Адвокаты «четвероногих»
В Алматы недавно проходил санкционированный митинг в защиту бродячих животных. Представители приютов, правозащитных и общественных организаций, волонтеры призывали власти принять государственную программу по защите прав животных и построить государственный приют для отловленных собак и кошек. Частные приюты, которых сегодня немало, не могут взять такую ношу на себя, поскольку сборов и пожертвований катастрофически не хватает. При всем желании они не смогут приютить всех беспризорных животных.
На просторах интернета тоже развернулась нешуточная борьба за права животных. На портале avaaz.org размещена петиция с призывом прекратить отстрел собак в Казахстане. В стране ежегодно уничтожают около 350 тысяч бродячих животных. Такой метод авторы петиции называют «неработающим и жестоким». Обращаясь к Президенту страны, они отмечают, что отстрел собак происходит с нарушениями закона со стороны сотрудников ветстанций, которые порой не разбираются, домашняя или бродячая собака, и стреляют во всех подряд. В основном погибают ручные, неагрессивные и домашние собаки. Не раз были замечены убийства собак на частной территории и запугивание ветеринаров при экспертизе гибели животных. Причем животных убивают на глазах у детей и взрослых. Более того, на такие варварские методы выделяют немало денег из бюджета. В 2016 году на отлов, ликвидацию и утилизацию бездомных собак и кошек потрачено более 800 миллионов тенге, в 2017-м — почти миллиард тенге. Только в Актюбинской области в 2021 году на отлов и отстрел выделили более 48 миллионов тенге. По закону на территории должны быть базы отлова, где будут временно содержаться бродячие собаки. Но вся выделенная из бюджета сумма пошла на отстрел. В Костанае на 2020-2022 годы из бюджета выделено 22,2 миллиона тенге на отстрел. На эти деньги можно содержать приюты и персонал. Кроме того, 30 сентября 2021 года ввели запрет на применение препарата «Адилин Супер» при отстреле и эвтаназии животных. Несмотря на это, как утверждают авторы петиции, этот препарат используют. Отсутствие общих правил для ветстанций, проверок и наказаний за нарушения приводит к вседозволенности.
Однако не везде четвероногих расстреливают без суда и следствия. В некоторых городах, таких как Шымкент, это запрещено, но в спецпитомнике, в который помещают пойманных животных, возможно содержать их лишь три дня. Если за это время хозяин не объявится, четвероногих усыпляют. В Нур-Султане также запрещен отстрел бродячих собак и кошек. Отловленных братьев наших меньших до 60 дней содержат в спецпитомнике. Если хозяин не объявится в течение двух месяцев, животных передают в приют и волонтерам обеспечивают доступ для поиска нового хозяина.
Около 30 лет в Казахстане отстреливают бродячих животных, но от этого их не становится меньше. Они становятся бродячими не по своему желанию, а из-за безответственности людей и государственных органов. Практика многих зарубежных стран показывает: чтобы сократить численность, необходим комплекс работ. Массовая и обязательная стерилизация/ кастрация, государственные приюты, лицензия для питомников и отслеживание их деятельности. Эффективная система: «отлов — стерилизация — вакцинация — социализация — выпуск». В этом случае на улицах останутся только взрослые стерилизованные собаки, что исключит появление щенят. Этот метод рекомендует Всемирная организации по охране здоровья животных, членом которой Казахстан является с 2013 года.
Лед тронулся...
До последнего времени в республике не было отдельного закона, защищающего права четвероногих. Хотя в Уголовном кодексе РК есть статья 276, предусматривающая наказание за жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних. За это грозит штраф в размере от 100 до 200 месячных расчетных показателей (МРП) либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до одного года. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или неоднократно, карается штрафом в размере от 500 до 800 месячных расчетных показателей либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет. Однако на практике подобные преступления остаются безнаказанными. Полиция прекращает такие уголовные дела «за отсутствием состава преступления», и они не доходят до суда, поскольку, по словам стражей порядка, доказать факт жестокого обращения с животными тяжело. Но даже если все признаки налицо, виновный уходит от ответственности. Если бы эта статья работала и садисты платили кругленькую сумму, то, возможно, подобных преступлений было бы меньше.
Благодаря усилиям зоозащитников в Казахстане разработан новый законопроект о защите животных, который ужесточает ответственность за жестокое обращение. Закон «Об ответственном обращении с животными» вступил в силу 3 марта этого года. В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона регулирование численности бродячих животных путем умерщвления любыми способами запрещается. Наряду с этим статьей 15 умерщвление допускается лишь в определенных случаях – если животное напало на человека, представляет угрозу жизни или здоровью человека, а также общественному порядку и безопасности, в том числе при ликвидации особо опасных и заразных болезней животных, представляющих опасность для здоровья человека и животных, в соответствии с законодательством РК в области ветеринарии. Этот подход, как отмечают чиновники, корреспондируется с положениями Конституции, согласно которым высшими ценностями государства являются человек, его жизнь, права и свободы. Таким образом, государство имеет инструменты защиты населения от агрессивных бродячих животных.
Согласно закону, деятельность передвижных зверинцев, контактных зоопарков, передвижных океанариумов, передвижных выставок животных запретят с 1 января 2025 года. А с 1 января 2029-го будет запрещена деятельность дельфинариев.
Однако в своем третьем письме Президенту Казахстана французская актриса и зоозащитница Брижит Бардо обратилась с просьбой исключить одну из статей нового закона. Касым-Жомарту Токаеву о новом законопроекте: «Несмотря на то, что в статье 25 главы 5 сказано, что «регулирование численности бродячих животных путем умерщвления любыми способами, включая использование ядов, иных химических препаратов, запрещается», в статье 24 говорится, что «отлов, временное содержание и умерщвление животных могут осуществлять службы отлова или даже индивидуальные предприниматели». Это очень противоречивые и опасно двусмысленные нормы, которые открывают дверь для применения насилия и произвола». При этом она отметила, что в новом законе много хороших положений, таких как ненасильственный подход к животным, ответственное обращение с ними, запрет на употребление собак и кошек в пищу, запрет дельфинариев, мобильных и контактных зоопарков.
Немало в законе и других противоречий. Так, указано, что животные должны содержаться в хороших условиях, соответствующих их потребностям, то есть собака должна иметь возможность бегать, кошка – гулять без поводка. При этом в правилах выгула животных говорится, что собака должна находиться на поводке длиной полтора метра, не более двух, если никого нет рядом. В городах практически отсутствуют территории для выгула собак. То есть на бумаге одно, а в реальности – иное.
Желание и действительность
Недавно принятый закон о гуманном отношении к животным должен иметь подзаконные акты, только в этом случае он будет эффективно работать. Но их пока нет. Да и в самом законе казахстанские зоозащитники нашли немало противоречий. В частности, если выловленных животных запрещено убивать, то где их буду содержать? Согласно статьям 9 и 25 закона, местные исполнительные органы вправе организовывать строительство и содержание приютов для животных, осуществлять софинансирование частных приютов. При этом, по информациям местных исполнительных органов, в регионах отсутствует инфраструктура и недостаточно средств для реализации этих норм. В этой связи Министерство экологии, геологии и природных ресурсов направило письмо местным исполнительным органам о рассмотрении вопросов выделения бюджетных средств службам на отлов, вакцинацию, стерилизацию собак и кошек, а также оказание содействия в выделении земельных участков для приютов и софинансирования действующих частных приютов для животных. Кроме того, направлено письмо в Министерство финансов о внесении дополнений в приказ МФ No 403 от 18 сентября 2014 года «Некоторые вопросы Единой бюджетной классификации Республики Казахстан» в части включения новых программ: «Временное содержание безнадзорных и бродячих животных», «Идентификация безнадзорных и бродячих животных», «Стерилизация животных», «Строительство и содержание приютов, пунктов временной передержки для животных».
Помимо этого в Казахстане утверждены правила использования животных в культурно-зрелищных целях. Они относятся к дельфинариям, передвижным и контактным зоопаркам и любым другим организациям, устраивающим зрелища с животными. Правила определяют, в каких помещениях необходимо держать зверей, как за ними ухаживать, сколько раз кормить и делать уборку. В правилах также описывается порядок посещения зрителями передвижных зоопарков и дельфинариев. При этом в документе не сказано, кто и как будет контролировать соблюдение рекомендаций и какое наказание ждет владельцев зверинцев за их нарушение.
Не хочешь — заставим, не можешь – научим
До гуманной Европы Казахстану далеко. В государствах Евросоюза права кошек и собак защищены Конвенцией по защите животных от жестокого обращения от 1987 года. В Европе введен полный запрет на испытания косметических средств на животных, а также действуют табу на купирование хвоста, ушей, удаление когтей. В некоторых странах нельзя оставлять запертую в машине собаку в солнечный день, а увидевший это полицейский должен разбить стекло и может оштрафовать хозяина собаки. Бездомные собаки отсутствуют в Бельгии, Дании, Финляндии, Германии, Нидерландах, Норвегии, Швеции, Швейцарии. В этих странах отмечаются традиционно высокий уровень контроля (регистрация, лицензирование), развернутое законодательство, а также социальная ответственность населения. Программу стерилизации там применяют к популяциям уличных кошек.
Нидерланды — первая страна в мире, где нет бездомных животных. Чтобы достичь этого, власти их не уничтожали, а ввели высокие налоги на домашних питомцев и, как следствие, взвешенный подход к тому, чтобы их заводить, строгие наказания за плохое отношение к четвероногим (три года лишения свободы и штраф 17 000 евро) и массовую стерилизацию в обязательном порядке. Кроме того, в этой стране с 2015 года действует запрет на использование диких животных в цирке. Новая Зеландия с 2016 года официально признала, что все животные являются разумными существами. Любая охота и отлов диких животных там незаконны. А вот Германия стала первым в мире государством, где права животных с 2002 года защищаются Конституцией. Там даже есть профессия «защитник животных». Существует налог на домашних животных, сумма которого составляет 100-150 евро в год. Налог на вторую и последующих собак составит 200-300 евро независимо от размера питомца. Налоги на кошек существенно ниже. Также есть система государственных приютов (финансируют из госбюджета), которые курируют местные отделения зоозащитных обществ. Все они работают по принципу «неограниченного приема». Придается огромное значение вопросам обучения населения правильному и гуманному обращению с животными. Школьные уроки защиты братьев наших меньших, проводимые под эгидой зоозащитных организаций, уже около 20 лет входят в обязательную школьную программу.
В Италии и вовсе балуют домашних питомцев. За брошенную кошку или собаку — уголовная ответственность: год тюрьмы и штраф 10 тысяч евро. В Турине владельцам собак, которые выводят животных на прогулку менее трех раз в день, грозит штраф до 500 евро. А власти итальянского городка Реджио Эмилия выпустили закон, который обязывает всячески баловать, холить и лелеять своих кошек, собак и птичек. За недостаточное проявление милосердия штраф до 500 евро.
Своим отношением к бездомным животным славится Турция. В этой стране кошки и собаки — неотъемлемая часть культуры. Как гласит турецкая пословица: без кошки нет дома, без собаки — двора.