Нужно ли разделять игрушки по полу детей

Представители известного производителя Lego объявили, что в ближайшем будущем компания намерена избавиться от игрушек, которые «навязывают» детям гендерные различия. В частности, их больше не будут маркировать как «для мальчиков» или «для девочек». Об этом рассказала директор по продуктам и маркетингу Джулия Голдин.

Нужно ли разделять игрушки по полу детей

Гендерно-нейтральный конструктор

На официальном сайте датского производителя игрушек покупатели больше не могут искать товары по половой принадлежности. Вместо этого им предлагают разделы по тематическим интересам. Например, набор «Принцессы», «Звездные войны», «Гарри Поттер»или«Хэллоуин».В компании привержены тому, чтобы сделать игру в Lego более инклюзивной и не дать гендерным стереотипам ограничить творческие устремления детей сейчас и в будущем.

На такой шаг Lego подвигло крупное международное исследование, показавшее ограниченность гендерных подходов при выборе игрушек. В опросе приняло участие около 6,9 тысячи детей обоих полов в возрасте от шести до 14 лет и их родителей из США, РФ, Великобритании, Чехии, Польши, Китая и Японии.

Исследователи пришли к выводу, что мальчики гораздо чаще волнуются из-за возможных насмешек по поводу игры c игрушкой противоположного пола. О своем беспокойстве заявил 71 процент мальчиков против 42 процентов девочек. Это связано с тем, что мужские качества ценятся в обществе гораздо выше женских, заявила исполнительный директор института Джины Дэвис по гендерным вопросам в СМИ Мадлен Ди Нонно.

Представители детской игровой индустрии Российской Федерации поддержали мнение датских производителей. К примеру, президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина в беседе на канале «Москва-24» отметила важность и своевременность желания компании Lego заняться разработкой новой серии игр, в которые могут играть и мальчики, и девочки. По ее мнению, девочки теперь более свободно смогут заниматься техническим творчеством и современными технологиями так же успешно, как и мальчики. А так как сейчас все более актуальной становится борьба женщин за свои права, такие перемены выглядят весьма своевременными.

По словам Цицулиной, Lego не первая компания, в которой решили бороться с гендерными стереотипами.

«Компания Mattel со своим великолепным брендом Barbie очень много думает о том, какие куклы нужны мальчикам. Периодически проводят ту или иную попытку заинтересовать их такими игрушками. У Mattel есть целая серия Barbie, посвященная правам девочек. Есть девочка-космонавт, изобретатель и IT-инженер и другие профессии, которые раньше были запрещены для женщин», — сказала она.

Цицулина добавила, что конструкторы, строительные и архитектурные наборы — один из главных игрушечных инструментов развития аналитического мышления.

Казахстанские психологи тоже отчасти согласны с такими нововведениями. По их словам, существует негласная статистика, согласно которой девочки не получают достаточного опыта игры в конструктор и игры с трехмерными фигурами. В свою очередь, это влияет на умственные способности человека во взрослом возрасте, ориентацию в пространстве и возможность решать сложные задачи, требующие пространственного воображения. А снятие гендерных барьеров с некоторых игр поможет растущему поколению развиваться всесторонне: и интеллектуально, и эмоционально. А в будущем, при выборе профессии, даст детям шанс стать теми, кем они могут быть не по половому признаку, а по способностям и интересам.

История игрушек: а как у нас?

Отечественная история игрушек, если захватить еще досоветские времена, показывает, что девочки обязательно играли в куклы — так воспитывалась любовь к материнству, а мальчики — всегда в солдатиков и оружие. С приходом советской власти поменялись и критерии.

В советские годы, как правило, детям было не до гендерных разделений, играть часто приходилось с тем, что досталось от братьев и сестер. Поэтому мальчикам было не зазорно играть в «Дочки-матери», а девочки с удовольствием развлекались с тяжелыми железными машинами, изготовленными «на совесть». Мягкие игрушки в Союзе появились несколько позже, в 60-е годы, и самым популярным образом стал медведь.

Если принять во внимание эти факты, то медведь, коллекция космонавтов и тот же пупс — популярные у советских детей игрушки — гендерно-нейтральные. Кем, например, является неваляшка? Мальчиком или девочкой — зависит от фантазии самого ребенка. Гендерные приоритеты в советских игрушках стали заметны в 70-х. Именно это время было отмечено развитием игровой индустрии для мальчиков. Так как куклы были во все времена и по сути дела менялись лишь их внешнее обличие и наряды, а для мальчиков на какое-то время пропали тематические игрушки.

Сегодня игрушки в каком-то смысле поменяли свою роль. Если в начале 2000-х куклы для девочек играли роли хозяек или женщин, занимавших какие-то должности, — это врачи, учительницы, сотрудницы офисов, а фигурки для мальчиков были чаще всего учеными, исследователями, инженерами или специалистами разных профессий, то теперь все больше игрушек получают новые роли. Куклы для девочек все чаще принцессы и поп-звезды, а фигурки для мальчиков — супергерои. То есть из реального мира игрушки будто переехали в мир фантазий, порой не имеющий ничего общего с реальностью. И хотя в глазах взрослых они как раз и ориентированы на развитие детской фантазии, подсознательно в этих играх можно проследить преувеличение женских и мужских ролей. Такие игрушки, по мнению психологов, учат детей нереальному восприятию себя и будущей жизни, не призывают изучать разные профессии. В связи с этим процесс перехода игрушек в нейтральное поле кажется вполне своевременным, но как отнесутся к подобным переменам казахстанские родители? Чтобы ответить на это, «МК» в Казахстане» решил провести анонимный опрос.

Результаты опроса

Всего удалось опросить 250 респондентов. В целом опрошенные казахстанские родители не против подобного рода перемен, но все же более внимательно относятся к тому, во что будут играть их дети мужского пола. Так, 57 процентов родителей относятся несколько настороженно к тому, чтобы их сыновья играли в куклы. К девочкам отношение более лояльное. Помимо этого 86 процентов родителей покупают дочерям традиционно девичьи игрушки, 90 процентов родителей стараются покупать мальчикам игрушечные автомобили и традиционные наборы для «героя».

Ниже приведем более развернутые ответы.

«Если мой ребенок видит, что его папа готовит еду, гладит штаны, стирает и сам стремится это делать, то почему я должна ему говорить, что это для девочек? А потом меня его жена спросит — почему он ничего делать не умеет? Мне не нравятся мужчины, которые не знают, как включается пылесос, не умеют готовить, не хотят менять памперсы и не сидят с ребенком — пусть даже они миллионы зарабатывают. Думаю, если мой сын хочет играть в пупса — в этом нет ничего предосудительного. Это готовит его ко взрослой жизни. А насчет машинок — почему девочки не могут в них играть? Правильно, а потом в обществе такие стереотипы, что женщина за рулем — это опасно», — считает мать мальчика Асем.

«Мир меняется, и сейчас многие отцы сидят с детьми. Но сегодня мы видим историю, что женщины не хотят рожать. Когда женщины выполняют много мужских ролей, а мужчины не хотят выполнять истинно мужские функции. Я к тому, что у каждого пола есть свои физиологические особенности и пока только женщина может кормить грудью, и я за то, чтобы девочка получила некоторые представления о том же материнстве еще в детстве. Также я за то, чтобы мальчиков обучали быть сильными, потому что их физиология устроена таким образом, что их мускулы растут в норме больше и сильнее, чем у женщины. Конечно, может быть совершенно иначе, но, по моему мнению, эти базовые понятия должны закладываться у детей с самого детства. Что насчет того, что игрушки станут гендерно-нейтральными? Это личное дело производителя. Я не вижу, что игрушки сейчас чересчур гендерно-ориентированы. Мне, конечно, не хотелось бы, чтобы мои мальчики играли в какие-то розовые куклы, но если они захотят, то я вздохну и дам им такую возможность. Вероятно, это их личный способ формировать свои взаимоотношения с женским полом и так они учатся строить ролевые механизмы. Поэтому я за то, чтобы в жизни детей было как можно больше разных игрушек», — считает мать двоих сыновей Евгения.

«Я думаю, что сделать игрушки гендерно-нейтральными – хорошая идея! Пусть дети играют во что хотят, главное, чтобы они были счастливы. Гораздо приятнее дарить ребенку ту игрушку, которую он ждет. А не ту, которую диктует общество. В нашем детстве не было никакого Lego. Мы вообще варили кашу из грязи», — говорит отец девочки Батырхан.

Маркетинговый ход

Если зайти в детский магазин, то сразу бросается в глаза, что он разделен на две части. А именно, игрушки для мальчиков и девочек. То же самое видят родители, зайдя на сайт детских товаров. Выделение специальных категорий. С одной стороны, это очень удобно, когда вы идете на день рождения к незнакомому ребенку. Но так ли нужно это гендерное разделение?

У маркетинговой стратегии по разделению игрушек для детей разного пола своя история. Американский социлог Элизабет Свит, работающая в Калифорнийском университете Сакраменто, проанализировала 7300 позиций в американских каталогах игрушек XX века. В 1920-1950-х годах игрушки поддерживали традиционные ценности: маленькая хранительница очага и юный промышленник или бизнесмен. А вот в 70-х, после очередной феминистической волны, в исследуемых Свит каталогах игрушек только два процента товаров было ориентировано строго на мальчиков или девочек. Даже такие гендерно ориентированные игрушки, как, например, Барби, имели более нейтральные цвета: красный, желтый, зеленый.

А вот в 80-х фокусирование на пол ребенка снова вернулось. Маркетологи почувствовали огромный потенциал в соединении игрушек и медиа-продукции — фильмов, игр, мультфильмов. Так появились первые игрушки-герои детских шоу: трансформеры и май литл пони.

К тому же делить на пол стали не только игрушки, но еще и одежду, и другие детские товары. Особенно это стало стремительно развиваться после распространения УЗИ, когда родители смогли узнавать пол будущего ребенка еще до его рождения.

Зачем игрушки делят по гендерному принципу? Ответ очевиден — так их проще продавать. Разделение и сужение товаров по гендерному признаку автоматически увеличивают их стоимость. Покупатели платят больше, например, за женские станки или пену для бритья и другие женские аналоги «мужских» товаров. Даже в области одежды чаще базовая одежда для мужчин стоит дешевле, чем женская. Зато мужчины переплачивают там, где аналоги появляются у, казалось бы, женских продуктов: мужские гели для душа и разная косметика.

Такое разделение товаров на мужские и женские не только увеличивают их стоимость, но и количество покупок. Это касается и детских игрушек и товаров. Вместо того чтобы купить детям один гель для душа или шампунь, потребители чаще всего покупают один для дочки, другой для сына. При этом один, скорее всего, будет с чем-то розовым и милым на упаковке, а другой — с машинками или супер-героями...

В нашем мире давно сложились представления о гендерной роли женщины и мужчины в обществе. Но новое время диктует свои правила. Женщины активно борются за равноправие, и, надо сказать, им это удается. Все больше мужей идут на партнерские роды, а потом остаются дома растить детей в то время как жена выходит на работу.

Из этого можно сделать вывод, что при выборе игрушек необязательно обращать внимание на категории, которые диктует магазин. Мальчик вполне может захотеть играть «в повара», а девочка катать по полу танк. Ведь в гармоничной семье все равны. Папа помогает маме с готовкой и уборкой, а мама ходит на работу и приносит доход не меньший, чем папа. Возможно, именно сейчас мы стоим на пороге формирования новых ценностей, которые отражает игрушечный мир.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру