Каковы перспективы у женщин в казахстанской армии?

Военное министерство США впервые может возглавить женщина. Президент Джо Байден выбрал Кристин Вормут на пост главы Министерства армии. И хотя окончательное решение за сенатом, факт остается фактом: это необычное событие даже для Америки. Что касается Казахстана, то по открытым данным ни одной женщине, ныне несущей службу, еще не довелось дослужиться до должности такого уровня. Как протекает служба казахстанских женщин-военнослужащих и смогут ли они в будущем возглавить армию?

Каковы перспективы у женщин в казахстанской армии?

Все познается в сравнении

Кристин Вормут начала свою правительственную карьеру в 1996 году в политическом офисе Пентагона, который она возглавляла с 2014 по 2016 год. Она также работала на руководящих должностях, занимающихся вопросами международной политики, безопасности и обороны в корпорации RAND и Центре стратегических и международных исследований, двух исследовательских учреждениях в Вашингтоне.

В случае одобрения назначения сенатом она возьмет под контроль крупнейшее подразделение вооруженных сил страны. Министерство армии является одним из трех ведомств, входящих в Министерство oбoрoны США. Это агентство федерального правительства, организованное для управления армией страны и возглавляемое министром армии.

Также на два других руководящих поста в Пентагоне назначены бывший представитель Калифорнии Гилберт Сиснерос на должность заместителя Министра oбoрoны по кадрам и боевой готовности и Сюзанна Блум — на должность директора CAPE (Стоимость оценки и оценки программы). Вормут присоединится к другим женщинам, назначенным на руководящие должности в Пентагоне, включая Кэтлин Хикс — заместителя Министра oбoрoны и Келли Магсаме — начальника штаба Министра oбoрoны Ллойда Остина.

Вообще, родиной идеи феминизации армии была Великобритания. Еще в 1653 году здесь появились первые женские военные госпитали, где работали жены солдат, а уже в начале ХХ века были сформированы женские королевские ВВС, королевский вспомогательный женский корпус ВМС и женский легион секции автотранспорта. Сейчас существует ряд стран, в которых женщины проходят обязательную воинскую службу: Израиль, Тайвань, Перу и Норвегия. В некоторых странах срок обязательной службы даже женщин доходит до семи лет.

Что касается Израиля, там женщина-воин — это древняя еврейская традиция. А с образованием государства стране она вновь возобновилась, но уже на законодательном уровне. В Израиле, как и в Казахстане, на воинскую службу призывают с 18 лет. Но в отличие от нашей страны служба здесь более длительная — 36 месяцев. До 2003 года девушки в стране служили 21 месяц. Однако местные феминистки добились своего и уравняли сроки службы с мужчинами, ведь защита Родины — это почетнейшее право и нельзя его ограничивать по гендерному признаку! Теперь 31 процент всех военнослужащих в этой стране составляют женщины.

«Защита Отечества является долгом каждого гражданина Республики Казахстан», — сказано в нашем законодательстве, и различия по половому признаку там не указывают. Так что по факту двери воинских частей открыты для казахстанских женщин, если они изъявляют желание служить. А желания проходить контрактную службу у них с каждым годом становится все больше.

По открытым данным, сейчас службу проходит около девяти тысяч женщин-военнослужащих, около десяти процентов из них — офицеры: 12 полковников, 31 подполковник, 145 майоров, 256 капитанов, 277 старших лейтенантов, 147 лейтенантов. Сферы, в которых женщины задействованы чаще всего, — делопроизводство, связь, медицина.

Что касается более высоких должностей, то сегодня единственная женщина в истории Казахстана, получившая генеральские погоны, — председатель Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан Сауле Айтпаева. Однако до подобного звания конкретно в рядах армии еще никому не удалось дослужиться. Все ли двери открыты казахстанским защитницам отечества, а также какова служба в армии для женщин? Об этом «МК» в Казахстане» рассказали те, у кого был такой опыт.

