Половина проверенных игрушек в Казахстане небезопасна для здоровья

Комитет санитарно-эпидемиологического контроля Казахстана заключил, что 47 процентов проверенных товаров в стране не соответствует нормам. Среди них оказались детские игрушки, моду на которые диктуют социальные платформы...

Половина проверенных игрушек в Казахстане небезопасна для здоровья

Живые билборды

Современные малыши могут игнорировать обычную рекламу. Но часто они просят купить то, чем играют их любимые блогеры — такие же дошкольники. Последние годы компании тратят огромные деньги на кидфлюэнсеров и так называемый влиятельный маркетинг. Кидфлюэнсерами называют детей до 13 лет, влияющих на вкусы и взгляды других мальчиков и девочек. В прошлом году треть самых влиятельных блогеров мира составляли именно дети (почти все остальные — подростки).

Как эти дети получили славу и деньги? В созданных родителями блогах они играют перед камерами, распаковывают игрушки, снимают обзоры на мультфильмы и игры. Фирмы дают детям игрушки в обмен на то, что они поиграют с ними на камеру и расхвалят.

Типичный ролик в подобном жанре выглядит так: на лужайку с неба падают две плюшевые игрушки. Мальчик и девочка лет 10 с невнятными возгласами подбегают к ним, распаковывают и несколько секунд играют, пока не слышат из-за ограды лай. Они бросают игрушки, бегут на звук и находят там еще две игрушки. Распаковывают, играют, пока не находят новые. В течение 7,5 минуты этот сюжет повторяется в разных вариациях. Так выглядит ролик на канале Kids Diana Show, который посмотрели почти 755 миллионов раз.

Популярным такой видео-жанр сделали такие же маленькие зрители, желающие наблюдать только за сверстниками. Если три года назад маленькие американцы каждый день смотрели такие видео по 1,5 часа в день, то сейчас это уже 2,5 часа.

По прогнозам экспертов, в следующем году эта глобальная индустрия вырастет до 15 миллиардов долларов.

Нужно понимать, за такую инсценировку детские каналы получают немалые деньги. Щедрые спонсоры, желающие видеть свой товар в кадре, щедро платят за такую рекламу. По подсчетам экспертов, маленькие блогеры зарабатывают от 5 до 30 миллионов ежегодно.

Как свидетельствует британский эксперт, профессор Лондонской школы экономики Соня Ливингстон, дошкольники не осознают, что кидфлюэнсеры радуются игрушкам не по своему выбору, а потому что рекламодатели так сказали. В печати их прозвали живыми билбордами. Ведь, по сути, на них зарабатывают их родители, вводящие в заблуждение других детей, родители которых тратят миллионы на товары «как в игровом ролике».

Что еще хуже — привычка ориентироваться на блогеров не проходит. За десятилетие дети, выросшие на «распаковках» и ставшие уже подростками, демонстрируют значительно большую ориентацию на вкусы сверстников «из интернета», чем тинейджеры 2010-х. Так что поколение приучается к демонстративному потреблению и не может отличить рекламу от других форм развлечения. По мнению экспертов, такая ориентация на чужие вкусы губительно влияет на самобытность, формирование желаний и ожиданий. А в некоторых случаях и на здоровье, потому что, как выяснилось, не вся продукция, расхваленная ютуб-блогерами, соответствует требованиям качества и безопасности...

С чем играют дети?

Еще лет 20-30 назад с игрушками все было просто и понятно: мальчикам — машинки, девочкам — куклы (или наоборот, кому что нравится). И редкие исключения в виде иностранных Барби и «залетных» «Лего».

Последние годы рынок игрушек вырос настолько, что уследить за каждой новинкой не всегда получается. По крайней мере, у взрослых, а вот дети знают. Что нынче в моде, им говорят ровесники из ютуб-каналов. Поэтому несложно проследить, какие именно «радости» сегодня находятся в трендах.

Номер один (и по личным наблюдениям, и по рекламе) — это игрушки Хагги Вагги и Киси Миси... На взгляд типичного взрослого человека, это лютый ужас. Но спросите у любого ребенка, он расскажет, кто это такие и зачем они нужны.

Хагги Вагги — это синий и основной монстр. Как утверждают дети, он главный антагонист какой-то инди-игры. Киси Миси — его подруга. Возможно, у них даже что-то вроде любви. Хагги Вагги — злой монстр, который ест игроков. Киси Миси... Она пока для красоты и в игре не фигурирует.

Второе место в детских мечтах и поисковых запросах сейчас у героя милого и нежного. Уточка Лалафанфан. Она пришла откуда-то из японской культуры и ужаса в целом не вызывает. Что-то мягкое, желтое, милое и непременно в круглых очках. Продается в разных образах — уточка-рыбак, врач, учитель, путешественник и так далее. Список бесконечен.

Еще два мягконабивных тренда: игрушка-подушка и игрушка-вывернушка. С подушкой все более-менее понятно — выбрал какую-нибудь и спи. С вывернушкой — название говорит за себя. Особенно популярная модель вывернушки в виде осьминога. Хотя есть те, кто утверждает, что это облачко...

Если у поколения 90-х были миниатюрные тамагочи, то сейчас в тренд врываются Хетчималс. Игрушки, которые сначала надо «высидеть», а потом за ними следить и ухаживать. То есть вы растите ребенка, а ребенок растит эту зверушку-игрушку.

И это только небольшая часть того, что сегодня после очередного просмотра ролика кидаются покупать казахстанские родители. Конечно, в этом списке не хватает бесконечных игрушек системы антистресс, которые крутятся, щелкают, трещат, катаются по столам... К слову, такие игрушки покупают не только дети, но и взрослые — если «шалят нервы».

И вроде бы ничего особенного в этом нет — просто на эти игрушки появился спрос. Настораживает в этой ситуации разве что готовность производителей сиюминутно удовлетворить его многомиллионными предложениями. Как долго игрушка будет популярна — другой вопрос, но пока есть время и блогеры поддерживают ее популярность, можно на ней заработать. По мнению экспертов, именно по этой причине рынок Казахстана завален некачественной контрафактной продукцией...

Как проверить?

Если говорить о трендах, порождающих контрафакты, в первую очередь на ум приходят попиты. Не так давно российский блогер Катя Конасова, специализирующаяся на разоблачениях, рассказала в одном из своих видео о том, что в продаже часто попадаются опасные для детей попиты — пупырчатые игрушки.

Антистресс-игрушки с пупырками Popit заполонили YouTube и TikTok. Люди снимают ролики, где строят из попитов дома, проводят с попитами эксперименты и даже готовят в них блюда, подвергая силикон большим температурам. В той же России они настолько популярны, что там проводят детские попит-вечеринки и даже дают мастер-классы приготовления в этих игрушках шоколада. Но так ли это безопасно? Почему иногда попиты ужасно пахнут и рвутся? Катя и сотрудники ее команды купили несколько образцов на рынке, на Wildberries и в магазине Modi и сдали в лабораторию на экспертизу. Результат превзошел все опасения...

В результате исследования в большинстве попитов в разных соотношениях обнаружили формальдегид — газ с резким запахом, который в больших концентрациях ядовит и относится ко второму классу опасности. Если надышаться его парами, произойдет острое отравление, могут появиться головокружение, тошнота, судороги и даже отек легких.

При отравлении через ротовую полость происходит ожог слизистых и даже остановка дыхания. Как правило, особенно часто формальдегид используют при изготовлении пластмассы, резины, красителей. Детские игрушки — не исключение. Главное, чтобы не было превышения предельно допустимой концентрации этого вещества. Как показали результаты исследования Кати Конасовой, некоторые бесцветные попиты оказались в пределах нормы, но достигают максимально допустимых показателей. А вот у цветных попитов из Wildberries с надписью «Антистресс пупырка», о которых пишут, что они из пищевого силикона, показатели зашкаливают.

Что касается использования попитов в кулинарных целях, нужно понимать, что формальдегид выделяется при нагревании, и готовить в таких формах для запекания точно нельзя. Страшно представить, сколько таких игрушек отправилось на детские кулинарные мастер-классы...

Как удалось выяснить, на таких игрушках зачастую нет надписи «ЕАС», а должна быть, если продукция сертифицирована. Возможно, такие попиты провозят под видом сувенирной продукции. Но даже играть в них из-за превышения формальдегида небезопасно. Но и это вещество не самое страшное, что содержится в популярной игрушке. Исследование показало, что у всех без исключения попитов беда с электростатическим полем. У некоторых образцов показатели завышены в два раза. На первый взгляд, что страшного в электростатическом электричестве? Понятно, что оно «магнитит» волосы. Но в марте в России от такой искры сгорел бензовоз. Одежда рабочего дала разряд статического электричества. Конечно, играть в попит с канистрой горючего ребенок вряд ли будет, но находиться рядом с папой, который заправляет машину, вполне может.

При анализе ситуации возникает больше вопросов, чем ответов. Таможенному оформлению при пересечении границы подлежат все товары. Игрушки, как вещи, предназначенные для детей, по идее, проходят более строгую проверку на пункте контроля — все без исключения детские товары должны соответствовать многочисленным нормам безопасности.

На территории Евразийского экономического союза действует технический регламент «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011). Он устанавливает требования, касающиеся производства, оборота и оценки качества такой продукции. Сертификат, полученный по ТР ТС, действует не только в Казахстане, но и на всей территории ЕАЭС (Белоруссия, Армения, Киргизия и Россия) — вне зависимости от страны выдачи.

В соответствии с его требованиями сертификация детских игрушек является обязательной. Без нее предприниматели не имеют права производить, импортировать и реализовывать продукцию.

При прохождении процедуры сертификации на товар оформляют сертификат соответствия ТР ТС, подтверждающий соответствие нормам химической, пожарной, экологической и механической безопасности. Однако сертификат соответствия действует ограниченное время — от одного года до пяти лет. Если разрешение оформлено на партию, то срок действия не ограничивается. Если предположить, что таким образом на отечественный рынок попадают ядовитые игрушки, то можно только догадываться, какого качества товары под видом сертифицированных могут поставлять в страну. Даже внешнее наличие самой маркировки еще не говорит о ее подлинности. Как и наличие штрих-кодов, которые можно проверить с помощью бесплатных онлайн-сервисов. Нюанс в том, что их можно ксерокопировать и массово наклеить на выпускаемую продукцию.

Поэтому родителям при выборе игрушек необходимо рассчитывать на свое «чутье», а в этом помогут советы экспертов. Специалисты единогласно советуют при покупке обращать внимание на запах и цвет изделий. Первый не должен быть резким, второй — красить руки и одежду.

Наличие «заусенцев» и острых частей игрушки — повод для подозрений. При покупке таких игрушек лучше все-таки спросить у реализаторов сертификаты соответствия. Это дает хоть какую-то гарантию, что игрушка безопасная. Но, по статистике, большинство родителей покупают кукол и машинки там, где дешевле — на базарах. Сертификатов они не просят.

Парадокс заключается в том, что жалоб от покупателей опасных для здоровья игрушек тоже практически не поступает. Именно по этой причине большая часть контрафакта все еще находится на отечественном рынке. Все скандалы основываются на лабораторных исследованиях, а возникают они тогда, когда игрушки уже в обороте. Надзорные органы закупают товар на тестирование и потом отзывают его.

Если бы покупатели реагировали на подделки чаще, вероятно, процент опасных товаров был бы не таким высоким...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру