Плату за посещение природных парков хотят отменить в Казахстане

Несмотря на то, что почти 60 процентов площади Казахстана занимают пустыни и безжизненный солончак, в стране есть много уютных уголков, которые могут удивить даже искушенного туриста. Однако, несмотря на уникальность и аутентичность, из-за ряда весомых причин о существовании природных жемчужин не знают даже местные жители.

Плату за посещение природных парков хотят отменить в Казахстане

Шлагбаумный калейдоскоп

Так сложилось исторически, что нацпарки и заповедники Казахстана все время находятся по ту сторону забора от простых граждан. В одни природные уголки въезд исключительно платный, в другие и вовсе закрыт без каких-либо весомых причин. И даже попав внутрь нацпарка, турист может наткнуться на очередной шлагбаум, где с него вновь пытаются получить деньги. Поэтому новость о том, что в скором времени налог на посещение нацпарков планируют отменить, любителями экотуризма была принята более чем позитивно. Напомним, накануне депутаты Мажилиса на пленарном заседании палаты рассмотрели и приняли в двух чтениях соответствующий проект закона. Представил документ депутат Едил Жанбыршин: «Законопроектом предлагается внести изменения и дополнения в Налоговый и Бюджетный кодексы в части исключения платы за использование особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения».

Мотивируется эта норма весьма любопытно. На наш взгляд, есть и более весомые аргументы, но доводы мажилисмена мы все-таки приведем.

«Граждане, являющиеся работниками туристских объектов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, при прохождении КПП вынуждены каждый день платить налог за пользование особо охраняемыми природными территориями. В большинстве случаев эти граждане выполняют сезонные работы с низкой заработной платой, поэтому есть определенные претензии к этой ситуации. Во избежание дальнейшего обострения вопроса, а также создания комфортных условий для развития отечественного туристского бизнеса предлагается отменить налог за использование особо охраняемых природных территорий», — сказал он.

Редакция неоднократно поднимала вопрос о том, что нельзя ограничивать доступ в парки, потому что таким образом люди попросту остаются в безвыходной ситуации. Допустим, в окрестностях Алматы все горные районы, которые не застроены коттеджами, находятся под колпаком Иле-Алатауского нацпарка. Подъем к уникальному Большому Алматинском озеру и расположенной рядом Тянь-Шаньской астрономической обсерватории намеренно закрыт на протяжении нескольких лет. Это уникальные места для организации школьных экскурсий или того же экотуризма. То есть выбраться на природу, не уткнувшись в очередной шлагбаум, попросту невозможно. А ведь на базе одной только обсерватории при должном финансировании можно было бы организовать туристический магнит, который притягивал бы посетителей со всего мира. Вместо этого мы упираемся в «кирпич».

Спустимся чуть ниже, до шлагбаумов на въезде в нацпарки. Дело здесь даже не в стоимости «входного билета», тарифы можно назвать демократичными. В среднем по стране они варьируется в пределах 250 — 1200 тенге. Однако сам факт наличия сбора вызывает массу возмущений. Во-первых, отсутствие альтернативы. Если в знойную жару хочешь выбраться из города и подышать свежим воздухом, плати. А ведь далеко не у всех есть личный транспорт, позволяющий уехать далеко за город.

Во-вторых, коррупционные риски. Далеко не всегда оплачивая проезд, посетители получают фискальные чеки. Соответственно, деньги могут уходить мимо кассы, а они, по заверению чиновников, должны быть направлены на благоустройство нацпарков. Поборы сохраняют на протяжении трех десятков лет. Много ли за это время удалось благоустроить? За исключением установки редких лавочек и беседок, по большому счету, не было сделано ничего. Да, в последние пять лет появились солидные инфоцентры, но возвели их за счет средств частных инвесторов.

В-третьих, установленные шлагбаумы вызывают большие пробки, которые образуются в выходные дни. Наладить автоматическую или экспресс-оплату ни одному парку так и не удалось, в итоге, чтобы проехать через шлагбаум в летний период, нужно отстоять очень длинную очередь.

Хочется верить, что после законодательного закрепления весь этот шлагбаумный калейдоскоп уйдет в прошлое.

Виртуальная неизвестность

Шлагбаумы откроют. А что дальше? В настоящее время в Казахстане есть 13 национальных парков, и всем им свойственны одни и те же проблемы, которые препятствуют развитию экотуризма и тем более популяризации Казахстана за пределами республики. В первую очередь это низкое качество мест размещения, общепита и отсутствие соответствующей инфраструктуры: оборудованные тропы, пункты проката, сувенирные лавки, смотровые площадки, беседки и так далее.

Еще в 2020 году прежний министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзум Мирзагалиев говорил о том, что в Казахстане будут использовать американскую модель развития нацпарков. Она подразумевает размещение кэмпингов, палаточных лагерей и этноаулов вдоль троп и маршрутов. Тогда же было сказано, что в ближайшие четыре года частным инвестором будет вложено 12 миллиардов тенге в развитие инфраструктуры.

Какое резюме можно сделать сейчас, спустя четыре года? Подвижки в этом вопросе есть. Конечно, ни в одном из парков американскую модель не реализовали, но обнадеживающие изменения видны. Если говорить об Алматы и Алматинской области, то, пожалуй, наиболее ярким примером движения в направлении, заданном Мирзагалиевым, является запуск в Иле-Алатауском нацпарке визит-центра «Аюсай». Церемония разрезания ленточки состоялась в 2021 году. В последующие два года за счет привлечения частных инвестиций построили и ввели в эксплуатацию семь визит-центров в национальных парках и на территории других природных объектов Казахстана. Это визитцентры «Тургенсай», «Сартас», «Шарын», «Горельник», «Медеу» и «Алтын-Эмель».

Как бы и работа идет, и визит-центры возводят такие, которые соответствуют всем эконормам, отвечают критериям моды в современной архитекторе и так далее. Показывать интуристам такие локации не стыдно. Но! Результат проделанного труда прозябает в безызвестности. Главной проблемой остается очень слабая работа в разрезе популяризации. Турист, особенно иностранец, начинает подготовку поездки со сбора информации, определения мест, которые мог бы посетить, где остановиться. В теории инфоцентры должны перекрывать все эти запросы — так система устроена во всем мире. На сегодня главной площадкой для поиска информации являются такие ресурсы, как Google или Yandex, где, как оказалось, информации о Казахстане очень мало.

Мы попробовали представить себя в роли интуриста, который собирается в Казахстан, то есть отбросить в сторону все знания о городах и окружающих их достопримечательностях. Увы, на запрос «инфоцентры Казахстана» мы не нашли внятной и всеобъемлющей информации.

В топ-10 ответов вошли рекламные статьи об открытии того или иного инфоцентра, но для интуриста эта информация практически бесполезна. Конечно, приложив усилия и собрав разрозненную информацию воедино, нам удалось сформировать некую картинку. Опять же пришлось несколько раз ловить себя на том, что ты действуешь с осознанием местности, и одергивать себя. Это значительно снижает чистоту эксперимента.

Есть великолепный ресурс Visit Almaty, который открывает перед пользователем очень яркую картинку с множеством вкладок и мест. Все сочно, красиво, но... О тех самых визит-центрах, в которые вкладываются миллионы, не сказано ни слова. К слову, даже для того, чтобы найти сайт Visit Almaty, нужно приложить усилия. Ведь на запрос «визит-центры Алматы» он не открывается, а выпадает в поисковике в том случае, если вбить «инфоцентр Алматы». Почему такой узкий подход к ключевым словам для поиска? Почему визит- и инфоцентры Алматы не дополняют друг друга, а как будто конкурируют между собой? Почему нет единого информационного ресурса, аккумулирующего информацию о городах и стране в одном месте? В общем, вопросов много, а вывод один: несмотря на всю проделанную работу, добиться элементарных вещей туристической отрасли Казахстана не удалось.

Кнут без пряника

Не последнюю роль в формировании имиджа страны играют сами казахстанцы. Несмотря на то, что об экотуризме в Казахстане говорят на протяжении более двух десятков лет, как таковая экокультура формируется очень и очень медленно.

Особенно сильно ситуация обостряется в теплый период года, когда граждане массово выезжают на природу, оставляя после себя тонны мусора. Один из самых нелепых, но при этом частых аргументов, которым оправдываются некультурные граждане, звучит так: «Зачем я буду увозить мусор? Я же заплатил на въезде. Вот пускай они и убирают». А ведь все, кто мало-мальски погружался в проблематику отдыха на природе, знают первое правило туриста, которое звучит очень просто: «Принес — забери с собой!». Возможно, после того как уберут плату за посещение парков, исчезнет и отговорка, которой многие несознательные граждане прикрываются десятилетиями. Конечно, сложно поверить, что их поведение изменится, но даже если какая-то часть начнет думать иначе — это уже результат.

Как мы видим, Казахстан уже созрел для того, чтобы подходить к вопросу порядка более радикальным образом. Ждать, когда вырастет поколение людей, бережно относящихся к окружающей среде, — непозволительная роскошь. Представители различных нацпарков неоднократно выступали за резкое повышение штрафов за оставление мусора, и это, на наш взгляд, единственное действенное решение. Сейчас этот вопрос регулируется статьей 434-2 Кодекса об административных правонарушениях РК: «Загрязнение мест общего пользования, в том числе выброс отходов в неустановленных местах, влечет для физлиц штраф в размере 5 МРП — 18 460 тенге на 2024 год».

Судя по тому, что мусора в горах меньше не становится, мера наказания недостаточна. Соответственно, ее нужно ужесточать. Если за это нарушение будет санкция в размере 50 МРП (184 600 тенге), эффект будет молниеносным. Ведь решили вопрос с кострами в пожароопасный сезон... Напомним, нарушение требований пожарной безопасности и санитарных правил в лесах, на особо охраняемых природных территориях, предусмотренных в части 3 статьи 367 КРК об АП РК, влечет штраф для физических лиц в размере 100 месячных расчетных показателей — 345 000 тенге.

В дополнение нелишним было бы и здесь устанавливать камеры системы «Сергек». Ведь, как известно, они работают от аккумуляторов. Соответственно, питание для них, как и провода, которые навредили бы дикой природе, не нужны. Понятно, что они не будут собирать столько штрафов, сколько удается собрать на оживленном перекрестке в городе. Но, допустим, в Германии добиться экокультуры удалось именно таким образом.

Ликвидацию поборов на въезде в нацпарки можно считать небольшим шажком в сторону развития, и здесь важно не останавливаться, а продолжать принимать меры, способствующие популяризации экотуризма.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру