Неукротимая алчность
Сегодня интернет-мошенничество заняло особое место в социуме, где очередные эпизоды заставляют задаться всего одним вопросом — как на такое можно было повестись? И действительно — о схемах мошенничества и важности защиты персональных данных знает даже ребенок, но… увы. Гораздо страшнее, что сейчас становится все больше тех, кто, не скрывая своего лица, хочет обогатиться за чужой счет. Если мошенники всегда прячутся за иностранными серверами, то в отдельную касту можно вынести так называемых нуждающихся в помощи.
Слово «благотворительность» оказалось изуродованным многочисленными эпизодами мошеннических схем, организованных непредвзято и открыто. Самым свежим примером является дело Тотакановых, решение по которому было озвучено в начале текущего месяца. Перед судом предстала супружеская пара, которая на протяжении многих лет собирала и тратила пожертвования, адресованные на лечение их родного ребенка. По данным следствия, через их счета прошло более двух миллиардов тенге, но по назначению, на лечение, лишь 6,4 миллиона.
В своем последнем слове подсудимая Толкын Тотаканова попыталась все списать на то, что сама оказалась заложницей обстоятельств, но факты говорят о другом.
«Я собирала деньги исключительно на лечение тяжелобольного сына. Стала жертвой процентщиков, которые под угрозами и вымогательством за пять лет получили от меня более 700 миллионов тенге. В моих действиях не было умысла на обогащение. У нас нет элитных квартир, автомобилей, миллиардов. Есть только двухкомнатная квартира, которая находится в залоге у банка. Супруг (Даулет Тотаканов. — Ред.) не знал о происходящем и не участвовал в этом. Прошу суд оправдать нас либо назначить штраф», — сказала она.
Результаты проверки показали совершенно иную картину. По данным следствия, супруги не жалели средств на продвижение ролика, в котором говорится о болезни ребенка. За таргетинг рекламы они выложили более 480 миллионов тенге. В то время как операцию, на которую требовалось 50 миллионов, так и не провели. При этом на покупку недвижимости, автомобилей и даже ставки в азартных играх средства нашлись.
Супругам вменяли мошенничество в особо крупном размере и легализацию денег, полученных преступным путем, по предварительному сговору. Суд признал Даулета и Толкын Тотакановых виновными и назначил им наказание в виде семи лет лишения свободы каждому. При этом исполнение приговора в отношении женщины отсрочили на два года в связи с наличием у нее малолетнего ребенка.
Суд установил, что на счета Тотакановой и ее матери поступило около 2,2 миллиарда тенге, в том числе 1,4 миллиарда в виде пожертвований. В приговоре судья отметил, что деньги потратили на приобретение недвижимого и движимого имущества.
«Две квартиры общей стоимостью 47 миллионов тенге, земельные участки общей стоимостью восемь миллионов тенге, автомобиль LEXUS RX 300 стоимостью 28 миллионов тенге, автомобиль Hyundai Santa Fe стоимостью 8,2 миллиона тенге, автомобиль Toyota Camry 75 стоимостью 15 миллионов тенге, автомобиль Toyota Land Cruiser Prado 150 за неустановленную сумму. Также супруги покупали брендовые товары и участвовали в азартных играх, потратив 9,7 миллиона тенге. Они погасили свои долги на сумму 349,5 миллиона тенге», — сообщил прокурор.
Следствие также установило получение дохода в виде процентов от размещения денежных средств на депозитных счетах.
Искушение миллиардом
Не менее резонансное дело — кейс Перизат Кайрат. Она — персона хорошо известная как в Казахстане, так и за его пределами. В 2021 году женщина организовала благотворительный аукцион в целях сбора средств на строительство реабилитационного центра для общественного объединения «Батыр» в Акмолинской области. Для повышения доверия к мероприятию были привлечены дети-инвалиды и их родители, нуждающиеся в таком центре. По ложным данным, распространенным Кайрат, было собрано 48 миллионов тенге и подарено помещение стоимостью 100 миллионов тенге. Однако фактически во время аукциона поступило 22 миллиона тенге, которые она использовала в личных целях.
Ряд других эпизодов под ширмой благотворительных кампаний был реализован в 2022 году и позже в том числе для помощи пострадавшим от землетрясения в Турции и для помощи палестинцам. Фонд, руководителем которого числилась Кайрат, собрал для жителей Газы более 566 миллионов тенге, из которых только 7,4 миллиона были переведены по назначению. Большая часть средств, по версии следствия, была потрачена на покупку автомобиля Mercedes-Benz EQE и квартиры в элитном ЖК в Астане. Всего же сумму хищений следствие оценило в 3,5 миллиарда тенге. Большая часть из них — 1,9 миллиарда — были пожертвованиями казахстанцев, отправленных в том числе на помощь соотечественникам, пострадавшим от масштабных паводков весной 2024 года.
Перизат Кайрат признали виновной и назначили наказание в виде лишения свободы сроком на 10 лет с лишением права заниматься благотворительной деятельностью, связанной со сбором благотворительных пожертвований, сроком на 10 лет с конфискацией имущества и отбыванием наказания в учреждении средней безопасности.
Резонанс только по двум этим эпизодам всколыхнул общественность, на что отреагировали власти. В Казахстане будет пересмотрен закон о благотворительных фондах. Об этом еще в 2025 году заявлял вице-министр культуры и информации.
«Нужно будет определить, что такое некоммерческая организация, а что есть неправительственная организация, и чем они могут заниматься, а что должно лицензироваться. Это первое. Второе — нужно будет определить ответственность граждан, которые возглавляют эти организации, подотчетность обществу, прозрачность поступающих доходов и расходов. Это базовые категории, которые мы должны будем прописать», — подчеркнул Канат Искаков.
И действительно, из-за подлости всего нескольких персонажей страдают те, кто действительно нуждается в помощи, только вот реакция общества на последующие призывы будет не так остра и открыта.
«Модное» нарушение
В данном срезе следует сказать и о всевозможных розыгрышах, которые стало возможно реализовывать за счет развития все тех же соцсетей и роста популярности отдельных ее пользователей. Здесь, кстати, тоже не обошлось без УК.
Летом 2025 года семейная пара инфлюенсеров Н. объявила розыгрыш 11 автомобилей. Сначала участие было бесплатным, затем условием стала покупка онлайн-курса за 30 тысяч тенге. Министерство туризма и спорта заинтересовалось акцией и провело проверку. Позже административные дела против блогеров переквалифицировали в уголовные, которые на данный момент расследуются.
И это далеко не единственный случай, когда блогеры и прочие медийные личности пытаются вытянуть из казахстанцев честно нажитое. Так, согласно данным Комитета по регулированию игорного бизнеса и лотереи Министерства туризма и спорта, только в 2025 году был привлечен к ответственности 121 человек за организацию незаконных розыгрышей.
«Комитет на постоянной основе проводит мониторинг социальных сетей и онлайн-платформ на предмет ведения незаконной лотерейной деятельности. По результатам мониторинга, а также по заявлениям физических лиц, поступившим в комитет, в 2025 году к административной ответственности по части 6 статьи 445-1 КоАП РК привлечено 121 физическое лицо. Общая сумма штрафов составила 49,9 миллиона тенге. Лицам, проводившим незаконные розыгрыши, направлены извещения, проведены разъяснительные встречи (в офлайн- и онлайн-форматах)», — говорится в сообщении ведомства.
В Комитете по регулированию игорного бизнеса и лотереи Министерства туризма и спорта добавили, что список аккаунтов, проводивших розыгрыши в социальных сетях, размещен на официальном сайте министерства. Нелишним будет его изучить, чтобы, как говорится, знать «героев» в лицо и как минимум с осторожностью относиться к распространяемой ими информации.
В комитете напомнили, что в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 445-1 КоАП РК проведение лотереи лицом, не являющимся оператором лотереи, влечет штраф на физических лиц в размере 100 МРП, на субъектов малого предпринимательства (ИП) — 300. И призвали общественность не участвовать в сомнительных розыгрышах и акциях, проводимых в социальных сетях.
Конечно, желание получить какой-либо приз, особенно ценный, может затуманить рассудок. И здесь каждый должен решить для себя, готов ли он погрузиться в атмосферу, организаторы которой все чаще становятся фигурантами административных и уголовных дел. Ведь куда целесообразнее потратить свободное время и деньги на самосовершенствование. В открытых источниках много литературы, доступной без блогеров, инфлюенсеров и прочих представителей виртуальной среды.
Что же касается благотворительности, то здесь, видимо, пока на законодательном уровне не будет принято решение о внедрении инструмента, позволяющего каждому меценату отслеживать прозрачность кампаний, сложно будет отсеять тех, кто реально нуждается, от тех, кто на этом хочет заработать.