Верю — не верю
О том, что казахстанцам могут временно запретить оплачивать услуги стоматологов за счет пенсионных накоплений, стало известно в конце июля. В частности, Минздрав представил на публичное обсуждение проект «О внесении изменений в приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 15 февраля 2021 года No КР ДСМ-18 «Об утверждении правил использования единовременных пенсионных выплат на лечение». Согласно документу, планировалось, что с 10 августа 2024-го до 1 февраля 2025 года будет приостановлено финансирование за счет пенсионных накоплений стоматологических услуг, оказываемых в клиниках на территории Казахстана.
Опубликованный проект был подготовлен группой экспертов в рамках масштабной работы по «повышению финансовой устойчивости и адекватности пенсионной системы Казахстана». Эдакая иллюзия, в которой чиновники преследуют благородные цели — беспокоятся о материальном благополучии казахстанцев: чтобы граждане не растранжирили все накопления раньше времени.
Далеко не секрет, что поколение, которое достигнет пенсионного возраста через пару десятков лет, сможет рассчитывать только на себя. Сейчас в Казахстане действует трехуровневая пенсионная система: первый уровень — базовая пенсия от государства, второй — за счет обязательных пенсионных накоплений и третий — это добровольные пенсионные отчисления. Но солидарный уровень — пенсия от государства — уже сворачивается. Те, кто не имеет трудового стажа до 1998 года, рассчитывают только на свои пенсионные накопления и добровольные пенсионные отчисления, то есть опять же свои пенсионные накопления.
С одной стороны, такой подход стимулирует к тому, чтобы люди думали о своем будущем сегодня, показывали все свои доходы, с которых отчисляются пенсионные отчисления. С другой — можно видеть обратный процесс, и экономика крайне неохотно выходит из серого сектора. Так уж сложилось, что эффективность управления пенсионными активами не вызывает у населения вообще никакого доверия. Уже не раз менялись руководители пенсионного фонда, да и сама структура пенсионки пережила не одну трансформацию. Увы, реальность такова, что, задумываясь о своей пенсии, многие предпочитают идти альтернативным путем, складывая все заработанное под подушку.
«Доходность наших накоплении гораздо ниже, чем реальная инфляция, и все, что люди отчисляют из своих доходов в обязательном порядке в ЕНПФ, сильно обесценивается, поэтому многие ведут себя рационально: заработную плату получают в конвертах в серой зоне, чтобы не делать отчисления ни в пенсионную систему, ни в ФСМС, ни в ГФСС. Это выгодно и работодателям. Расхождения видны по данным ЕНПФ и Бюро национальной статистики», — считает экономист, директор центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев.
Пожалуй, наиболее весомым аргументом, подтверждающим слова эксперта, является активное изъятие гражданами средств, накопленных в пенсионке, — право, которое появилось у казахстанцев в 2021 году. Снять, как известно, можно не все средства, а лишь те, которые не превышают порога достаточности. Последний, к сожалению большинства, растет как на дрожжах, уменьшая сумму денег, которыми государство дает воспользоваться. Например, если в 2021-м для 40-летнего казахстанца порог достаточности составлял чуть более 3,4 миллиона тенге, то в 2024 году сумма составила уже 6,1 миллиона. Если этот рубеж не достигнут, соответственно, человек не может снять ни одной тиынки.
Такое резкое увеличение порога также неслучайно и стало следствием того, что в 2021-2022 году казахстанцы начали активно приобретать жилье, используя средства из ЕНПФ. Да, это привело к росту цен на недвижимость, но, по мнению многих экспертов, такое вложение средств оказалось более рациональным, чем хранение в фонде, где деньги обесцениваются.
Странные приоритеты
Сегодня большинство казахстанцев не могут себе позволить использовать деньги из ЕНПФ для покупки жилья из-за высокого порога достаточности. При этом, согласно действующему порядку, использовать средства также можно для оплаты лечения и передачи в управление инвестиционным компаниям. И если к инвестиционным проектам казахстанцы относятся с осторожностью, то, согласно официальным цифрам, на лечение денег не жалеют. По данным ЕНПФ, с 1 января 2021-го по 1 января 2024 года фонд исполнил 477 866 заявлений на лечение на общую сумму 419,3 миллиарда тенге, где 96,5 процента заявлений — на получение стоматологических услуг. Они, к слову, всегда были довольно дорогой услугой, а сегодня для многих жителей оказались и вовсе недостижимой. Судите сами, стоимость установки одного только импланта с коронкой обходится в сумму от 250 до 500 тысяч тенге. Понятно, что, если человек может из ЕНПФ перекрыть хоть какую-то часть из этих расходов, он такой возможностью воспользуется.
Но, как оказалось, далеко не все обратившиеся за медпомощью в ней нуждались. Как гласят городские легенды, некоторые нашли способ «обналичивать» пенсионные через недобросовестных стоматологов. Схема предельно проста: дантист якобы оказывает услугу, допустим, «ставит» три импланта и выставляет счет на полтора миллиона тенге. Получает средства и, забрав свои «комиссионные», остаток отдает пациенту. Были зафиксированы случаи, когда молодым людям в возрасте около 20 лет якобы оказывались услуги по установке целых протезов. Но тут возникает резонный вопрос: когда эта молодежь успела потерять все свои зубы?
Мы осуждаем любую форму мошенничества и нецелевого расходования средств, ведь закон един и его должны соблюдать все. Но, к сожалению, мы не нашли статистики, которая отражала бы число таких манипуляций. Известно, что медицинских услуг оказано на сумму около 420 миллиардов тенге, но каков процент махинаций, мы не знаем. А ведь именно они послужили триггером для поднятия вопроса о запрете использования денег из ЕНПФ. О том, что чиновники поспешили с таким предложением, говорит и тот факт, что по-прежнему львиная доля использованных с фонда средств приходится вовсе не на медицину, а на другой сектор. Больше всего средств граждане РК использовали на улучшение жилищных условий и за аналогичный период освоили более 3,3 триллиона тенге.
Несмотря на это, закручивать гайки почему-то начали именно в сфере медуслуг. Отметим и тот факт, что документ пытались «прогнать», что называется, в сжатые строки. Создан он был 24 июля и подразумевал, что запрет должен вступить в силу уже через две недели.
Понятно, что общественность крайне остро восприняла такой маневр, ведь, возвращаясь к теме установки коронок с имплантами, нужно понимать, что процесс этот не только дорогостоящий, но и времязатратный: промежуток между установкой импланта и последующей инсталляции самой коронки составляет три-четыре месяца. То есть инициатива резкого прекращения возможности использовать средства из ЕНПФ застала многих казахстанцев именно в процессе лечения. Отсюда, собственно, и шквал критики, которая посыпалась в комментариях к опубликованному проекту изменений. Большая часть комментариев сводится к объективному предложению заняться поимкой и привлечением к ответственности медиков-аферистов, а не наказывать всех, в том числе и тех, кто действительно нуждается в лечении.
Выход, но не решение
За граждан вступились и депутаты. Так, мажилисмен Марат Башимов раскритиковал планы Минздрава приостановить использование пенсионных накоплений на стоматологические услуги, указав на дороговизну процедур.
«Предлагаемая альтернатива использовать средства ЕНПФ на лечение только больных детей вызывает сомнения, так как для этого родителям необходимо будет пройти весь бюрократический путь с собиранием всех подтверждающих диагнозов и так далее, что в конечном счете приведет к отказам», — написал Башимов в соцсети.
В итоге под давлением общественности Минздрав Казахстана был вынужден отказаться от планов на запрет, уточнив, что вопрос прорабатывается и механизм в скором времени будет представлен.
«В последнее время активно обсуждался вопрос по снятию пенсионных накоплений на стоматологические услуги. Хотел бы пояснить, что Министерство здравоохранения не приостанавливало действие этой нормы. Был размещен проект приказа, который предусматривал приостановление, и он был размещен для обсуждения. Учитывая поступившие обращения, ведомство совместно с отечественной ассоциацией стоматологов разработало механизмы, которые будут реализованы в ближайшее время. Они направлены не на ограничение, а на обеспечение прозрачности получения стоматологической услуги через использование инструментальных методов диагностики», — пояснил вице-министр здравоохранения Ержан Нурлыбаев.
На портале «Открытые НПА» 28 августа появился новый проект, в котором прописаны правила, позволяющие воспользоваться своими пенсионными накоплениями. Теперь пациенты должны получить заключение врачебно-консультационной комиссии (ВКК), которая и будет выносить вердикт — требуется лечение или нет.
«При оказании стоматологических услуг ответственное лицо медицинской организации выдает заявителю или его законному представителю заключение ВКК до и после лечения в электронном и/или бумажном виде и вносит его в медицинскую информационную систему по форме 026/у, согласно приказу, в течение двух рабочих дней с даты проведения заседания ВКК для предоставления уполномоченному оператору», — говорится в документе.
Другими словами, сначала нужно будет доказать, что ты нуждаешься в лечении и у тебя, допустим, нет зуба, а потом, что данное лечение получил и зуб вставлен. Понятно, что процедура сильно забюрократизирована, но, если поставить на чашу весов возможность использования средств с ЕНПФ как таковую, это очевидно меньшее из зол. Другой вопрос, что в цепочке появилось еще больше звеньев, которые также не исключают человеческого фактора. Поэтому однозначного ответа на вопрос, появятся ли новые формы манипуляций, пока нет...