Умнее не стали и здоровее — тоже
Исследования дали определенно тревожные итоги, показав, что сами родители (каждый пятый) покупают личный гаджет своему ребенку, когда тому исполняется только два-четыре года.
Опрос проводило агентство OnIn в декабре 2022 — январе 2023 года. Участие в нем приняло более 1000 респондентов из Казахстана — родители детей в возрасте до 18 лет.
Выяснили, что 21 процент родителей в Казахстане покупают гаджеты детям по достижении ими четырехлетнего возраста. При этом 32 процента респондентов впервые дали в руки своему ребенку электронный девайс, когда тому было от четырех до шести лет, а 24 процента — от двух до трех.
Таким образом, родители освобождают себя от обязанности развивать детей, отнимают у них естественную биологическую и социальную возможность изучать мир в реальности за чтением книг, живым общением со сверстниками и самими родителями, за играми, рисованием и всем, что необходимо маленькому человеку для развития его мозга, формирования сознания, критического мышления.
Не так давно даже появился новый термин «цифровое слабоумие», или digital dementia. Это больше диагноз, который вывели врачи из Южной Кореи — страны, которая раньше всех встала на путь оцифровывания.
Более десяти лет назад корейские специалисты стали наблюдать, что все большее количество подростков страдает потерей памяти, расстройством внимания, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией, низким уровнем самоконтроля. Медицинские исследования мозга таких пациентов диагностировали раннюю стадию деменции, свойственную людям очень преклонного возраста.
Помимо этого, постоянное нахождение перед экранами гаджетов влечет за собой ухудшение зрения, ожирение, проблемы с опорно-двигательным аппаратом, ментальные и другие расстройства.
Эксперты, исследующие вопрос с зависанием в гаджетах, пришли к выводу, что только за последние десять лет радиус активности детей и подростков сократился на 90 процентов. То есть весь мир, который ребенок должен исследовать, сжался для него до размера экрана.
Заменив чтение книг, прогулки на природе, занятия в кружках и спортивных секциях на гаджеты, родители самостоятельно сделали путь развития своего ребенка таким узким и опасным для его здоровья.
По данным, представленным «Лабораторией Касперского», ежедневно более половины детей (56 процентов) проводят в интернете до четырех часов, а 23 процента находятся в виртуальности практически круглосуточно. Иногда родители этого не замечают, но, к примеру, 78 процентов родителей ответили при опросе, что используют девайсы только для того, чтобы занять ребенка младше семи лет в поездке, 80 процентов стараются контролировать действия своего чада в интернете.
— С одной стороны, нет ничего плохого в том, что ребенок с раннего возраста начинает пользоваться гаджетами: напротив, в какой-то мере это способствует неизбежному процессу адаптации к миру технологий и получению новых знаний, — говорит Андрей Сиденко, руководитель проекта по детской онлайн-безопасности «Лаборатории Касперского». — Так, по данным нашего исследования, 81 процент опрошенных использует девайсы для обучения или развития детей до семи лет. С другой — недостаток знаний о правилах цифрового поведения в сети может влиять на атмосферу в семье, и 36 процентов родителей подтвердили, что использование устройств детьми приводило к конфликтам. Шестьдесят шесть процентов из них отметили в качестве причины ссоры слишком долгое пребывание ребенка в интернете, 42 процента — сосредоточенность на играх, 20 процентов были недовольны контентом или группами в социальных сетях, в которых состоял ребенок, 11 процентов волновались из-за того, с кем дети общаются в сети.
Как защитить ребенка от интернет-зависимости?
Что предпринять, чтобы предотвратить не только потерю времени, но и разрушительное влияние девайсов на психику и мышление ребенка? Такой вопрос опять же в первую очередь должны себе задавать родители. Как вариант, важно ввести какие-то правильные семейные традиции, например, не приносить гаджеты на кухню, не брать с собой к спальному месту, выделить какой-то час времени на общение — обсуждение книг, фильмов и так далее.
К примеру, Светлана Богатырева, психолог, исполнительный директор частного фонда Just Support, считает, что «родители транслируют детям модели поведения, и поэтому важно не только то, что они говорят о гаджетах, но и то, как сами обращаются с ними. Сколько времени проводят, есть ли в семье место для общения без гаджетов, спрашивают ли разрешения у детей на публикацию совместных или личных фотографий. В отношении девайсов, как и в любом другом вопросе воспитания, у родителей есть две крайности — либо все тотально контролировать, либо совсем отпустить. Обе стратегии чреваты — ребенок или закроется, и родители совсем не будут знать ничего о его сетевой жизни, или будет подвержен сетевым вызовам и рискам. Поэтому психологи говорят о доверительных отношениях и периодическом обсуждении различных кейсов того, что происходит в сети, а не только о разовых беседах с ребенком».
Валерий Зубанов, управляющий директор «Лаборатории Касперского» в Казахстане, Центральной Азии и Монголии, советует учитывать не столько возраст, в котором дети получают первые устройства, сколько общее экранное время, а также действия, совершаемые в интернете: что они делают и с кем общаются в социальных сетях. Поэтому перед вручением смартфона или первого ПК родителям стоит провести базовый инструктаж по основным правилам безопасности. Нелишним будет установить решение для родительского контроля, с помощью которого можно регулировать контент и продолжительность пребывания в сети.
Гаджеты — это также потеря конфиденциальной информации и денег
Как показали результаты опроса, каждый десятый родитель в Казахстане потерял деньги из-за ошибок детей в интернете. Около 38 процентов родителей пользуются сервисами, к которым есть доступ и у детей, у 11 процентов респондентов есть совместный доступ к онлайн-магазинам, у 10 процентов — к онлайн-кинотеатрам и стриминговым ресурсам, у 9 процентов — к облачным сервисам.
При таких доверительных отношениях, чтобы избежать денежных потерь, важным должен оставаться предупредительный контроль со стороны родителей.
В результате ошибок детей в сети примерно каждый десятый респондент терял деньги, и хорошо, если сумма таких потерь составляла не более 15 тысяч тенге, как у половины опрошенных родителей. Но были и те, кто лишился своих накоплений на сумму более 400 тысяч тенге. Дело в том, что дети могут как намеренно, так и случайно оплатить какую-либо подписку, доступ к приложению или совершить покупку в игре. Крупные же потери, вероятнее всего, связаны с вымогательством мошенников или входом на фишинговые сайты, в результате чего покупки совершаются по незнанию.
Более половины опрошенных отметили, что рассказывают своему ребенку об онлайн-угрозах, 29 процентов установили программу родительского контроля, 25 процентов проверяют историю браузера. В основном родители контролируют детей с 4 до 11 лет, стараясь следить за тем, сколько времени те проводят в интернете, какими сайтами или программами пользуются.
— Перед тем как дарить ребенку гаджет или дать ему доступ к платному сервису, важно объяснить, что перед совершением покупки в интернете стоит посоветоваться с родителями. Отдельно нужно отметить, что нельзя поддаваться щедрым предложениям в сети или переходить по подозрительным ссылкам, вводить на таких ресурсах персональные и банковские данные, — советует Андрей Сиденко. — Разговоры о цифровой грамотности необходимо вести регулярно, чтобы ребенок не потратил по незнанию или случайности деньги родителей. Также не стоит забывать о технических средствах защиты.
Ребенок — такой же человек
Проблемы с интернетом возникают и тогда, когда в социальные сети выставляют фотографии детей и места их постоянного нахождения. Более половины родителей в Казахстане не спрашивают у детей разрешения на размещение в сети информации о них. Почти 60 процентов из них выкладывают в социальные сети посты или фото, а также видео со своими детьми, а более половины (54 процента) респондентов делают это без согласия ребенка. Чаще всего взрослые делятся в сети историями из жизни детей, рассказывают об их увлечениях, раскрывая имена своих чад, места их нахождения. При этом, как выяснилось, многие родители не подозревают, что их ребенок под придуманным ником ведет свой аккаунт в TikTok, на YouTube или во «ВКонтакте». Некоторые респонденты ответили, что имеют доступ к одному из аккаунтов ребенка: 28 процентов опрошенных знают пароль на случай необходимости контроля, а 24 процента не только знают пароль, но и пользуются им.
Важнее в этом случае не контролировать детей, а объяснять им, какие могут быть последствия при публикации личной информации в открытом доступе.
— С точки зрения детской безопасности родителям не рекомендуется выкладывать фото своих детей в социальных сетях с неограниченным доступом для просмотра. Во-первых, это повышает риск для ребенка стать жертвой злоумышленников: они собирают данные о родителях через те же соцсети (где родились, где учились, где работали) и затем используют эту информацию, чтобы втереться в доверие к детям под видом друзей детства родителей. В Великобритании был случай, когда незнакомый мужчина, таким образом, пытался похитить ребенка из школы. Во-вторых, не все фотографии, которые выкладывают родители, могут нравиться их детям. В дальнейшем эти фото могут использоваться для буллинга и кибербуллинга детей со стороны одноклассников или недоброжелателей, — считает Халида Ажигулова, уполномоченная по правам ребенка по городу Алматы.
Поможет ли эта публикация как-то повлиять на ситуацию конкретно в нашей стране, неизвестно, но говорить и писать об этом стоит. Иначе мир интернета окончательно заберет наших детей.