Шепот гор

В горном туризме Казахстана есть настоящие мастодонты, и один из них, несомненно, Владимир Вуколов. Он ходит по горам более полувека и знает, что этот вид спорта — рулетка. Все было: и ребра ломал, и ноги, повидал лавины, камнепады и сели, но остался жив и принес много пользы Отечеству, воспитывая кадры для туризма и занимаясь наукой.

Шепот гор

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических наук Казахстана, вице-президент Международной федерации туризма, мастер спорта международного класса по спортивному туризму, участник горных походов и восхождений по всему миру, заслуженный путешественник России, автор нескольких сотен публикаций, монографий и книг, директор НИИ туризма — все это он, Владимир Вуколов.

И поэтому кто как не Вуколов мог быть модератором круглого стола на тему «Развитие горного туризма в РК: проблемы и перспективы», идея проведения которого принадлежала кафедре туризма и сервиса, а также НИИ туризма университета «Туран». Казахстан обладает большим потенциалом туристско-рекреационных ресурсов для развития горного туризма, чему способствует относительно стабильная экономическая и политическая обстановка. Специалисты обсудили, как можно использовать этот потенциал в нынешних условиях.

Владимир Вуколов

Как популярны были горные походы

— По статистике на первом месте по популярности — горные походы, — говорит Вуколов. — Но есть проблемы с подготовкой кадров и неадекватной системой управления. Мы трижды обращались в вышестоящие инстанции, и только на третье письмо получили ответ, где было сказано: «Мы не вмешиваемся в дела общественных организаций». Но других рычагов управления кроме как через федерации у Комитета по физической культуре и спорту нет. Исказилась суть спортивного туризма, где есть два направления: туризм походный и туристское многоборье, или соревнования, которые проходят в основном в залах.

— За 30 лет независимости по спортзальным правилам удостоверения мастеров спорта Казахстана получило более 40 человек, а по походам — только один, — отметил Вуколов. — На бумаге количество мастерских званий растет за счет многоборцев, но у них нет достижений в международных соревнованиях, мы же регулярно занимаем высокие места.

В 1990 году сборная команда горных туристов КазССР прошла первую самостоятельную «шестерку» и получила бронзовые медали чемпионата СССР. В 2016 году командой горных туристов был пройден маршрут по Юго-Западному Памиру с восхождением на пик Карла Маркса, за что спортсменам вручили бронзовые медали чемпионата мира, и это было самое высокое достижение в спортивном туризме за всю историю Казахстана.

— Эти традиции мы стараемся сохранять хотя бы на уровне НИИ туризма университета «Туран», — продолжает Вуколов.

— Сборной команды по походам нет. На нашей базе действует программа туристско-спортивной подготовки студентов, которая согласована с новосибирским центром международного туризма. Мы получили право принимать по этой программе экзамен своей казахстанской комиссией, но документы посылали в Новосибирск и получали международные удостоверения.

Деятели науки и образования, туристского бизнеса, федераций спортивного туризма Казахстана, Кыргызстана и России, а также государственных уполномоченных органов по вопросам туризма обсудили ряд тем: состояние и основные проблемы развития горного туризма; взаимодействие Казахстанской и международной федераций спортивного туризма; взаимодействие турфирм Казахстана и Кыргызстана в реализации коммерческих программ горного туризма; порядок оформления спортивных званий, разрядов и сертификации инструкторской подготовки; обеспечение безопасности в горах Алматы; разработка и организация пешеходных троп с учетом международного опыта; потенциал взаимодействия федераций спортивного туризма РК и РФ.

На вершине. Виталий Дворецкий (сидит в центре слева).

Назрел ряд проблем

Пандемия нанесла удар по мировой туристской индустрии. Въездной и внутренний туризм является эффективным средством для амортизации кризиса, что реально при условии инициации разного рода мероприятий, направленных на развитие внутреннего и прежде всего горного туризма.

По данным НИИ туризма, из 44 вузов и 48 колледжей, имеющих лицензии на подготовку студентов по специальности «туризм», лишь несколько учебных заведений занимаются обучением кадров, специализирующихся на создании и обслуживании отечественных программ по горному туризму (туроператоров, инструкторов горного туризма и горных гидов). Лидерами здесь являются университет «Туран», КазНУ имени аль-Фараби, Костанайский государственный педагогический институт и несколько других вузов.

По мнению В.Н. Вуколова, специалистов не хватает, не в полной мере реализуются возможности вузов, где есть преподаватели — специалисты по горному туризму. Заметен крен республиканской федерации в сторону туристского многоборья. За годы независимости РК не было организовано ни одной экспедиции для прохождения сложных горных маршрутов и подготовки инструкторов горного туризма высокой квалификации. В летнем сезоне 2021 года прекратили выпуск групп в категорийные горные походы, что заставило квалифицированную команду под руководством кандидата в мастера спорта В.А. Литвинова выпускаться на маршрут 5-й категории сложности по Южной Джунгарии в маршрутно-квалификационной комиссии Томска.

Переправа через реку

Горные границы

С 2007 года туристы добиваются того, чтобы на перевале Озерном, где проходит казахстанско-киргизская граница, открыли КПП.

— Я езжу судить чемпионат мира, и судьи со всего СНГ подступают ко мне с этим вопросом, — говорит Вуколов. — Для развития горного туризма важно иметь возможность работать на двух хребтах. На киргизской стороне очень много маршрутов. В советское время сотни групп приезжали в Алматы, совершали маршрут любой категории сложности и финишировали на берегу озера Иссык-Куль. А сейчас мы можем ходить только по северным отрогам Заилийского Алатау, потому что южные находятся на киргизской территории.

КПП также необходим на границе Казахстана и России в районе вершины Белуха. Отсутствие контрольно-пропускных пунктов резко сократило количество спортивных горно-туристских групп, путешествующих по казахстанской части Северного Тянь-Шаня и Алтая.

Участники круглого стола предлагали пути решения проблем. Комитет по физкультуре и спорту должен усилить контроль за деятельностью Республиканской федерации спортивного туризма в деле проведения спортивных походов и экспедиций, а также в системе подготовки инструкторских кадров по горному туризму и присвоению инструкторских званий. Министерство образования совместно с Министерством культуры и спорта могло бы выделять специальные гранты для подготовки туроператоров, инструкторов и гидов по горному туризму для тех вузов, в которых есть преподаватели с соответствующей квалификацией. Члены Международной федерации спортивного туризма предложили устранить искусственно созданные препятствия для участия команд горных туристов в чемпионате мира по спортивному туризму и других международных соревнованиях.

Горный туризм — это рулетка

К дате проведения круглого стола была приурочена фотовыставка «Шепот гор». Свои работы представили студенты и выпускники кафедры «Туризм и сервис», к числу которых относился и рано ушедший из жизни Виталий Дворецкий. Опытный турист, фотограф и видеооператор, он был любимым учеником Вуколова.

— Виталий работал у меня преподавателем, он был задействован во всех наших проектах, в том числе в программе «7 вершин континентов». Он помогал мне с набором текстов и форматированием моих книг, создавал для них обложки. Во время наших путешествий и походов был переводчиком, снимал фото и видео, а потом выпускал фильмы. Он был очень талантливым и технически грамотным человеком.

В 2018 году Дворецкий шел в составе команды маршрут по Киргизскому Алатау. Группа вышла на ледник Скрябина, участникам предстояло преодолеть очень сложный ледопад. Когда на склоне сорвался огромный камень, первая связка уже вышла на плато, и ее не задело. Виталий Дворецкий шел в средней связке, он посмотрел вверх и воскликнул: «Вот это булыжник летит!».

Камень катился ребром, ударился о скалы, раскололся на фрагменты и осколками побил людей внизу, но ни один человек не слетел с перил. Виталий был на веревке, он вдруг уткнулся головой в скалу и не двигался. Внешних повреждений не было. На каске — ни царапины, высокий рюкзак остался на плечах, одежда цела, а из носа идет кровь. Летел бы камень на сантиметр выше, и тогда удар бы пришелся по каске, летел бы на сантиметр ниже, и камень ударил бы в рюкзак.

Пострадавшего спустили на ледник, связались по спутниковому телефону с хирургом. Делали массаж сердца и бились больше двух часов, а когда сообщили врачу, что под глазами у Виталия появились синяки, он сказал, что это признак перелома основания черепа.

— Помню, я тогда включил компьютер и увидел новость «В Киргизском Алатау погиб казахстанец», — с горечью вспоминает Вуколов. — Мало ли кто мог ходить там, но я с тревогой подумал: «Уж не наш ли?». И тут звонит другая моя выпускница Елена Калашникова, туроператор из Кыргызстана: «Владимир Николаевич, приготовьтесь. Виталий погиб». Почему камень летел ребром и не по прямой, а по какой-то странной траектории? Между высоким клапаном рюкзака и краем каски мог быть самый незначительный зазор, не более нескольких сантиметров. Но осколок попал как раз в этот крохотный промежуток, и вскрытие подтвердило перелом основания черепа.

Помню, как шли однажды на Кавказе «шестерку», — продолжает Вуколов. — Спускались по желобу, и я услышал вверху нарастающий свист. Прямо на меня летел камень, а деваться с веревки мне было некуда. Я автоматически наклонил к груди голову и ждал, а камень, как бритвой, срезал клапан рюкзака. Вот как бывает...

Горный туризм — это рулетка. Но это закалка, знания, открытие новых горных районов, командная работа и дружба.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру