Кульджинский край

Экскурс в историю помогли совершить старинные рисунки и фотографии

Получила письмо от краеведа Владимира Проскурина: «Посылаю тебе новинку о становлении Кульджинского края в составе Семиреченской области. О развитии фотографии и первых фотографах. Былые человеки всем сердцем и душой были с родным краем: писатели, ученые, фотографы, альпинисты и горные туристы одновременно. Материал «Кульджинский край — между Россией и Китаем» можно использовать за твоим редакторством».

Экскурс в историю помогли совершить старинные рисунки и фотографии

Мгновения жизни, запечатленные на фото

Информация из открытого доступа: «Кульджинский край, также известный как Илийский край, — это регион в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, расположенный в долине реки Или. Исторически он был известен как Кульджинский, а в советское время его также называли Илийским краем. В настоящее время это территория, включающая в себя город Кульджа (Инин) и прилегающие земли».

Очерк доктора исторических наук, архивиста, писателя-краеведа Владимира Николаевича Проскурина начинается так: «История образования, присоединения к России, передачи Поднебесной Кульджинского края (1871 — 1882 годы) — важная страница историко-географического краеведения, радостной и тревожной судьбы памятников отеческого зодчества, культуры, религии, образа жизни. Всего невероятно занимательного в прошлом народов Восточного Туркестана. На основе архивных рукописей и фотографий, сведений из периодической печати и воспоминаний старожилов были выявлены имена специалистов, внесших весомый вклад в исследование России, Казахстана, Средней Азии».

Автор пишет о том, что в фондах различных российских музеев хранятся коллекции первых рисунков и фотографий, сделанных в Кульджинском крае. Художники Г.В. Глушков — преподаватель Верненской мужской гимназии, и Н.Г. Хлудов — чертежник Семиреченского областного правления, в 1879 — 1882 годах работали над созданием «Этнографического альбома Кульджинского района Семиреченской области» по распоряжению военного губернатора Г.А. Колпаковского. А.Л. Кун создал коллекцию «Туркестанский альбом», в те же годы творил верненский фотограф А.С. Лейбин, которого В.Н. Проскурин называет первым светописцем Верного.

В своем очерке В.Н. Проскурин рассказывает о деятельности путешественника и фотографа В.А. Ордэна — автора черно-белых снимков и почтовых открыток. Н.А. Креков совершил ряд путешествий по степному краю, Семиреченской области и Кульджинскому району. Его фотоальбомы удостоены почетных наград. Он запечатлел портреты горожан, казаков, виды промыслов, быт, достопримечательности и природу Семиречья. Автор статьи упоминает также других фотографов и художников.

Проскурин пишет о Н.Н. Пантусове, жившем в городе Верном с 1874-го. В книге «Сведения о Кульджинском районе за 1871 — 1877 годы» отражены результаты его археологических экспедиций, в которых участвовал также Г. Асанов. «Собранная коллекция восточных рукописей, рисунков и фотографий частично сохранена в фондах Казанского университета, — пишет краевед. — А друг и коллега Пантусова И.В. Селицкий там же, в Казани, в 1905 году издал книгу «Кульджинские переселенцы пограничной с Китаем полосы (экономическо-этнографические очерки и бытовая жизнь джаркентских таранчей и дунган)».

25 сентября 1864 года в городе Чугучак был подписан протокол между Россией и маньчжурской империей Цин, ставший приложением к Пекинскому трактату 1860 года и устанавливающий границы между государствами.

На западных границах Поднебесной

Уже два года на западных границах Поднебесной шло восстание мусульманского населения — дунган и таранчей (уйгур). «Повстанцы учинили настоящую резню китайского населения. На улицах Новой Кульджи (ныне Хуочэнь) лежали горы пепла и груды человеческих костей. За русским пикетом Борохудзир весь путь к Кульдже лежал в развалинах. А ведь когда-то, в лучшие времена восточного благоустройства края, это были цветущие города и поселения: Тургень, Джаркент, Ак-Кент, Хоргос, Алим-Ту, Чимпандзи, Чинчаходзи, Баяндай…»

3 марта 1866 года была захвачена цитадель Кульджи — оплот обороны наместника Мин Сюя, который взорвал дворец и погиб вместе с семьей и остатками гарнизона. «В результате победы антицинского восстания на территории Кашгарии образовалось несколько мусульманских государств, самым мощным из которых стало сартское Йеттишар (Семиградье — имеются в виду города Кашгар, Янги-Гиссар, Хотан, Аксу, Яркенд, Кучар и Курля) с центром в Кашгаре. Представитель Йеттишара Мухаммад Якуб-бек сумел подчинить даже Дунганское ханство со столицей в Урумчи», — говорится в очерке Проскурина.

Следующим на очереди был Илийский, или Кульджинский, султанат, административный центр Или-Казахского автономного округа СУАР КНР, населенный преимущественно уйгурами. Это расценивалось как прямая угроза политико-экономическим интересам в Восточном Туркестане (Синьцзяне).

Краевед пишет, что конкретным поводом для вторжения российских войск в Илийский край стало следующее событие: в апреле 1871 года более тысячи семей казахов старшего жуза во главе с Тазабеком Пусырмановым покинули Верненский уезд, разграбив по пути аулы других родов. Илийский султан Абиль-оглы не ответил на обращение военного губернатора Семиреченской области генерал-лейтенанта Колпаковского, но приказал пограничным начальникам изгнать русские войска, если они попытаются силой возвратить людей Тазабека. Он также обратился за помощью к Якуб-беку, и в мае того года Колпаковский выступил в Кульджинский край. После нескольких поражений 22 июня 1871 года Абиль-оглы вручил генералу ключи от Кульджи.

Распад Семиградья

В книге «Жизнь и судьба генерала Колпаковского» Владимир Проскурин уделил этой истории отдельную главу. В ней сказано, что император Александр II, получив телеграмму о занятии Кульджи, написал ответ: «Очень рад. Лишь бы оно не завлекло нас еще далее». «Решение о возврате Кульджи было неоднозначным. Император указал направить в Пекин уведомление о причинах и цели занятия русскими войсками Кульджи и о намерениях русского правительства немедленно приступить к переговорам о возвращении края Китаю. Это событие случилось только через десять лет. Край уступлен Китаю за 9 миллионов рублей. После ликвидации Кульджинского края 29 мая 1882 года организованы разграничительные комиссии по госгранице с Китаем… Канцелярия Кульджинского края продолжала действовать еще год».

Проскурин в своей книге подробно описывает ситуацию в крае. «Дунганское восстание 1862 — 1877 годов и нарушение таранчами государственной границы стало главным поводом взятия Кульджи. В городах и селениях Восточного Туркестана начались массовые аресты и казни участников восстания. Через три недели после взятия Кашгара китайцы вырезали скрывавшихся в окрестностях урумчийских дунган. Земли и имущество участников восстания отбирались в казну. Руководившие обороной Кашгара Цзинь Сянпин, Юй Сяоху, Ли Юань и другие военачальники были четвертованы, а их отрубленные головы выставлены на всеобщее обозрение. В государстве Йеттишар вспыхнули междоусобицы, оно фактически развалилось на три части».

Получив донесение о происходящем, Колпаковский послал к султану Абиль-оглы своего переводчика О.С. Бородина, но договориться не удалось. Проскурин пишет, что султан наотрез отказался вернуть беглецов во главе с Тазабеком Пусырмановым, не намеревался идти на восстановление русской торговли в своих владениях, не разрешал плавание русского судна «Колпаковский» по реке Или. А правитель Йеттишара Якуб-бек, захвативший Урумчи, все больше сближался с Англией. Эти события побудили Колпаковского пройти в Илийскую долину и занять проход из Музартского ущелья, и тогда илийский султан Абиль-оглы напал на один из передовых русских пикетов у Музартского прохода.

«Десятки тысяч уйгуров и дунган в жестокие морозы, преследуемые цинскими войсками, бежали через горные проходы и перевалы во владения России. Обнаружился тайный замысел султана Абиль-оглы о нападении на российскую сторону под началом Якуб-бека. «Целью экспедиции, направленной против Якуб-бека, была его замена на правителя, который будет дорожить дружбой с Россией, — пишет Проскурин. — Ликвидацией Кульджинского султаната, вошедшего впоследствии в состав Семиреченской области, российское государство не преследовало цели присоединить Кульджинский округ к составу Российской империи и готово вернуть Илийский край Цинскому (китайскому) правительству по первому требованию».

В Семиречье прижилась только редька

Кульджинский автономный край вошел в состав Семиреченской области, сюда переселялись уйгуры и дунгане, не пожелавшие иметь китайское подданство. Вспомнился любопытный факт: год назад во время инфотура по Кыргызстану его участников привезли в Каракол, где мы посетили гостевой дунганский дом. Там создан мини-музей, где представлены национальные костюмы, сохранились старинные предметы быта, а за ужином хозяйка поведала, что, уходя с насиженных мест, дунгане запасались семенами, но в Семиречье прижилась только редька, которую добавляют во многие блюда дунганской кухни.

Далее в своем очерке краевед Владимир Проскурин сообщает, что комиссарами по Илийскому краю на правах губернатора были генерал-лейтенант Г.А. Колпаковский, Н.С. Щербинский, генерал-майор А.Я. Фриде. Он участвовал в подписании Петербургского договора от 12 февраля 1881 года о передаче Россией Китаю Кульджинского края, «…а уже после ликвидации оного 29 мая 1882 года был учрежден Семиреченским военным губернатором и наказным атаманом Семиреченского казачьего войска. В честь генерала Алексея Фриде переселенцы из Кульджинского края назвали поселение близ Верного Алексеевским». Канцелярию по вопросам переселения кульджинских выходцев возглавляли консул И.В. Падерин и начальник канцелярии по кульджинским делам Н.Н. Пантусов. Была создана школа восточных языков, где из представителей сибирского и семиреченского казачества готовили переводчиков, толмачей, проводников для научных экспедиций.

Как этнограф востоковед Н. Пантусов исследовал Семиречье, в частности, пишет Проскурин, «минарет Бурана близ Токмака, мазары Прииссыккулья, наскальное наследие Тамгалы-тас на реке Или, захоронения и места Алтын-Эмеля, связанные с Чоканом Валихановым и полковником Тезеком Нуралиевым». Труды Пантусова были опубликованы в газете «Публикации по Семиреченской области и Кульджинскому краю» в 1872 — 1882 годах. Он писал, что край был сформирован в 71-82 годах ХIХ века, его население составляло 140 тысяч представителей больших и малых народностей, «бежавших под защиту России от истребления их в Китайской империи…Уже после ликвидации Кульджинского края в восточной части Верненского уезда были образованы три участка — Джаркентский, Нарынкольско-Чарынский и Чиликский. В 1872 году был открыт Кульджинский тракт, по которому десять лет спустя провели телеграфную линию Верный — Кульджа. Были открыты благочиния Туркестанской и Ташкентской епархии, назначены военные священники, образована миссионерская община «Дань». В Кашгарии построили литейный завод, где была налажена отливка церковных колоколов для приходских храмов Верного».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру