— Борис Анатольевич, что такое, по-вашему, «Барыс» сегодня? Кем и чем вы себя ощущаете? Национальной командой, брендом, спортивной семьей?
— «Барыс» — это, во-первых, спортивно-социальный проект. Создавался он как самый лучший из всех спортивных. Клуб воспитывает молодежь, прививает любовь к спорту и к здоровому образу жизни. Это правило для «Барыса» главное, и мы соблюдали его в первую очередь. У нас есть ДЮСШ (детско-юношеская спортивная школа), куда мы принимаем ребят с пяти лет и вполне успешно занимаемся с ними. Во-вторых, конечно же, «Барыс» — это бренд. Поэтому клуб старается, кроме всего прочего, развивать и коммерческую деятельность, и другие смежные спортивные организации.
— Лично для вас чем является «Барыс»?
— Я постоянно на связи со всеми структурами клуба — будь это молодежная команда, или «Номад», или тренеры, или еще кто-то, имеющий к нам отношение. Проблемы, требующие своего немедленного решения, возникают в каждой команде. Так, если «Барыс» — это взрослая команда, костяк национальной сборной, то «Номад» — это фарм-клуб «Барыса», в котором играют парни с двусторонними контрактами. А вот «Снежные барсы» — это молодежная команда, воспитанники которой окончили ДЮСШ. Они — своеобразная подготовка молодежной сборной к взрослой команде. У нас все команды проходят определенные этапы, и в этом году, наконец, сформировалась структура — у нас есть КХЛ, ВХЛ, МХЛ, женская команда «Томирис» и ДЮСШ. Эти ступени, кстати, есть не у всех клубов.
— За кого вы больше всего переживаете из всех вышеперечисленных вами команд? Кто требует больше внимания?
— Скажу сразу — воспитанники ДЮСШ. Они самые маленькие у нас, но с ними интереснее всего работать. Я считаю, что это очень преданные люди. Они настолько любят хоккей... Вот в этом году мы набрали мальчишек — около 170 человек, из них потом останется не более 30, когда они станут старше. Но как они переживают поражение... Или видели бы вы их эмоции, когда они выигрывают! Я ведь на многих играх присутствую. Они у нас участвуют в чемпионатах и Казахстана, и России, там пять возрастов в группе сильнейших. Плюс интересно и полезно наблюдать, на каком уровне происходит их развитие. Это очень важно, потому что нам необходима «подпитка». И она будет, потому что целеустремленные мальчишки у нас есть. Раньше было тяжелее — школы в столице не было. Сейчас у нас есть все условия, к тому же мы заботимся о своих воспитанниках — форму, инвентарь для них закупаем сами, ни копейки не беря с родителей. И я считаю этот факт весьма важным.
— Вернемся к старшим воспитанникам. Вы упомянули о том, что в каждой команде есть свои проблемы и свои достижения. Чем в этом плане отличается «Барыс»?
— Должен заметить, что прежде всего болельщики ходят на «Барыс». Это у нас самый лучший хоккейный клуб, там костяк национальной сборной, потому и задачи перед ним стоят серьезные. И любопытно, что болельщиков интересует не только игра, но и сами игроки команды. Мы не скупимся на общение — проводим автограф-сессии, устраиваем посещение различных интернатов, встречаемся с болельщиками, то есть стараемся, чтобы команда участвовала в социальном аспекте города. Например, нынешним летом «Барыс» принимал участие в акции, где присутствовали спортсмены с ограниченными возможностями, и наши ребята общались с ними с удовольствием, зная, что вот такое их присутствие необходимо. Поэтому я бы сказал, что нас можно считать еще и одной большой спортивной семьей.
И еще, я бы сказал, что, когда человек приходит в хоккей, он о заработке не думает. В нем горит чистая любовь к этому виду спорта. Лишь позже, переходя во взрослую команду, зарабатывая себе имя, он начинает задумываться о деньгах — ведь, кроме участия в игре, надо уже кормить и семью. Этому способствует также и то, что, становясь профессионалом, уже и имя начинает работать на спортсмена. Тем более что «хоккейный век» короток, причем кто-то раньше уходит из большого спорта, кому-то травмы начинают мешать. Хоккей — очень тяжелый вид спорта, во многом травматичный.
— Чем потом занимаются спортсмены, когда у них, скажем так, заканчивается срок «хоккейной жизни»?
— Кто-то становится тренером, не мысля себя без хоккея, безо льда, без командного духа. Кто-то уходит в бизнес, и весьма, я бы сказал, успешно. В строительный, например. В то же время были случаи, что наши хоккеисты, как тренеры, оказывались востребованы и за рубежом — в России, в Канаде. Ведь характеры у хоккеистов разные, и к каждому всегда был и будет индивидуальный подход.
— То есть психология играет немалую роль в вашей работе?
— Да, особенно сегодня, с таким плотным графиком, в котором мы живем. Важный вопрос — восстановление команды, ее подготовка к последующим играм, физиология спортсменов. Потому что у того, кто выходит «свежим» на следующую игру, больше шансов на победу. Соответственно, мы стремимся к тому, чтобы, когда хоккеист заходил в раздевалку, все остальное, кроме игры и воли к победе, он оставлял за дверью.
— Какова психологическая картинка команды «Барыс» сегодня?
— Коллектив у нас дружный, многонациональный, но костяк в основном составляют казахстанцы. Есть канадцы, американцы, финны, шведы. Все друг другу помогают, особенно новеньким, влиться в команду. И самое главное — все они равны, ни для кого нет особых привилегий, поблажек и тому подобного. Для всех участников команды все условия одинаково.
— Как вам удается справляться с таким разношерстным составом?
— Язык хоккея один: поставить задачу и ждать выполнения необходимых требований. Но при этом я прекрасно понимаю, что обязан создать для своих спортсменов необходимые для этого условия. Одеть, обуть, накормить, постараться сделать так, чтобы они не беспокоились о жилье, чтобы у них все было в порядке с семьями — это моя задача. Чтобы парни были нацелены только на полную самоотдачу в игре, на победу. И они это понимают, и ведут себя соответственно.
— Борис Анатольевич, каковы критерии отбора в «Барыс», да и вообще в ваш хоккейный клуб?
— На первом месте должно стоять мастерство того, кого мы приглашаем. Не последнюю роль играет физическое состояние претендента. Еще он должен быть желательно психологически устойчив и уравновешен, чтобы не зацикливаться на негативных моментах, особенно тех, что происходят на льду. Это тоже очень важный критерий отбора. Плюс ко всему должна быть уживчивость характера, ведь ему предстоит очень много общаться со своими одноклубниками. Должно быть чувство коллективизма, «единый кулак», скажем так, когда парни сражаются друг за друга. Хотя порой бывает трудно угадать — характеры, повторю, разные у всех, и это нормальное явление.
— Можете кого-то упомянуть из вашей команды «Барыса», кого вы считаете наиболее выделяющимся из общего костяка?
— Не хотелось бы выделять кого-то. У нас есть скромные парни, есть те, кто может все доходчиво и понятно объяснить, есть те, кто способен повести за собой. Конечно, капитана команды все воспринимают очень хорошо. Более того, его слушают в команде, и он — лидер как в хоккее, так и в жизни. Кто-то, кроме тренеров, и он должен уметь встряхнуть команду, особенно в ситуациях, когда ребята проигрывают или надо продержаться на итоговых минутах матча. Таким авторитетом пользуются наши старожилы. К тому же у них очень многому учится молодежь, в том числе и в игровом плане.
— Насколько вы уделяете внимание юношескому и детскому хоккею?
— Возьмем, например, «Снежных барсов». Это костяк нашей молодежной сборной, которая сегодня выполнила свою задачу, оставшись в группе сильнейших после матчей в Канаде. А еще — это главная «подпитка» нашего старшего «Барыса» в будущем. Это те, кто потом будет играть в «Барысе», повзрослев и сменив своих старших товарищей на льду, поэтому мы на них возлагаем очень большие надежды. И самое главное — это наши воспитанники, наша хоккейная школа. Да, мы можем приглашать ребят и «со стороны», но когда твои спортсмены растут у тебя на глазах, это дорогого стоит. Именно у них обнаруживается настоящий патриотизм и стремление биться за победу до последнего. А на льду это ощущают все — и сами хоккеисты, и их болельщики особенно.
— На что вы нацелены сегодня? Каковы первоочередные задачи, что стоят перед вашими спортсменами?
— Хотелось бы выступить не хуже, чем в прошлом сезоне. Мы должны держать планку и стараться расти, продвигаться вперед. Уверен, что нам это удастся.
Мы приводим также небольшие комментарии хоккеистов команды «Барыс», которые рассуждают о своем клубе и делятся впечатлениями.
Даррен Диц, капитан команды:
— В Казахстане хоккей является очень популярным спортом. Полагаю, что «Барыс» вмещает в себя многие понятия — национальная команда, бренд и спортивная семья. Мы играем в хоккей, продвигаем здоровый образ жизни и любовь к спорту в массы. «Барыс» — единственная казахстанская команда в КХЛ, и на нас лежит большая ответственность. Хоккей для нас — это, конечно, образ жизни. Мы приходим в него в раннем возрасте и отдаем ему лучшие годы своей жизни — детство, юность, молодость. Лишаем себя многих вещей, которые доступны простым людям, но не доступны профессиональным спортсменам. Но это наш выбор, и мы счастливы быть в хоккее.
Если говорить о команде, то бы никого не стал выделять. Более того, отмечу, что команда — это не только игроки. Это также тренеры, массажисты, администраторы, врачи. Каждый выполняют важную часть работы, чтобы команда могла хорошо и правильно функционировать.
Максим Семенов, защитник команды:
— Безусловно, команда ощущает себя спортивной семьей. Игроки выстраивают взаимопонимание, игровые схемы, которые помогают добиваться целей. Кроме того, многие ребята из команды дружат, имеют общие интересы, живо обсуждают их в раздевалке. Что касается хоккея, то для всех профессиональных игроков это образ жизни. Мы проводим с командой большую часть своей жизни: тренировки, игры, разъезды. В то же время хоккей можно назвать «способом заработка», ведь мы кормим наши семьи. В нашей команде все действуют во имя общего интереса, пусть идут к этому разными путями, с разными силами и средствами. Кто-то защищается, кто-то забивает шайбы. Но у всех у нас единственная цель — побеждать и делать окружающих счастливыми.