Для чего созданы летние школы в Казахстане

С 26 мая, сразу после окончания учебного года, в Казахстане начали работу летние школы. Такое решение принято Министерством образования и науки республики, чтобы помочь учащимся с первых по десятые классы устранить пробелы в знаниях.

Для чего созданы летние школы в Казахстане

Это нам не задавали

С учетом того, что в последние годы обучение школьников проходило в дистанционном формате и многое было упущено, введенные с прошлого года летние школы, по сути, были призваны «подтянуть» знания учащихся. И, кажется, вот оно верное решение: детям организовали гибкий график учебы по основным дисциплинам, таким как математика, английский язык, физика. В некоторых школах занятия проводили в виде походов в музеи и на экскурсии. За учебу в летних школах не ставили оценки, не было домашних заданий. Посещение летней школы — дело добровольное. Право выбора оставили за родителями.

Можно сказать, создали все условия для того, чтобы учеба в летнее время была максимально интересной и познавательной. А с учетом того, что некоторые дети на каникулах ходят на платные курсы к репетиторам, теперь у многих есть возможность улучшать знания бесплатно.

Но даже при, казалось бы, очевидных плюсах многие родители нашли поводы для возмущений: мало того, что каникулы и так сократили, так детей еще и летом заставляют учиться. Это только часть тех самых родительских претензий. Другие родители и рады, что школы организовывают детям бесплатный досуг, вот только качество этого досуга оставляет желать лучшего.

По признанию тех же «столичных» родителей, в летних школах их дети откровенно бездельничали. Не все учителя отнеслись к «летней миссии» добросовестно, стремясь восполнить пробелы в детских умах, и иногда просто просили учащихся «посидеть тихо».

С одной стороны, оно и понятно: работа летних школ никак не отразилась на заработной плате педагогов — никаких доплат предусмотрено не было, к тому же из-за дополнительной нагрузки некоторые учителя позже ушли в отпуск.

Отсюда и возникает вопрос: насколько увенчалась успехом сама идея летних школ в стране? Восполняют ли они пробелы в знаниях и не лучше ли действительно дать детям традиционно отдохнуть перед очередным учебным годом?

Чтобы дети не «тупели»?

Учебный год в Казахстане длится 9–10 месяцев, и все это время дети живут в довольно плотном графике: с самого утра ребенок идет в школу, после занятий делает уроки, а затем посещает кружки или занимается самостоятельно. Такое расписание требует передышек, и летние каникулы идеально для этого подходят. С другой стороны, за лето дети могут потерять от 30 до 40 процентов школьных знаний и вернуться в класс, позабыв всю пройденную программу. На ее повторение учителя обычно тратят около трех недель, но не всем этого достаточно. Есть ряд предметов, которые стоит поддерживать постоянно, например, иностранный язык. Как же быть родителям?

В дебатах на тему образования вопрос о летних каникулах поднимают редко. Они считаются неотъемлемой традицией государственного образования наравне со школьным футболом и ежегодным балом. У ученых же на этот счет иное мнение.

Малькольм Гладуэлл в книге «Гении и аутсайдеры» приводит результаты исследования социолога Карла Александра из университета Джонса Хопкинса. Александр отслеживал прогресс 650 первоклассников из Балтимора, сравнивая результаты тестов по математике и чтению, широко известных как калифорнийский тест достижений.

Его суть в том, что дети из более обеспеченных семей получают гораздо лучшие оценки, чем дети из менее обеспеченных, так как первые имеют больше занятости в период летних каникул. Другими словами, на протяжении всех лет обучения в начальной школе дети из бедных семей ничему не учились во время каникул.

Познакомившись с работой Карла Александра, невозможно не прийти к выводу о неверном подходе к образованию. Ведут бесконечные разговоры об уменьшении числа учеников в классах, переработке учебной программы, покупке для каждого ученика блестящего новенького ноутбука и увеличении школьного финансирования. Но все это не уменьшает глубинных проблем в работе самих школ.

В качестве примера успешного обучения Карл Александр приводит азиатские школы. А именно — превосходство их учащихся в математике. В азиатских школах, как правило, нет таких длительных летних каникул. И это объяснимо. Представители народов, которые верят в то, что успех обеспечен тому, кто 365 дней в году встает до зари, вряд ли позволят своим детям отдыхать три месяца подряд. Продолжительность учебного года составляет в Казахстане в среднем 160-170, в США — 180, а в Южной Корее — 220 дней.

В Японии школьники учатся в совокупности 243 дня. В тест, который предлагали пройти выпускникам школ по всему миру, был включен вопрос о том, сколько заданий по алгебре, геометрии и исчислению взято из тем, ранее изучавшихся в школе. Ответ японских 12-классников — 92 процента. Вот она — конкретная польза от учебного года длиной 243 дня.

А нам оно надо?

Казахстанские родители по-разному относятся к летнему обучению детей: одни считают, что летом необходим только отдых, а другие, что ребенок должен постоянно получать новые знания и навыки.

Однако нужно понимать, что время, когда домашним заданием на лето были небольшой список книг и гербарий, прошло. Родители пребывают в постоянной панике и боятся, что дети «за лето все забудут». Задания на каникулы — это уже не «Свинью под дубом» прочитать, книги из летнего списка, если выстроить их в ряд — уже полноценная полка в какой-нибудь районной библиотеке. Правда, в сентябре прочитанное не проверяют. Зато по некоторым предметам устраивают контрольные. И, как правило, убеждаются, что да, все забыли.

Оно, в принципе, понятно. С приходом в нашу жизнь ЕНТ успехи в школе стали залогом поступления в вуз. Чем ближе к финальному классу, тем выше ставки. Нет престижного вуза — нет карьеры, жизнь не удалась: так, наверное, думают многие родители.

Но тут вопрос: а эффективно ли превращать голову ребенка в плавильный котел невероятных знаний? И нет ли риска, что, вызубрив алгебру, чадо не погуляет со сверстниками и не доберет «практического интеллекта» («знаний о жизни»), без которого карьеры, в общем-то, ему тоже не видать? И не лучше ли соблюдать разумный баланс труда и отдыха, тем более летом?

Громадный соблазн — выступить этаким добряком и либералом, встать на сторону ребенка и позволить ему забыть об учебе летом.

Однако три месяца — это отличная возможность получить разностороннее развитие, успешно сочетая образование и отдых. При этом, чтобы летние занятия не стали каторгой, они должны быть разнообразными и интересными, и не так важно, обучаете вы ребенка самостоятельно или прибегаете к помощи летних школ.

Занятия летом лучше делать короткими, но пусть они будут каждый день. Даже 15 минут английского помогут не забыть язык за каникулы, а в некоторых случаях подтянуть темы, которые были упущены в течение года. Можно совмещать самостоятельные занятия с ребенком с уроками в образовательных центрах, чтобы усилить эффект от летнего обучения.

Учеба во время летних каникул должна быть развлечением и приносить удовольствие, иначе у ребенка так и не получится отдохнуть перед новым учебным годом.

В сети наделало много шума выступление педагога Вивьен Стайз из репетиторской компании Kumon (Великобритания). Она признает: раньше дети гуляли на каникулах, как в сказке, и мы, взрослые, с ностальгией вспоминаем жаркие месяцы полного безделья. Но времена изменились. Конкуренция между родителями — отражение еще более жесткой конкуренции за заработки и рабочие места. Увы, из детей приходится делать «непобедимых офисных воинов». И уже к этому подтягивать аргументы вроде «мозг должен работать и на каникулах» . На самом деле он и в играх работает только так.

Немного истории

Мнение, что летние школы появились в стране только «вчера», не совсем верное. Они проводились в советском Казахстане и по всему Союзу еще в 1960-1980 годы во время каникул университетами либо физико-математическими школами. Эти школы ставили перед собой задачу углубленного изучения старшеклассниками точных и естественных наук, а также задачу на самоопределение школьников по отношению к их будущей деятельности. То есть подготавливали учащихся к конкретным профессиям, чтобы они знали, какие стратегические решения нужно будет принимать.

Также первыми летними школами заочно было принято считать пионерские лагеря. Ведь принцип их уклада по сути схож: дети состояли в пионерских отрядах и дружинах. Существовали кружки по интересам (пение, танцы). Пионерские лагеря были очень разными по содержанию. Вот некоторые типы лагерей, существовавшие в СССР: санаторный (для больных детей), спортивный, военно-спортивный, труда и отдыха, профильный (юных техников, натуралистов, геологов). Особенно в последних типах дети наиболее углубленно изучали точные и естественные науки. В кружке юных техников занимались дети, которым нравились наука и техника. В процессе интенсивной работы кружка создавались технологические новинки. То же можно сказать и о других направлениях профильного пионерского лагеря, но неизменным будет одно: в этих кружках состояло множество детей, объединенных общим делом, работа протекала в интенсивной форме (дети шли к осуществлению поставленной цели). Так что с бывшими пионерлагерями у летних школ, по сути, гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. И лет 40 назад вопрос летнего отдыха для детей не стоял в принципе.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру