именем Сергея Калмыкова.

Посттравматический февраль в стране начался тоже с интриги, правда, уже в сфере искусства. Сначала СМИ получили релизы о том, что Казахстан впервые откроет свой павильон на Венецианской биеннале в 2022 году, хотя журналисты, специализирующиеся в этой сфере, прекрасно знали, что республика на этом событии в Венеции уже не однажды была представлена начиная с 2005 года.

Стало любопытно, почему в качестве основного наречия было употреблено слово «впервые». В релизе также не назывались имена художников. Впрочем, и на самой пресс-конференции мы увидели их не сразу: сначала они сидели перед зрителем с коробками на головах, но и сняв их, и назвав имена, они решили не говорить журналистам о том, что, собственно, будут показывать всему миру на биеннале. Честно говоря, до сих пор осталось такого характера послевкусие, будто тебя пригласили на званый ужин, так и не угостив им. Однако есть о чем рассказать.

Молоко снов

Кураторами и художниками на Венецианской биеннале этого года Казахстана выступит трансдисциплинарный коллектив ORTA, в который входят Александра Морозова, Рустем Бегенов, Дарья Джумеля, Александр Баканов и Сабина Куангалиева. ORTA создаст проект, основанный на идеях художника, изобретателя и писателя Сергея Калмыкова.

На биеннале, которая, начиная с 1895 года, проводится в Венеции раз в два года, определяются основные направления развития мирового искусства. Для этих целей всегда задается единая тема, которую художникам необходимо осмыслить и транслировать в мир собственными идеями. В этом году выставка получила название «Молоко снов» (The Milk of Dreams), чтобы таким образом обратить внимание художников и общества на вопросы, поднимаемые в одноименной книге британской художницы-сюрреалиста Леоноры Каррингтон, написанной в 1950-х годах. Ее содержание наполнено волшебными и почти мистическими историями, способными менять человека и мир. Честно говоря, сегодня, когда мы все оказались в растерянности, столкнувшись с неизвестными ранее ситуациями и состояниями, доброго волшебства немного не хватает. Вспомним, что люди искусства во все самые сложные для человечества времена умели трансформировать вокруг себя пространство, чтобы созидать новые творения. Тем самым они спасали и себя от депрессий, и поддерживали дух всего человечества. Вспомним седьмую (Ленинградскую) симфонию Шостаковича, написанную в годы Великой Отечественной войны, самоотверженные онлайн-выходы музеев и театров в период разразившейся в мире пандемии, пение Андрея Боччели на Рождество в пустом Миланском соборе во время самых экстремальных заточений людей в разгар коронавируса.

При этом большинство творческих людей, в особенности художников, как правило, никем не поддерживается, в том числе финансово. Их жизнь порой крайне стеснена неблагоприятными условиями. Нищенствовал когда-то в Алматы и самый странный и необыкновенно талантливый художник Сергей Калмыков. Феномен его гениальности еще долго будут разгадывать искусствоведы и другие специалисты, стал он загадкой и для художников коллектива ORTA, когда однажды, познакомившись с его творчеством, они решили делиться с миром своим восприятием идей Калмыкова.

«Основная вещь, которую мы хотели бы раскрыть с его помощью, — это создание нового языка (теории новой гениальности). Когда мы используем названия и термины Калмыкова, они всегда необычные, острые и вычурные. И если мы выводим разговор на уровень политичности искусства, то искусство — это в определенной степени и есть политика, потому что ты создаешь новый язык. По этой причине мы очень внимательно и осторожно относимся к речи. Когда мы говорим о своих практиках, стараемся не использовать слова «театр» или «спектакль». С помощью нового языка мы занимаемся поиском способов создания нового мира», − сказал в одном из своих интервью Рустем Бегенов.

Художники продолжают изучать творчество Калмыкова, но изначально они перелопатили архивы ГМИ имени А. Кастеева, в которых собрана и хранится самая большая часть документального и художественного материала Калмыкова. Бегенов признавал, что рукописи Калмыкова источают энергию, похожую на радиацию. Возможно, именно энергия станет главной силой проекта ORTA в Венеции. Во всяком случае, Калмыкову, как и писательнице Леонора Каррингтон, свойственны свои полеты фантазий.

К наречию «впервые»

Впервые, на самом деле, на Венецианской биеннале Казахстан и другие страны Центральной Азии представил Виктор Мизиано — куратор с международным именем. И уже тогда Казахстан многое мог показать миру. В конце 90-х годов в Алматы и Шымкенте стали появляться частные галереи современного искусства, а также свое огромное влияние на развитие новых направлений в искусстве оказал Сорос-центр современного искусства (СЦСИ), при котором искусствовед Валерия Ибраева объединила арт-кураторов и художников со всего Казахстана. Автор этой публикации также вошел в состав СЦСИ, и уже в 1998 году команда центра действительно впервые организовала международную выставку в Алматы «Самоидентификация: футурологические прогнозы». Затем в 2000 году во второй международной выставке «Коммуникации. Опыты взаимодействия», подготовленной также СЦСИ, участие приняли художники из 33 стран мира. И кто бы как бы сегодня по-разному ни склонял Сорос-центр, но эта организация дала непосредственно многим из нас новые знания и опыт международного уровня, приглашая на обучающие тренинги и мастер-классы известных в мире кураторов, искусствоведов, художников и арт-менеджеров. Все эти коммуникации и опыты взаимодействия раскрутили машину современного искусства в Казахстане, которая ныне получила разные разветвления, частично благополучно разросшиеся, частично зачахшие без финансового «полива» и поддержки. Государство, к слову, до последнего момента старалось не замечать всех процессов, происходящих на этой ниве культуры своей страны.

А непосредственно в Венеции на международной биеннале показали себя такие художники Казахстана как Галим Маданов, Зауреш Терекбай, Гайша Маданова, Алмагуль Менлибаева, Сауле Сулейменова, Елена и Виктор Воробьевы. А художник Саид Атабеков, лидер знаменитой арт-группы из Шымкента «Кызыл трактор», был трижды со своими авторскими проектами на Венецианской биеннале. На одной из них вся визуальная продукция и рекламные баннеры были оформлены его работами. Это было очень «шедеврально», когда на старинной архитектуре одного из самых красивых городов Италии были размещены масштабные афиши с изображением казахской национальной игры кокпар, снятой на камеру Саидом.

Почему же впервые?

Дело в том, что до настоящего времени казахстанские художники принимали участие в биеннале Венеции только в рамках общего павильона стран Центральной Азии или в рамках самоорганизованных инициатив от разных культурных институций. В этом же году у Казахстана появится, наконец, первый официальный национальный павильон. Он будет организован Фондом современного искусства Казахстана в сотрудничестве с ГМИ РК имени А. Кастеева, а также благодаря поддержке благотворительного фонда «Саби», Фонда Нурлана Смагулова, компании G&G и Фонда Маруси Асаубаевой. Министерство культуры и спорта РК также впервые оказывает этой международной культурной миссии свою поддержку:

— Уверен, что появление нашего павильона на биеннале в Венеции станет хорошей традицией и будет способствовать развитию казахстанского искусства, узнаваемости его оригинального почерка во всем мире. В этом ключе, конечно, хочется поблагодарить всех, чьими трудами все это стало возможным, — организаторов, спонсоров, меценатов, художников и простых энтузиастов. В свою очередь, министерство, конечно, будет оказывать всяческую поддержку участникам проекта, — сказал Министр культуры и спорта Даурен Абаев.

А комиссар павильона Казахстана в Венеции искусствовед Меруерт Калиева отмечает, что его открытие станет знаковым событием в культурной жизни нашей страны. Также важной частью этого проекта станет параллельная программа, которая пройдет по всей республике — это будет серия специальных арт-событий, связанных с тематикой биеннале. Во всем этом ключе, пожалуй, самым важным является не столько участие казахстанских художников на международной площадке креативных современных проектов, сколько долгожданная поддержка государства, которое, наконец, повернулось лицом к людям искусства, представляющих миру богатую, масштабную, умеющую впечатлять культуру Казахстана.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах