Алматинцы смогут обменивать пластиковые бутылки и алюминиевые банки на ценные призы

В Алматы установили первый в Казахстане фандомат по приему пластикового и алюминиевого вторсырья. «МК» решил выяснить: где еще применяют такой опыт, насколько он успешен и могут ли фандоматы в действительности совершить «зеленую революцию»?

Алматинцы смогут обменивать пластиковые бутылки и алюминиевые банки на ценные призы

Фандомат Fandobox One установлен в рамках проекта по раздельному сбору вторсырья «ЭКО». Проект инициирован сотрудниками TSPM (управляющая компания Dostyk Plaza) еще в 2019-м, но из-за непростой экономической ситуации его реализацию пришлось отложить до нынешнего года. В компании рассчитывают, что проект «ЭКО» поможет привить посетителям привычки разумного потребления. Первый компьютеризированный экобокс установили на территории подземного паркинга Dostyk Plaza. Он оснащен системой распознавания тары по штрих-коду, датчиком идентификации наличия бутылок и датчиком определения веса, а его вместимость составляет до 500 бутылок. Принимает фандомат только сухие, пустые, не смятые пластиковые бутылки объемом до 2,5 литра и алюминиевые банки с этикеткой, на которой указан штрих-код. Инвестиции в проект на сегодня составили 5,5 миллиона тенге.

«Этот проект для нашего города является долгожданным. Вопросам утилизации и переработки вторсырья в мегаполисе уделяется большое внимание. Я считаю, внедрение подобных современных технологий позволит привлечь население к активному участию в решении экологических проблем», — отметил руководитель департамента экологии Алматы Конысбек Байедилов.

За сдачу вторсырья алматинцы будут получать приятные экобонусы, которые можно накапливать и обменивать на ценные призы. Так, при сдаче пластиковой или алюминиевой бутылки в фандомат на мобильное приложение Smart Plaza начисляются 10 экобонусов, которые можно обменять на продукцию с символикой «ЭКО» или месячную парковочную карту. «Расценки» на мерч следующие: поясная сумка стоит 1200 экобонусов, панама — 700, шоппер — 1000, а месячная парковочная карта — 2500. В ближайшее время фандоматы планируют установить и в других точках города.

А как у них?

Нужно понимать, что казахстанцам такие технологии пока в диковинку. Хотя в Европе фандоматы можно встретить на каждом шагу. Бросаешь в окошко ящика пластиковую бутылку, алюминиевую банку или упаковку из-под сока — получаешь немного мелочи или же тебе зачисляют на скидочную карту баллы и бонусы. А в Италии деньги зачисляют на трaнспортную карту. Кроме того, пoлученное вознаграждение можно oтправить на благотворительность — для этого достаточно нажать специальную желтую кнопку, которая есть на всех фандоматах. За oдну пуcтую бутылку или бaнку — cразу два плюсика в «карму»: и природу не засоряешь, и бoльным детям помогаешь...

Первый такой аппарат запатентовали еще сто лет назад в США, но широко применять их стали только в 80-е годы. Причем первые из них появились в Швеции. Вообще скандинавы в вопросах рециклинга (так называется повторное использование отходов) уже давно всех опередили. Так, они отправляют на переработку свыше 90 процентов пластиковых бутылок. Для сравнения: в остальных странах ЕС эта цифра еще только приближается к 70 процентам.

Вместе с этим скандинавы решают свои экологические проблемы комплексно. Во-первых, в странах Северной Европы в отношении тары для напитков используют систему залога. Во-вторых, компании, которые участвуют в этих эко-программах, получают существенные налоговые льготы. Покупая в магазине воду, молоко или пиво, вы оплачиваете стоимость не только продукта, но еще и бутылки или банки, а когда возвращаете ее производителю через фандомат, получаете свой залог обратно. В среднем стоимость пластиковой бутылки в Европе равна 8–10 евроцентам — деньги небольшие, тем не менее в Финляндии население ежегодно сдает около двух миллиардов пластиковых бутылок — получается по 340 бутылок на человека. Поэтому предприятиям в Швеции и Норвегии очень выгодно использовать свою тару: некоторые бутылки используют в рециклинге до 50 раз!

В Германии фандоматы — кстати, это слово пришло в наш словарь именно из немецкого языка — появились сравнительно недавно, в 2003 году. Но немцы тоже научились использовать вторичное сырье: свыше 70 процентов тары они отправляют на переработку. А к 2029 году все страны ЕС планируют использовать повторно уже 90 процентов пластиковых бутылок.

Насколько популярным этот проект станет в Казахстане покажет время, но если покопаться в отечественной истории, то когда-то фандоматы у нас были по всей стране. Так давно, что не все из нынешнего поколения их застали...

Хоть бутылки сдавай...

Пункты приема бутылок и банок стали широко появляться в 1970-е годы и просуществовали по инерции еще несколько лет после распада СССР. В принципе, они и сейчас кое-где сохранились, но уже это не столь массовое явление, как в советские годы.

Конечно, в СССР еще не использовали пластик, а молочные продукты (молоко, кефир, сливки и прочее) стали широко продавать в стеклянной таре примерно с начала 1960-х годов. До этого в городах поменьше их продавали исключительно на разлив, бутилированное молоко было только в крупных городах. Бутылки для обычного молока, топленого молока, кефира и сливок были типовыми, отличаясь только цветом верхней крышечки из фольги. Белая — для молока, желтая — для топленого, зеленая — для кефира и, кажется, фиолетовая — для сливок.

Сейчас молодежи сложно поверить в то, что в советские времена бутылки сдавали все. Возможно, за редким исключением, те, кто жил в большом достатке. И то, бутылки складировали на балконах и в гаражах, чтобы потом как-нибудь сдать сразу большую партию. Потому что сдавать бутылки и банки, причем любые, было очень даже выгодно. Таким образом, возвращалась значительная часть от цены самых разных напитков: начиная от газировки и пива и заканчивая молоком, кефиром и даже майонезом.

Дело в том, что в СССР в стоимость всего, что разливалось в какие-то бутылки, входила стоимость тары. И на этикетке стояла цена «без стоимости посуды». А граждане дополнительно платили залоговую стоимость стеклотары. В результате газировка например, стоила 30 копеек, из которых 20 составляла стоимость тары.

При этом объяснялось — хотя бутылки на самом деле столько не стоят, с граждан берут залог, чтобы они поступали сознательно и не выбрасывали возвратную стеклотару.

В результате механизм был отработан настолько четко, что тару не выбрасывали в принципе. Потому что бутылка обходилась почти в 10 процентов от стоимости дешевого вина, ее стоимость составляла большую часть цены газировки и почти половину стоимости пива.

А среди любителей «принять на душу» считалось благим делом «взять вторую производную», то есть выпить столько вина, чтобы на сданную посуду можно было купить еще одну бутылку.

Кефир или молоко вообще можно было купить, сдав две пустые бутылки. Причем изначально кефир и молоко стоили по 28 копеек за пол-литровую бутылку, а потом их цену подняли до 30. Цена молочной бутылки при этом составляла 15 копеек. Кстати, в бутылках молоко покупали не всегда. Сначала старались брать разливное, потому что оно обходилось на пару копеек дешевле. А молока в СССР покупали реально много. Намного больше, чем сейчас. Почти в каждой семье имелся небольшой трехлитровый бидончик, с которым было принято ходить почти каждый день за разливным молоком.

Одной из традиционных жалоб на безденежье в советские времена было «прямо хоть бутылки сдавай». И это были не пустые слова. Потому что, сдав десяток бутылок, вполне можно было продержаться пару-тройку дней до зарплаты. Сдать бутылку — 15 копеек. Десяток — два рубля. Килограммовый батон белого нарезного хлеба стоил 25 копеек, черного — 18-20, литр молока — 28. Проезд на троллейбусе — четыре копейки, на автобусе и метро — пять.

От рассвета до заката

Индустрия сбора и сдачи пустой стеклотары безупречно работала вплоть до середины 90-х годов, но потом заметно стала сдавать позиции. Распалась единая торговая сеть. Бутылка без залоговой стоимости сильно обесценилась, упор стали делать на производство новой стеклопосуды (которую не надо мыть на дорогостоящем оборудовании, несколько раз проверять на качество очистки и скрытые дефекты) и замену «стекла» пластиком. Уже к началу 2000-х число пунктов приема стеклопосуды сократилось в десятки, если не в сотни раз, а ее цена настолько снизилась, что сбор бутылок стал в основном уделом маргинальных личностей. Кто еще мог позариться на два тенге, вырученных за бутылку, которую зачастую еще и нужно было доставить в приемный пункт, расположенный в другом районе города. Поэтому большая часть стеклотары отправлялась (и отправляется) на обычную свалку. И это при том, что отечественные производители алкогольных, да и других напитков продолжают разливать большую часть своей продукции в стеклянную тару, ежегодно используя около одного миллиарда стеклянных бутылок, большую часть которых приходится завозить из за рубежа.

Вообще, надо сказать, изначально идея повторной сдачи сырья была хорошей и правильной, потому что стеклянная тара — один из самых неразлагающихся видов мусора. Сейчас ее не сдают, так как стоит она копейки. Нет смысла заморачиваться. К слову, и пластик сдавать у граждан нет особой мотивации. Копить целый месяц груды мусора на балконе, а затем выбрать день, чтобы отправиться на другой конец города, чтобы сдать «тонну» злополучного мусора, — перспектива не особо вдохновляющая. Особенно если у человека нет личного транспорта, здоровья или времени. К тому же, если раньше, сдав килограмм пластика, можно было получить скромное вознаграждение, то сейчас во многих пунктах приема пропал и этот вид поощрения гражданской инициативы. Понятно, что многие компании держатся на собственном энтузиазме и им бы самим не помешало финансирование.

Полностью перейти на стеклянные бутылки и вновь пустить их в бесконечный оборот? Сейчас сделать это будет затруднительно. У советской стеклотары был свой плюс: она была типовой, поэтому ее можно было использовать многократно. Сейчас у каждого производителя свой уникальный дизайн, чтобы упаковка была узнаваемой. По сути, чтобы использовать емкости повторно, нужно обязать всех производителей изготавливать одинаковую тару. Получается, адаптировать опыт СССР под сегодняшние реалии невозможно?

По словам генерального директора «Оператор РОП» Сергея Юрчи (компании, ответственной за сборы и переработку отходов), для того, чтобы возродить ту систему, что была в СССР, надо внедрять в стране депозитно-возвратную систему оборота тары, как, например, сейчас это происходит в Германии и как сделали у нас в Dostyk Plaza.

«Там человек приходит в магазин с использованной бутылкой, размещает ее в специально-установленном аппарате, и ему дают чек на покупку продуктов в этом магазине. Безусловно, мы тоже считаем эту систему приоритетной и важной, и нынешнее субсидирование приемных пунктов стеклотары — это лишь первый шаг для внедрения депозитной системы. Но это возможно лишь в перспективе, когда у торговых объектов уже появятся обязательства по приему этой тары. То есть в крупных торговых точках будут устанавливать так называемые вендинговые аппараты, в которые человек будет помещать пустую бутылку с нанесенным на нее штрих-кодом, и ему будет выдаваться чек на получение скидки в этом магазине. В мелких торговых точках прием стеклотары будет вестись вручную работниками магазина, как это было в советское время», — рассказал Сергей Юрча.

Так, может быть, фандоматы и станут настоящей заменой той действенной системы, которая была в СССР. Конечно, пока рано делать прогнозы, но по опыту прогрессивных стран уже можно заметить, что магазинные автоматы помогают решению проблемы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру