Сразу в девяти регионах Казахстана прошли протесты дальнобойщиков

Причиной послужила озвученная чиновниками стоимость проезда по новым участкам платных дорог, которой водители остались недовольны. Дело в том, что общая протяженность платных дорог в РК сегодня составляет почти шесть тысяч километров. И теперь, согласно расценкам, каждый километр перевозчикам будет обходиться до 37 тенге

Так, в Нур-Султане водители в знак протеста перекрыли движение на выезде из столицы. На окраине Уральска собралось более полусотни дальнобойщиков, чтобы выразить свое возмущение по поводу внедрения платной системы проезда для большегрузов. Затем акция протеста продолжилась в ЗКО, где дальнобойщики написали письмо на имя председателя правления АО “НК “КазАвтоЖол”, в котором прописали все свои требования и отметили, что при положительном решении готовы заплатить за проезд. Но не 25-37 тенге за километр, а пять тенге, как это происходило до сих пор.

В нацкомпании “КазАвтоЖол” первоначально сослались на данные тарификации введения платных дорог в республике, которые якобы приняли еще в 2013 году и ввод которых должен был происходить постепенно. Теперь же, дескать, настало такое время. Однако после нескольких встреч с водителями большегрузов поменяли свое мнение, заявив, что эти тарифы еще не утверждены, хотя водители ссылались на обратное, и пообещали, что “вопрос снижения тарифов будет решен в течение двух недель”. По словам заместителя председателя правления “КазАвтоЖол” Талгата Смагулова, сейчас рабочая группа при Министерстве индустрии и инфраструктурного развития должна вроде как приступить к обсуждению требований водителей.

А пока, например, в Шымкенте в знак протеста дальнобойщики заставили большегрузами обочину автодороги. Караван из фур устремился за горизонт. Водители уверены, что тариф 37 тенге за километр приведет к тому, что работать они будут в убыток. Немало нареканий вызывает и качество дороги, которую планируют сделать платной.

В Атырау дальнобойщики собрались на одной из городских стоянок, куда на встречу с протестующими вышло руководство области. Чиновники поспешили заявить, что причин для забастовок нет - некоторые участки останутся бесплатными. Вот только непонятно, что они имели в виду? Потому как, согласно принятым нормам, бесплатными в РК остаются дороги только II и III категорий, и только для легкового автотранспорта. Для грузовых же машин - платные все три категории.

При этом заместитель акима Атырауской области Кайрат Бекенов заявил, что “введение платных дорог на участках неудовлетворительного состояния министерство полностью поддержало, сегодня в устном формате ведется диалог, потому что времени мало”. Интересно, на что в этом случае мало времени у чиновников? Куда они торопятся? Внедрить платную систему, получить ничем не обоснованную прибыль?

После атыраусцев к протестам подтянулось больше сотни дальнобойщиков из Мангыстау, которые выразили свое недовольство вообще вводом оплаты за проезд на некоторых дорогах республиканского значения. Ссылаясь при этом на то, что в той же Турции, например, дороги (не в пример по качеству лучшие, чем в Казахстане) абсолютно бесплатные, в том числе и для грузового транспорта. “Мы платим транспортный налог в бюджет, за эти деньги делают дорогу, а теперь эту дорогу нам сдают в аренду, получается?” - недоумевают водители. Дальнобойщики из Актау пошли еще дальше - они требуют отказаться от идеи ввода платных дорог вообще.

Дело в том, что система платных автомагистралей - весьма распространенное явление во всем мире, которое вроде как способствует улучшению условий содержания и эксплуатации дорожных участков, - пришла в Казахстан из Европы. Но только с той поправкой (и “НП” об этом неоднократно писало), что в странах Евросоюза - большая разветвленная сеть автодорог, магистралей, автобанов и прочих транспортных артерий, которые позволяют водителям при желании или необходимости свободно выбрать альтернативу платному автобану и ничуть не пострадать от этого. В Казахстане же подобной роскоши нет и пока не предвидится, потому что совершенно отсутствуют какие-либо альтернативные пути предлагаемым, как единственно верным, платным автодорогам. Да еще зачастую и не соответствующим мировым стандартам, несмотря на заверения чиновников в обратном.

Это с одной стороны.

С другой - мы платим немалые и самые разнообразные налоги, а значит, любой казахстанец имеет право знать и требовать от государства, на что они идут. Как используют эти деньги, какого качества не только скамейка в парке, но и автобан, построенный за счет налогоплательщиков. И уж тем более имеет право знать - почему вдруг за то, за что уже было уплачено один раз, приходится платить второй. Да, в отдельных случаях, может, и стоит построить платный автобан достойного качества, но вот только с обязательной и правильной альтернативой. Чего, повторим, в Казахстане не наблюдается - вместо этого чиновники решили повсеместно внедрить платную систему автодорог. В таком случае как другую альтернативу, может, стоит отменить транспортный и иные смежные с ним налоги? Хотя вряд ли это станет достойным выходом из положения. Потому как то, что происходит сейчас - волнения дальнобойщиков и переживания остальных автомобилистов, - это как некий ответ на жадность чиновников, отвечающих за дорожную систему в республике. И проявилась эта проблема - взаимоотношения людей и дорог в государстве - не вчера и даже не в этом году. Вот только к чему в итоге все это приведет?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру