Дунгане на благословенной казахстанской земле

Дунгане — удивительный народ, ревностно хранящий свои традиции и обычаи. Они не только не потеряли свою национальную идентичность, но и, сумев выжить после тяжелого перехода через зимние Тянь-Шаньские горы во второй половине 19 века, гармонично влились в жизнь казахов. Приняв за 145 лет многовековые устои и правила, они стали неотъемлемой частью большого народа.

Дунгане на благословенной казахстанской земле

У дунганского этноса много достижений. Есть у них и свои научные светила — профессоры Исмаил Юсупов и Рашид Бакиров. Есть и династия экономистов, к которой относится семья Лугмара Буларова. Все эти яркие личности вносят свой весомый вклад в развитие Казахстана. Многое нам рассказали жители села Сортобе.

Главное — трудолюбие

В Сортобе ранее утро. Петухи поют, встречая рассвет. На улице холодно так, что приходится кутаться в теплую куртку. На сельской улице пахнет сырой землей и травой. Волнующий запах из далекого детства накрывает с головой. Пытаюсь замереть и удержать эти чувства. Не могу надышаться. Делаю глубокий вдох, еще один. Дрожь пробирает до костей еще и от того, что невыносимо хочется спать. На часах начало пятого. В домах включается свет, и на улице начинается движение. То тут, то там слышно, как подметают внутренние дворики.

«И почему им не спится? Завернулись бы сейчас в теплое одеяло и сладко спали перед открытым окном, досматривая предрассветные сны» — эта первая мысль возникает, когда я вижу мужчин, спешащих на велосипедах куда-то в темноту.

Дунгане — трудолюбивый народ. После утреннего намаза и горячего чая с лепешкой они спешат на поля и в огороды. Ведь до первых лучей солнца нужно многое успеть.

Леджер Вейсер — воин-интернационалист, кавалер ордена Красной звезды, а сейчас успешный фермер. У него идеальный огород. Грядки, как в сказке, одна к одной. Взглянешь на них — и сразу возникает желание все бросить и заняться огородничеством! До него мы добрались, когда первые лучи солнца только-только начали проглядывать из-за тучи.

— Заходите в дом, жена уже чай поставила, — приглашает нас хозяин.

Здесь, в Сортобе, везде так. Зашел на порог — садись за стол. Отказ хозяева не только не примут, но и сочтут за оскорбление. Так что голодным у дунган не останешься никогда. Как и у казахов, гостеприимство — это то, что объединяет большинство народов Средней Азии.

Хозяйка дома быстро поставила чайник и на раннем дунганском дастархане появились лепешки, домашнее масло и мед, сладости и варенье.

— Угощайтесь, все свое, — говорит Леджер и подливает горячий чай.

А горячий чай — самое желанное, что сейчас можно себе представить. Невообразимые внутренние ощущения, когда сидишь сонная в пять утра в далеком селе на топчане во дворе, пьешь горячий чай вприкуску с рафинадом, слушаешь петухов, рассказ фермера о жизни на селе и истории дунганского этноса.

Культурный код

Огород у Леджера Вейсера большой. В прошлом году он собрал три урожая: лук, чеснок, базилик, перец... Дунгане — прирожденные земледельцы. Это их частица ДНК.

— Мы — сельчане, всю жизнь живем в селе, и наша жизнь тесно связана с землей. Поэтому мы очень бережно, трепетно к ней относимся. Всем известно, что, если к земле относиться с уважением с любовью, она никогда тебя не подведет и тебе воздастся сторицей. В нашем округе очень многие занимаются земледелием — 90 процентов. Как известно, наши предки жили в Китае. Они 145 лет тому назад прибыли на эту благословенную землю. Вот менталитет дунган: мы — всю жизнь, наши предки, прадеды были связаны с землей. Поэтому мы исконно являемся земледельцами. И детей наших с детства приучаем к труду и земле. Хоть сейчас много молодежи уезжает в город, получает высшее образование и остается там, есть такие, кто продолжает семейные традиции и занимается сельским хозяйством.

Сельским хозяйством и правда занимаются 90 процентов дунган в Кордайском районе. Это основной доход каждой дунганской семьи. Кстати, именно Кордайский район — основной поставщик лука, чеснока, стручковой фасоли, базилика, укропа и петрушки в Алматинскую область, а лук и чеснок отправляют отсюда еще и по всему Казахстану. Как только в марте сходит снег, дунгане начинают свою работу, и так — до поздней осени.

— Государство и правительство дало нам все, — говорит Аким Масанчи (самого большого села в Кордайском районе) Рамазан Малиев. — Все зависит от самого человека. Наш народ работает. И я всегда говорю, работайте. Всегда и везде можно найти работу, было бы желание.

Рамазан Малиев говорит, что Кордайский район — это самый прекрасный уголок земли. И эта земля — лучший подарок его народу. Подарок, который помог выжить в самые нелегкие времена, когда этнос был на грани полного исчезновения.

— Спасибо братьям казахам, которые приняли нас и дали нам самый хороший уголок. Чтобы мы работали и жили, и приносили все для процветания нашего Казахстана и нашего народа. Жили в мире и согласии счастливо.

Действительно, дунгане были на грани полного исчезновения как этнос всего 145 лет назад. Кто такие дунгане и как появился этот народ, в результате какого сложного этногенеза — до сих пор идут споры и исследования. Ходит много легенд, есть сложные научные труды, посвященные истории происхождения дунган. Самую красивую легенду о своем происхождении рассказал хранитель исторического музея села Масанчи и историк по образованию Муса Лочь. Он много лет собирал свою коллекцию и теперь бережно хранит каждый экспонат. А как еще? Некоторые сохранились в единственном экземпляре и являются достоянием не только музея, но и всего дунганского этноса. Ведь в них заложен культурный код целой нации, тайна происхождения которой до сих пор до конца не раскрыта.

— Китайскому императору приснился сон, а до этого события он долго болел. Так вот — снится ему сон, что приедет в Китай юноша в зеленой чалме и вылечит его. Потом толкователи снов сказали, что юноша в зеленой чалме — это исламская вера, и представители этой веры могут помочь императору Китая. И тогда он пригласил к себе, по одной версии, 3000 воинов арабов, по другой — 300.

И эти воины осели в Поднебесной, женились на китаянках, и так появился дунганский народ. Научная версия такова, что народ зародился на Великом Шелковом пути. Ученые так и говорят, что мы — народ сложного этногенеза. В крови у дунган очень много составляющих. Это и арабы, и персы, и тюрки, и сами китайцы. Это две основные версии.

Знаменитая кухня

Сейчас на территории Казахстана проживает около 70 000 дунган. Большая часть — в Кордайском районе Жамбылской области. Небольшая часть — в Таразе и на севере Казахстана. В соседней Киргизии численность дунган примерно такая же. Язык дунган очень похож на китайский. Именно так он воспринимается на слух. В национальной одежде преобладает красный цвет как символ богатства и процветания. Китайские традиции в жизни дунган оставили неизгладимый след — это прослеживается не только в одежде, но и в быту, и в кулинарии.

Кухня у дунган невероятно разнообразная. В основном, конечно, овощи. Их много, и они в разных вариациях — жареные, пареные, вареные, печеные. Много изделий из теста и мяса. Матери передают секреты приготовления особого хлеба дочерям. В каждой семье он свой.

У Айши Идыбо — это лепешки с зеленью. Вкуснее не ела. Лепешки эти делают на праздники и для дорогих гостей, а к ним подают множество закусок. Айша — необычный представитель своего народа. Активная, яркая и неугомонная директор детского садика, в прошлом учитель сортобинской средней школы. Сейчас она занимается не только своей основной работой, но и общественной. Депутат районного маслихата, руководитель этнокультурного центра «Вынхуа» и просто человек с невероятной энергией и огромным сердцем. Кроме своих родных троих детей и внуков, Айша приняла к себе пятерых ребят и воспитывает как родных. А еще в доме у этой женщины всегда гости. Нас она тоже приняла в своем доме.

— Дунгане — гостеприимный народ и очень миролюбивый. Сто сорок пять лет назад пришли на казахскую землю и с тех пор живем здесь в мире и согласии. Мы все казахстанцы. Растим и воспитываем наших детей казахстанцами. Никто не уезжает. Самое главное сейчас в этой нестабильной обстановке — жить в мире и согласии. Это первооснова. Не будет мира, все рухнет. Это мы видим на примере наших соседей.

Айша сидит напротив меня. Смеющиеся глаза. Ни минуты без дела. Не успеет переступить порог дома, как вокруг нее все начинает вертеться и крутиться. То лепешки печет, то лагман тянет. Несмотря на то, что в семье уже две снохи, Айша Люшировна на тапчане не отдыхает.

— Конечно, время диктует свои правила, и наша молодежь сейчас не такая, как, скажем, десять лет назад. Девочки уже не бегут после школы быстрее замуж. Многие хотят получить высшее образование и работать, а потом уже семью создавать. Но все-таки пока традиции берут свое. Невестки и в моем доме появились рано. Девочки все молодые. У старшей снохи уже трое детей. Но мы с ними дружим. Хорошие у меня дочки. Все умеют, живут дружно. Если что-то где-то не могли или не умели, всему научили.

У Айши две невестки. Старшая Джемаль в свои 27 лет уже мама троих детей, помогает свекрови по хозяйству. Готовит, стирает, убирает, смотрит за детьми и выращивает кур, а они у нее, к слову, отменные. Младшая — Алия — впервые стала мамой. Ей 19 лет. В этом году она поступила в институт и учится на педагога. В отличие от своей старшей родственницы работает в детском саду. Но перед работой, рано утром, успевает и двор подмести, и завтрак накрыть. Все, как и полагается хорошим невесткам.

— Как и у всех, у нас есть свои традиции и обряды, — продолжает Айша Идыбо. — У всех народов радостное событие — это свадьба. Накрываем голову невесты платком. Со стороны жениха едет в дом невесты самая уважаемая женщина и проводит в доме шашу. На второй день свадьбы невесту забирают домой к жениху, в дом которого приходят гости, близкие родственники. Невеста делает поклон. Да, со времен переселения нашего этноса на казахскую землю идет постоянное взаимовлияние культур. Например, корона невесты всегда украшалась изображениями растений и животных. А позже наши ювелиры внесли в нее сакский стиль. Самое главное сегодня — это, конечно, дружба и согласие между народами, единство. Я всегда так говорю всем своим детям. Я — казахстанка, родилась в Кордайском районе. У нас большая страна, мы все развиваемся вместе.

Сила — в единстве

В доме у Айши никогда не закрываются ворота. Даже ночью. Как, впрочем, и у всех жителей села Сортобе. И в этом доме всегда много гостей. Заходят и соседи, и родственники, и высокие гости. Всех встретят, накормят, а если надо — еще и спать уложат на самом почетном месте. Так заведено в каждой дунганской семье. Пока мы впитывали новые эмоции и наслаждались дунганскими традициями и гостеприимством у Айши Люшировны, успели познакомиться с председателем республиканского объединения юридических лиц «Республиканский этнокультурный центр дунган Казахстана» Зайнуддином Махусеевым. Это первая организация, в которую вошли дунганские этнообъединения со всей республики.

— В Казахстане сейчас дунгане проживают в 13 регионах. Все представители собрались в Таразе на конференции и решили объединиться. У нас единые цели. Первая — это образование. Стоит задача увеличить поток молодых людей в вузы. Наше время требует образованных молодых людей. Второе — изучение государственного языка. У нас в каждом селе организованы бесплатные курсы казахского. Следующая задача — служба в армии. Активное привлечение молодежи к службе и воспитание патриотизма. Все знают, что мы отлично занимаемся земледелием, вкусно готовим. Но ведь мы можем хорошо и другими делами заниматься. Например, работать на госслужбе. Развитие должно идти в разные стороны. И одна из главных задач — это взаимодействие с другими этносами. Межнациональное согласие надо прививать с раннего возраста, с детского сада.

Мы жили в Сортобе несколько дней. За это время успели познакомиться со многими простыми земледельцами и бизнесменами, политиками и учителями. Везде нас встречали как дорогих гостей. В каждом доме щедро угощали и много рассказывали об истории и жизни дунган. Уверена, любого путешественника дунгане встретят как родного. Это их культурный код, и он очень схож с казахским. Конечно, 145 лет дружбы не прошли даром. Летом, осенью и зимой мы обязательно вернемся сюда еще раз и с удовольствием примем участие в праздновании этой знаменательной для всех даты.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру