О любимой модели Диора написано несколько книг на разных языках. Алла Ильчун родилась в 1926 году в Харбине в семье казаха-железнодорожника и русской певицы. Харбин был основан русскими строителями и служащими в конце XIX века как железнодорожная станция Трансманчжурской магистрали. В первой четверти XX столетия город был русской колонией, куда съезжались эмигранты — солдаты и офицеры Белого движения.
Цепочка обстоятельств и совпадений собрала 5 июня 2018 года членов Aссоциации казахстанцев во Франции. Президент AKF Берлин Иришев представил портрет манекенщицы Аллы Ильчун. С ее биографией собравшихся ознакомила Айпери Субанкулова. В итоге плодотворной совместной работы появился фильм о знаменитой в свое время во Франции соотечественнице.
«Аруах — это дух предков. Его первобытная сила едва ощутима, но могущественна. Сила, которая оберегает и направляет. Будто кто-то ведет нас к разгадке, дает подсказки. Без них нам никогда не удалось бы пройти этот путь до конца». С таких слов начинается документальный фильм «Алла — восточная жемчужина Dior». Не духи ли предков Аллы привели Берлина Иришева на один из парижских базарчиков, где торгуют антиквариатом? Именно здесь он увидел на полотне красавицу с азиатской внешностью. «Возникло ощущение дежавю — неужели это наша Алла, известная модель Кристиана Диора? Загадка личности, изображенной на этой картине, мотивировала меня и моих коллег по Ассоциации казахстанцев во Франции (AKF) к возрождению ее истории, и эта история получилась захватывающей», — говорит в фильме Б.К. Иришев.
«В основу сценария этого фильма легли три книги, изданные в Казахстане, в России и во Франции», — пишет автор книг по возрождению удивительной судьбы «Аллы — музы Dior» и продюсер документального фильма Берлин Иришев, узнавший об этой женщине из статьи в журнале, когда в 2017 году Дом Dior отмечал свой 70-летний юбилей. «Алла Ильчун отличалась высокими скулами, улыбкой редкой красоты и кошачьими глазами, выделенными карандашными стрелками. Своими нетипичными, наполовину славянскими, наполовину азиатскими чертами она была обязана русской матери и отцу-казаху. Когда она пришла, чтобы заменить другую манекенщицу, кутюрье тут же нанял ее из-за таланта притягивать взгляды...
Непроницаемая, известная всему Парижу своей собакой, с которой была неразлучна, она проработала в доме более двух десятилетий, сумев очаровать не только Кристиана Диора, но и продолжателей его дела своей манерой «сдержанно и бесстрастно» вышагивать по подиуму» («L’Officiel». Emmanuelle Bosc «Qui étaient les muses de Christian Dior?», 19.10.2017).
Возрождая историю
Интересно, что Иришев родился 9 мая 1945 года и отец дал ему имя Берлин. Доктор экономических наук, автор книг по экономике, дипломат Берлин Кенжетаевич Иришев живет в Париже. О нем рассказал алматинец Максим Напольских, который тоже живет в столице Франции и принимал участие в создании документальной ленты об известной модели. Финансист по образованию, в настоящее время М. Напольских работает в сфере туризма, организуя для французов туры в Казахстан.
«Берлин Кенжетаевич Иришев — ценитель живописи. Он посещает парк «Монсо», где проводятся выставки картин, — рассказал Максим. — Однажды он увидел на полотне женщину азиатской внешности в красивом вечернем наряде. Когда Берлин Кенжетаевич спросил у продавца, кто изображен на холсте, тот ответил, что точно не знает, но вроде бы это модель. Приобретя картину для своей коллекции, Иришев презентовал ее в ассоциации. Человек, имевший опыт работы на аукционах, определил, к какому периоду относится работа. По внешности на картине изображена казашка, и мы узнали, что она была причастна к миру моды, что об этой модели написала французская журналистка и Берлин Кенжетаевич читал ее статью».
Так закрутилось колесо. Максим Напольских искал информацию в архивах, занимался организацией финансовой части. «Одно из моих хобби — это кинематограф, — говорит Максим. — Очень люблю кино и, уже живя в Европе, начал сниматься в массовках. Я не актер, никогда не учился этому, но уже более десяти лет разные компании приглашают меня на съемки. Я выступал в роли актера дубляжа, работал с Люком Бессоном на одном из его проектов, с интересом трудился над созданием документального фильма об Алле Ильчун. Она была первой моделью с азиатской внешностью в Европе, но Диор пошел на это, хотя такой шаг был рискованным. Вместе с ним модель объездила полмира. В наши дни жизнь красавиц на подиуме коротка, а тоненькая стройная Алла проработала в модельном бизнесе 20 лет».
В аннотации к фильму в интернете сказано: «Об удивительной судьбе Аллы Ильчун (Елшын), которая родилась на Востоке планеты, там, где встает солнце, чтобы возродиться звездой высокой моды на Западе. Родилась в 1926 году как китаянка в Харбине, но умерла как француженка в Париже в 1989-м. На высоком подиуме Хай Фэшн она была известна как муза великого кутюрье Кристиана Диора. Ею восхищался мировой бомонд. О ней писали как о талисмане и музе Диора Fétiche, Eternelle. Однако после смерти ее имя было забыто. Случайная покупка картины неизвестной в парке «Монсо» в Париже Берлином Иришевым мотивировала команду AKF к возрождению ее имени. Она оказалась дочерью выходца из Жетысу. Книги, опубликованные Б. Иришевым, легли в основу этого документального фильма. Публикация книги в Китае и ее презентация в Пекине и Шанхае в июле 2023 года полностью подтвердили достоверность восстановленной истины. Великий Китай уступил нам, казахстанцам, свою звезду Аллу «чайниз». Она — гордость казахского народа. Квантовая многовекторность».
«Историю жизни модели теперь знают во всем мире. Книги о ней продаются в магазинах Парижа, Пекина, Лондона, Нью-Йорка, Мельбурна и других мировых крупнейших городов мира, — отметил Максим Напольских. — 15 мая в Алматы в Halyk Bank состоялась презентация новой книги о модели, вышедшей в издательстве Manhattan Book Group in New York. На святую землю отцов Алла спустилась с легендарного Нью-Йоркского Таймс-сквер. Ее история теперь известна на нескольких континентах: в Европе, Азии, включая Китай, в Америке, Африке, Австралии и Арабских странах».
В ее лице — очарование и магия Востока
Кристиан Диор в своих мемуарах писал, что величественная, немного таинственная манекенщица должна уметь захватывать внимание зрителей. За эту театральность и яркую харизму он нанял Аллу — манекенщицу по призванию. Наполовину русская, она представляла тонкую загадку Востока.
В фильме об Алле Ильчун писатель, историк моды Жан Ноэль Лио говорит: «Впервые в истории высокой моды появляется женщина с незападной внешностью. Ее красоту можно назвать евразийской, у нее были ярко выраженные азиатские черты лица. Кристиану Диору пришлось побороться за свою правоту, потому что в те времена очень сильны были расистские тенденции, а модель должна нравиться клиенткам. Она открыла новые горизонты с ее уникальной, оригинальной внешностью».
Алла произвела фурор — она подчеркивала свои раскосые очи стрелками, и француженки стали подводить глаза, устремляя тонкие черные линии к вискам. Из фильма становится ясно: Диор признавался, что выбор азиатской красавицы для демонстрации западных нарядов был вызовом, но если Алла оказалась в доме моды случайно, то у Диора были планы.
Йорн Майклсон, модельер и ассистент Кристиана Диора, говорит: «Я уверен, что месье Диор ничего не оставлял на волю случая. Стратегия его модного дома, его манекенщицы, маркетинговые кампании — все было продумано, тщательно взвешено и имело определенную цель. И если он нанял Аллу, то прекрасно знал зачем. У нее была своя роль представительницы иной культуры, столь далекой от европейской. Каждая его манекенщица играла особую роль. Бунтарка, соблазнительница Алла сочетала в себе шарм и магию Востока».
Китаянка по паспорту, казашка по крови
Харбин часто называли восточным Парижем. Там русская певица Тамара Васильева и один из управленцев железной дороги Куандхан Елшын стали родителями Аллы, которая долгое время по паспорту была китаянкой.
Марк де Дюльмен, сын Аллы Ильчун, говорит: «Мой дедушка родился в городе Верном. В загородном имении разводили лошадей, которых любила бабушка. Тамара играла на фортепиано и давала уроки маленькой дочери. Моя бабушка была творческим человеком, у нее был прекрасный голос».
Когда Харбин потерял свой особый статус, русские стали уезжать оттуда. Поезд, на котором ехала семья Аллы, сопровождали конные гвардейцы, но состав был подвергнут огню с воздуха, и погибла младшая сестра Тамары Михайловой. Дальше выжившие бежали на повозках под защитой все тех же гвардейцев, а потом теплоход доставил Тамару и Аллу в Париж. Куандхан мог погибнуть, помогая харбинцам покинуть город, который попал под власть японцев, мог эмигрировать в Китай или оказаться в Карлаге, ведь в 37-м харбинцы и их семьи подлежали аресту за антисоветскую деятельность.
Продюсер документальной ленты Иришев говорит в фильме о мистических совпадениях, будто кто-то намеренно прокладывал для творческой группы дорогу. Марка де Дюльмен нашли в соцсетях, а подтверждение того, что он сын Аллы Ильчун, получили через два месяца, когда нашли могилу модели в предместье Парижа и возложили цветы. Марку было 62 года. В этом возрасте его мать ушла из жизни. Впервые встретились с ним в ресторане в 17-м районе, и Марк спросил, кто посоветовал именно этот ресторан. Ведь его родители жили напротив в первые годы брака Аллы Ильчун с польским фотографом. «В Париже более 18 000 ресторанов. Какая сила нам посоветовала выбрать именно этот? Алла родила Марка в 16-м районе... Через десять лет в этом месте был построен большой жилой дом, в котором я сегодня проживаю, — говорит с экрана Берлин Иришев. — В Париже более полутора тысяч улиц и более ста тысяч домов. Какая же сила меня привела в этот дом, где сегодня висит портрет Аллы, обнаруженный на выставке в парке «Монсо»? Похоже, что и прогулка по парку не была случайной. Аруах Аллы привел туда человека, способного принимать решения и действовать, собрал неравнодушных людей в одном месте, на одном проекте.
Известно, что парижская манекенщица казахско-русского происхождения блистала на подиумах и страницах модных журналов в 1940-1960-х годах. Ее называли музой Кристиана Диора, его талисманом. Пишут, что «Алла внесла свой вклад и в международный успех Дома Dior». Когда его не стало, Аллу Ильчун пригласил Ив Сен-Лоран. Экзотическая красота Аллы гипнотизировала публику, пресса называла ее восточной жемчужиной.
Благодаря документальному фильму, созданному казахстанцами на французской земле, эта жемчужина вернулась к своим корням в земли Жетысу.