Чистый экобаланс

О тонкостях туризма от европейского эксперта

Международный эксперт, сотрудник Ассоциации сельского туризма Латвии Юрис Смалинскис провел тренинг в Алматы. Специалист поделился знаниями и наработками в сфере устойчивого туризма и экотуризма.

О тонкостях туризма от европейского эксперта

— Латвия — маленькая страна, а Казахстан — огромная, и если через всю Прибалтику проложен пеший маршрут, то в Казахстане приходится передвигаться по железной дороге или по воздуху, — заметил Юрис Смалинскис. — Я побывал в Латвии во всех городах и регионах, в РК такое невозможно.

В Отчете о конкурентоспособности путешествий и туризма Всемирного экономического форума за 2019 год сообщалось: Казахстан занимает 80-е место среди 140 стран, но в плане экологической устойчивости республика находится на 118-м месте, рискуя подорвать природные ресурсы, то есть основной актив для привлечения в РК туристов. Отсутствуют стандарты качества и устойчивости, мало квалифицированных кадров, ограничено понимание туристского сектора финансовыми учреждениями, слабо развиты маркетинг и продвижение туристских направлений.

— В туризме все меняется молниеносно, — отметил Юрис Смалинскис. — Я пишу учебник, он еще не издан, а уже устарел. Группы уменьшились, и после пандемии люди выбирают не автобус, а индивидуальную услугу — одна семья, узкий круг друзей, турист-одиночка. Мы обсудим роль ресурсов в инфраструктуре, как жители Прибалтики воспринимают регион Центральной Азии, какие у них сложились стереотипы, каковы их ожидания, когда они отправляются в турпоездку, и какие особенности можно использовать, чтобы привлечь в страну иностранных туристов.

Мыслить «по-зеленому»

Проект SUSTOUKA (Sustainable Tourism in Kazakhstan) финансирует ЕС, и он направлен на ускорение процесса перехода Казахстана к «зеленой» экономике путем повышения устойчивости и конкурентоспособности туристского сектора. С этой целью проект нацелен на обеспечение лучшего оснащения микро-, малых и средних предприятий для развития «зеленого» бизнеса. Это внедрение практик УПП (устойчивое потребление и производство) и схем устойчивого развития в ММСП-сектора туризма (микро-, малые и средние предприятия) в Казахстане.

— Сферы устойчивого туризма — это природа, экономика, социальная сфера, вовлечение всех игроков, природное и культурное наследие, — отметил эксперт. — Устойчивость предполагает вовлечение в турбизнес местного населения.

По мнению Ю. Смалинскиса, в Казахстане стоит посетить места произрастания яблони Сиверса как материнского сорта, оценить разнообразие диких видов тюльпанов в степях, понаблюдать за розовыми фламинго, пожить в настоящей юрте и познакомиться с кочевым бытом, побывать на космодроме «Байконур», на бывшем Семипалатинском полигоне, посмотреть пресносоленое озеро Балхаш, увидеть последствия экологической катастрофы Аральского моря, проехать по плато Устюрт, посетить айтыс.

— Если говорить об общении с местным населением, то лучше иметь гида, — считает Юрис Смалинскис. — Люди гостериимные, но через гида проще коммуницировать. Что предлагают в Центральной Азии местные жители? В Узбекистане – это чай, но узбеки шутят, что самый качественный узбекский чай можно пить в Казахстане, потому что лучшие повара работают там. Если говорить про бешбармак, то у нас в Латвии лошадь воспринимается также, как и собака. Это член семьи. Я выложи л в сеть фотографии, как пробую это блюдо, и получил негативные комментарии, так как у нас не принято есть конское мясо. В Киргизии и Казахстане в юртах гостям предлагают кумыс, но этот напиток тоже не всем нравится. Когда готовится какой-то туристический ивент, надо спрашивать, кто чем питается.

]О сельском туризме замолвите слово

Юрис Смалинскис рассказал о вариантах развития сельского туризма в Латвии. Один хозяин предлагает гостям 2-3-дневные конные туры с местным гидом. В хозяйстве разводят лошадей редкой породы и создают на этой базе турпродукт. В другом хозяйстве пекут лучший ржаной хлеб, и туристы могут принять участие в процессе замешивания теста, его формовки и отправки хлеба в старинную печь. Кто-то создает из выброшенного морем янтаря, стекляшек и ракушек сувенирную продукцию.

— Есть ассоциации сельского туризма и ассоциация кемпингов. В Латвии становятся популярными парки кемперов, где можно подключиться к электричеству и отдыхать. Особенно это было востребовано во время пандемии, потому что каждая семья была отделена от других семей. Мы сами ведем классификацию сельских домов и кемпингов. Многие предприниматели не понимают роли маркетинга, полагая, что если они попали в местный буклет, то о них уже знают. Я звоню им персонально и говорю, что приеду протестировать продукт, а мне неизменно отвечают, что у них нет ничего особенного и ничего не готово. Это ошибка. А я должен не просто увидеть и сфотографировать что-то, но непременно провести ночь в этой палатке или в доме.

Эксперт рассказал, что хозяева сельских домов ставят солнечные батареи, так как электричество подорожало.

— Хотя солнца у нас не так много, предприниматели подсчитали, что в долгосрочной перспективе это выгодно. Мы говорим об устойчивом развитии и на все вещи должны смотреть именно в долгосрочной перспективе. У нас есть госпрограммы, и часть затрат субсидируется. Туризм, государственная и социальная политика — все должно быть устойчивым. Есть множество примеров того, как огромные турпотоки уничтожают памятники. В академической среде и практической сфере мы говорим о сохранности природных и культурно-исторических ресурсов.

По мнению эксперта, под устойчивым туризмом мы понимаем, что экономическая польза в нем есть для каждого предпринимателя, в том числе и для местного. Создают рабочие места, идут налоговые отчисления.

— Важно сотрудничество. К примеру, куда девать мусор, если ты живешь на хуторе и у тебя нет договора с компанией, которая занимается его вывозом? Должно быть соглашение, и это сотрудничество между государственным и негосударственным уровнями. Ассоциация сельского туризма Латвии сотрудничает со всеми министерствами и службами, мы можем дойти до уровня Евросоюза. В конце 90-х у нас появились фонды, и это была политика государства, которое давало гранты мелким предпринимателям для улучшения сервиса. Мы прошли тот этап, когда хотели приблизиться к евростандартам и многое утратили. Поменялось качество сельского туризма, стало больше туристов и больше доходов, а значит — больше инвестиций в инфраструктуру. Как это сделать в Казахстане? Надо пожить здесь, понять государственную политику, роль местного управления и его вовлеченность в сферу туризма.

Юрис Смалинскис рассказал, что люди, которые едут из Риги в сельскую местность, хотят не только переночевать там, им надо чем-то заниматься. Стали разрабатывать туристские маршруты, и вот уже 20 лет Ассоциация сельского туризма учит предпринимателей тому, что они должны быть заинтересованы в длительном нахождении туристов на их территории, когда гость платит за еду, ночлег, программу.

— За 20 лет мы достигли европейского качества, у нас есть множество продуктов, и мы можем предложить туристам различные занятия за пределами Риги. Кроме того, необходимо создавать сезонные и межсезонные продукты. Кстати, в одном селе построили гостиницу, и все местные были крайне недовольны. Такие гостиницы не окупаются, там работают незаинтересованные люди, эту роскошь поддерживает налогами местное население. Сейчас те дома, которые строятся или переоборудованы для нужд туристов, хорошего качества.

Баланс между золотым яичком и выживанием

— Мне нравится путешествовать по нашим маленьким странам пешком, и, когда я шел через Эстонию, меня пригласили понаблюдать за медведями. У нас они встречаются редко, и я, как биолог, с большим интересом тестировал этот продукт.

У нас национальные парки — это открытые территории, где нет шлагбаумов. В лесу стоит дом, в нем узкие окна, внутри — нары со спальными мешками и биотуалет. Целевая аудитория — туристы из Западной Европы, где медведей нет. Работая со студентами и воспитывая двоих детей-подростков, я знаю, что молодые люди не умеют разжигать костер, — продолжает эксперт. — Отцы проводят мало времени со своими сыновьями, и эта ситуация породила идею предпринимателей, когда отец с сыном едут в деревню и занимаются там мужскими делами. Так старший учит младшего работать топором, рубить дрова и разжигать огонь.

Юрис рассказал о хижине, построенной из веток сосны, обложенных мхом, с печуркой и нарами, накрытыми шкурами. Никакого сервиса с точки зрения европейца, а туалет — маленькая будка в лесу. Два айтишника, никогда не работавшие в сфере туризма, так рассказывают о своей идее, что от гостей в их лесной лачуге нет отбоя.

— Когда мы сидели ночью у костра и жарили дичь, парни говорили о простых человеческих вещах, и это было интересно. Мы учим предпринимателей, насколько важен хороший рассказ, который украсит любой продукт.

К примеру, шведы продают туры по наблюдению за бобрами. В Латвии бобры приносят одни проблемы, строят дамбы на речках, после чего подтапливаются луга и леса. Здесь никто не станет платить за то, чтобы увидеть будку бобра, а вот в Швеции это один из топ-экологических продуктов.

— Если путешествие начинается до рассвета, надо приехать накануне вечером и переночевать, а значит, поужинать, послушать рассказы и заплатить за весь сервис. А если мы наблюдаем редких птиц, то заинтересованы в том, чтобы их сохранить. Вот и пример устойчивого развития.

Расстояния связаны с расходами, и европейские туристы, которых трудно удивить, хотят видеть что-то отличающееся от того, что они уже повидали. Юрис задал в соцсетях вопрос — что известно о Казахстане? Получил такие ответы: Тянь-Шань, Медеу, Алдар-Косе, сайгаки, фламинго, большие расстояния между городами, яблоки, арбузы и дыни, ЭКСПО, дружелюбные фермеры, Байконур, туры, связанные с образом номадов.

— Надо знать, как нас воспринимают с другой стороны, и нельзя ли создать продукт на базе ассоциаций, которые совпадают с ожиданиями. Это будет устойчиво. Экотуризм — не синоним природного туризма, — отметил эксперт. — Экология — это наука, которая занимается отношениями разных видов в природе. Можно толковать экотуризм как экономический туризм, который должен приносить пользу местным общинам. Это не только природный туризм. Экотурист — образованный и ответственный человек. Если ты идешь с рюкзаком или едешь на велосипеде, вес твоего багажа рассчитан, и после тебя нет никакого мусора. Некоторые собирают мусор, оставленный другими. Нет типичного продукта экотуризма, мы говорим о принципах. Это познание, ответственность, экономический аспект, охрана природы и тех ресурсов, которые мы используем.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру