Родительская ответственность закреплена в Конституции страны. Но у нас до сих пор около 30 тысяч злостных неплательщиков алиментов. Как правило, это мужчины. Причем большинство из них имеют постоянный хороший заработок. Но их дети при живых родителях становятся социальными сиротами. Женщины, оставшиеся без поддержки бывших мужей и имея по два-три ребенка, вынуждены отдавать их в интернаты.
В этом случае они попадают уже в категорию социальных сирот и, находясь на содержании у государства, не получают льгот и пособий, полагающихся полным сиротам. Достигнув совершеннолетия, оказываются без надежды на хорошее образование и материальную поддержку.
До 2012 года, в соответствии с прежним законодательством, в случае уклонения от выплаты алиментов задолженность по ним определялась из размера средней заработной платы в регионе проживания оставившего детей родителя. В среднем на одного ребенка приходилось около 26 тысяч тенге в месяц. После принятия Кодекса «О браке (супружестве) и семье» с января 2012 года алименты стали начислять исходя из минимального размера месячной заработной платы, что привело к их четырехкратному падению — до четырех тысяч тенге в месяц.
Но с 1 января 2014 года алименты для безработных папаш считают по-новому: если раньше высчитывалось 25 процентов от минимальной заработной платы (в 2013 году этот показатель составлял 18 660 тенге, и сумма минимальных алиментов была смешная — 4665 тенге), то теперь расчет производят от средней заработной платы по Казахстану (на начало 2017 года этот показатель составлял от 136 до 144 тысяч тенге).
Таким образом, неработающий папа должен выплачивать на одного ребенка около 35 тысяч тенге. Возможно, власти надеялись, что таким образом будет решена проблема тунеядства среди мужчин: алиментщик пойдет официально на любую работу, чтобы платить меньше собственному ребенку. Нелегалам же придется раскрыть свои доходы и соответственно платить налоги, что выгоднее, чем отчислять «минимальные» алименты.
В 2014 году ужесточили наказание для тех, кто не выполняет финансовый родительский долг, вплоть до уголовной ответственности. В новой редакции Уголовного кодекса усилена ответственность должников по алиментам, в частности введено в качестве меры наказания лишение свободы до двух лет.
Исключено понятие «злостность», доказать факт которой требовало длительной по времени неоднократной фиксации фактов уклонения от исполнения алиментщиком судебного решения. Теперь для привлечения к уголовной ответственности достаточно одного факта его неисполнения в установленный законом трехмесячный срок.
Кроме того, чтобы женщины, обремененные заботами о содержании ребенка, сами не бегали за должником и не обивали пороги суда, обязанность по доказательству вины нерадивого папаши возложена на органы досудебного расследования. Вместе с тем реализация этих нововведений показала, что должники успешно уходят от тюрьмы.
При наличии «отсутствия реальной возможности…»
Так, в 2014 году в суды подано 2304 заявления, при этом осуждено около 170 неплательщиков алиментов. Еще 1284 дела прекращены по реабилитирующим основаниям. За 2015 год из 8487 направленных судебными исполнителями материалов только 104 дела, или 1,2 процента органами внутренних дел передано в суд, по ним осуждено всего 61 лицо, или 0,7 процента. В отношении остальных должников дела были прекращены по реабилитирующим основаниям со ссылкой на нормативное постановление Верховного суда от 19 декабря 2003 года.
Этим документом предусмотрено, что отсутствие у должника реальной возможности исполнить судебный акт в определенной его части либо в полном объеме исключает возможность привлечения к уголовной ответственности. Таким образом, складывается неоднозначная ситуация: с одной стороны, уголовным законодательством установлена ответственность за неуплату алиментов, с другой — вышеназванное постановление Верховного суда позволяет избегать долгов по алиментам.
В Верховный суд неоднократно направлялись предложения о необходимости конкретизации понятия «отсутствие реальной возможности погасить задолженность» и внесения иных изменений и дополнений.
Кроме этого предусмотрены административный арест и штрафы, но они также малоэффективны и только увеличивают сумму задолженности. Наказание в виде ограничения или лишения свободы не в полной мере решает проблему взыскания алиментов. На сегодня отсутствует алгоритм взаимодействия судоисполнителей и органов соцзащиты по вопросам трудоустройства должников. Принудительные общественные работы сегодня допускаются только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения (судоисполнитель не обладает правом принуждать должника трудоустроиться).
Но именно этот вариант — выход из ситуации, который неоднократно предлагался. Причем в выигрыше будут все — государство найдет трудовые ресурсы, а у алиментщиков появится шанс платить.
Кстати, утверждение о том, что алименты не платят лишь безработные — миф. По статистике, только каждый четвертый (23,6 процента) должник имеет постоянный заработок, а остальные 76 процентов платят от случая к случаю. В Казахстане не раз проходили акции по выявлению злостных неплательщиков алиментов. Результаты красноречивы: среди нерадивых отцов много высокопоставленных госслужащих и даже сотрудников силовых структур, бизнесменов. В общем, людей, которых «малоимущими» не назовешь.
А как быть с чиновником-неплательщиком?
К слову, вывести таких граждан на чистую воду сегодня, когда многие информационные базы, скажем, Министерств труда, юстиции, внутренних дел и Верховного суда, объединены, не составляет особого труда. Помогают им в этом общественные организации с помощью социальных сетей, где нерадивые родители хвалятся новой машиной, квартирой, повышением по службе или «постят» фото с отдыха, при этом судебным исполнителям жалуются, что у них нет работы либо доход минимальный.
Общественные организации считают, что госслужащий — неплательщик алиментов — не может занимать свое место, поскольку забывший про обязанности перед своим ребенком забудет про ответственность перед народом.
При этом, чтобы страна знала своих «героев», их списки с фото размещены на сайте комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры. Именно этот орган с 2014 года комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры наделен функциями по ведению учета должников по алиментам, находящихся в розыске. Чиновники призывают всех неравнодушных граждан в случае опознания информировать судебных исполнителей о месте нахождения и работы скрывающегося должника.
В различных странах по-разному борются с неплательщиками алиментов: приговаривают к обязательным работам, запрещают мужчинам становиться отцами в течение определенного срока, применяют меры общественного порицания. Практикуется система «стоп-карт», которая заключается в том, что должник не может выехать за рубеж, воспользоваться услугами государственных структур, например, ЦОНов, банков и тому подобных, а также не имеет возможности совершать гражданско-правовые сделки.
В Казахстане тоже применяется ограничение на выезд за пределы страны для неплательщиков алиментов. Если в 2015 году запрет касался 24 174 таких родителей, то в 2016-м — 11 821.
В мировой практике есть и другие ограничения. Например, лишение должника лицензии (на охоту, рыболовство). Подобная мера охватывает и все виды деятельности, требующие другие лицензии, поскольку легче исполнить решение, чем потерять лицензию оценщика, медиатора, нотариуса и т.д. Также неплательщикам алиментов ставят блокираторы на автомобили, лишают прав на их вождение, арестовывают имущество и даже отправляют в тюрьму.
В свое время казахстанские сенаторы тоже предлагали лишать водительских прав должников по алиментам, учитывая, что эта мера весьма эффективна и действует в США, Канаде, Польше, Великобритании. В Белоруссии с 2012 года практика показала, что 41 процент наказанных почти сразу рассчитывается по долгам.
МВД Казахстана разрабатывает механизм по приостановлению прав должника на управление транспортным средством. Однако не все поддерживают данную инициативу, считая, что это «палка о двух концах». Лишившись водительских прав, алиментщик не сможет работать в случае, если его трудовая деятельность связана с вождением автотранспорта. А следовательно, не сможет платить алименты.
Утром — деньги, вечером — долг
Но самой эффективной мерой, как показывает практика многих зарубежных стран, таких как Латвия, Литва, Польша, Франция, является создание государственного алиментного фонда. И в свое время Генеральная прокуратура предлагала создать в республике такой фонд. Тем самым государство возьмет на себя обязательства по содержанию детей и, отыскав неплательщика (это тоже будет входить в обязанности фонда), истребует затраченные деньги.
Однако эту инициативу… тоже отклонили, посчитав ее затратной. Есть вероятность, что выплата алиментов полностью ляжет на государство, в частности, на налогоплательщиков, которым придется отдавать чужие долги. Также должен быть проработан механизм поиска неплательщика, чтобы доходы и имущество, которые он скрывает, можно было превратить в реальные алименты. Среди тех, кто не платит алименты, есть те, с кого и взыскать-то нечего.
Непонятно также, как государство будет поступать с безработным неплательщиком — предлагать ему вариант трудоустройства? Подобная практика существовала в советское время и в большинстве случаев не подтвердила свою эффективность. Заставить родителей платить алименты можно было бы с помощью схемы, когда при устройстве на работу необходимо предоставить справку о том, что он должен (или не должен) делать эти выплаты.
В случае, если «должен», соответствующая сумма изымалась бы из зарплаты и переводилась бы на счет ребенка. Однако эту идею необходимо обсуждать и дорабатывать, чтобы она не стала средством шантажа, а сам факт выплаты алиментов — основанием для отказа в приеме на работу. Поэтому прежде чем создавать такой фонд, необходимо повысить меры взыскания алиментов.
Чисто человеческий фактор
Анализ обращений, поступающих в адрес Уполномоченного по правам человека, говорит о том, что нарекания вызывает работа судебных исполнителей, в том числе и частных, которым с 1 января 2016 года переданы на исполнение социально значимые производства. Причем государством на эти цели выделяется немало денег (на 2016 год — около 260 миллионов тенге), однако положительных результатов не наблюдается.
В их работе допускается множество нарушений: не соблюдаются сроки исполнения документов, часто они и вовсе теряются, к должникам не принимаются исчерпывающие законодательные меры принудительного взыскания. Отмечается волокита при рассмотрении уголовных дел по таким фактам правоохранительными органами. Такой несерьезный подход позволяет нерадивым отцам не платить положенные по закону алименты. Помимо этого в стране слабо налажена работа по регистрации людей, и бывший муж может затеряться в толпе.
Халатность дорого обходится. Так, согласно закону с родителя можно взыскать долг на ребенка только в пределах трехлетнего срока, предшествующего судебному приказу. То есть если он не платил алименты 10 лет, то заплатит только за три года, остальное спишут. Между тем имеются случаи неуплаты алиментов с 2000 года по сегодняшний день.
Чтобы устранить такую несправедливость, предлагается внести изменения в Кодекс «О браке и семье» и установить срок за весь период с момента определения судом обязанности должника по выплате алиментов. Также в обществе давно обсуждают вопрос о продлении срока выплаты алиментов на период обучения ребенка — до 23 лет.
Учитывая, что судебные исполнители — гражданские лица, их полномочия ограничены только поиском имущества из официальных источников, выявить сокрытое имущество они не могут. Для этого требуется оперативно-розыскная деятельность, которую возможно осуществлять только при возбуждении уголовного дела, в силу чего материалы для расследования направляются в органы внутренних дел.
В Казахстане принят план «Алименты. 30 шагов против неуплаты», предусматривающий определенные мероприятия. Чиновники надеются, что после его реализации, а это через год-два, ситуация с миллиардными долгами по алиментам изменится в лучшую сторону.