Постоянный вызов

— Я служила по контракту с 2004 по 2010 год. Если говорить про возраст, то с 19 по 25 лет, — делится с «МК» правозащитница, соосновательница Общественного фонда SVET (Stop Violence End Tyranny) Молдир Жумабаева. — В первый контракт я работала по большей части как радиотелеграфист и позже — начальник радиостанции. Второй контракт у меня проходил уже в составе управлении штаба, где я занимала должность ответственного исполнителя. Служба для любой девушки сложна, тем более на границе, в регионе. В городе я проработала где-то пару лет, в Академии Пограничной службы, и, честно говоря, заметила эту разницу. Граница — она суровая для службы в целом. И для мужчин, и для женщин. Но для женщин вдвойне, так как существует стереотип, что женщина не должна быть в армии. Я столкнулась с подобным пренебрежением, а также со «сверхзаботой». У меня пытались забрать вещмешок или автомат, считая, что женщине нельзя носить тяжелое, сами же начальники. Мне приходилось буквально на каждом шагу доказывать, что я тоже могу. Более активных и смелых в действиях женщин отдельно превозносили, относясь к ним чаще всего как к мужчине, так сказать, «своему парню». Кстати, начальником радиостанции я стала по собственной инициативе, хоть и были сомнения у моего начальника — смогу ли? Я считаю — доказала, что могу. Но я занимала эту должность, пока свыше не отправили документ, что эту позицию могут занимать исключительно мужчины, а женщины должны быть освобождены от этой должности, предложив им должности ниже по рангу и по оплате соответственно. В этом, конечно, я вижу препятствия, но опять-таки отмечу, что служба ни для кого не легкая, и приходится действительно доказывать на каждом шагу, что ты не слабая и можешь. Во время службы я состояла и в спортивной команде, и в женском совете, ездила на боевые и учебные тревоги по границе, на масштабные учения, и все это благодаря моему упорству и упрямству. Если говорить о положительных моментах, которые привнесла в мою жизнь служба, то она закалила мой характер, ведь статус военнослужащего требует определенной степени стрессоустойчивости и сильного характера. Конечно, я бы не относила свой опыт ко всем военным структурам, так как в городе видела другое отношение. Сейчас я в запасе, сержант запаса КНБ РК. Уволилась по окончании второго контракта по собственному желанию и переехала в Алматы. Ни о чем не жалею, хотя была мечта стать офицером...

Вспоминаю о службе с теплом

— Форма и военная профессия меня привлекала всегда, — рассказывает Дана. — В декабре 2012 года я подала документы, и после всех проверок меня призвали в мае 2013-го. Сначала служила контролером на КПП на границе с Китаем, позже меня перевели старшим радиотелеграфистом в комендатуру. По контракту довелось служить четыре года. В момент призыва мне было 28, и, так как у меня было высшее образование, мне сразу дали звание младшего сержанта, — как пояснила наша собеседница, звание выше старшего сержанта контрактникам не дают. — Положительным моментом в службе для меня была дисциплина. Отрицательным моментом стало полное отсутствие свободы, потому как 24 часа в сутки и 365 дней в году мы должны быть всегда в боевой готовности и в любое время суток командир мог нас вызвать по тревоге. Во время службы я не испытала предвзятого отношения. В моем коллективе были 22 человека, из которых только две женщины: я и моя коллега. Мои сослуживцы мужчины старались нас беречь. Могу сказать, мне повезло с моими сослуживцами. У нас были очень дружные отношения. Несмотря на то, что ситуации бывали разные, все относились друг к другу с уважением. Порой я ностальгирую по этим временам. Сейчас нахожусь в запасе ПС КНБ РК...

Никаких перспектив?

— Я вышла на пенсию недавно. Моя служба проходила в Алматы, и не скажу, что трудно, так как служила при штабе, — с теплотой рассказывает «МК» бывшая военнослужащая Бибигуль. — Трудности возникали только во время учений. В 5 утра мы выезжали на полигон, сдавали нормативы по стрельбе и физической культуре. Но и это было не так сложно. Одна из сложностей — то, что большую часть времени нужно отдавать службе. Это постоянные наряды, дежурство, полный контроль над военнослужащим. Если говорить о продвижении по службе, то скажу, что для женщины практически нереально занять высокую должность. Для этого ей необходимы деньги и связи. К сожалению, за упорный труд не всегда оценивают по заслугам. Даже если и удастся получить хорошее звание, надо еще усидеть на этом месте. По моему опыту, военнослужащие поддерживают друг друга. Но это в основном касается мужчин. Женщинам сложнее заручиться такой поддержкой. Даже в женском коллективе. Стать начальницей мне помешала именно женщина. По правде говоря, и сами мужчины не хотят, чтобы их начальницей была женщина. Поэтому пробиться наверх, в высший эшелон власти, для женщины в армии нереально. Можно судить хотя бы по тому, что в нашем Министерстве oбoрoны нет женщин-генералов. Им просто не дадут там работать на высшей должности. Возможно, в будущем мы придем к переменам, но, думаю, не сейчас. Если уж начинать свою карьеру, то лучше смолоду. Начав службу позже, нет практически никаких шансов на продвижение...

Справка МК

В Казахстане пойти на службу по контракту может женщина в возрасте от 18 до 35 лет, имеющая образование не ниже среднего (для ряда должностей требуется профессиональное или высшее образование).

Кроме того, она должна пройти проверку по состоянию здоровья, отсутствию судимостей, психологическое тестирование и сдать нормативы по физической подготовке. Но место ли женщине в армии? Сегодня, по данным https://egov.kz, в мужском институте по контракту служит уже более 10 процентов женщин. И даже тот факт, что им порой не доступны определенные звания, а соответственно — увеличение заработной платы, не умаляет желания некоторых девушек служить отечеству. В последнее время идет много разговоров о равноправии мужчин и женщин, о том, что необходимо ликвидировать любое гендерное неравенство и создать одинаковые условия для жизни в обществе. Можно услышать самые разные мнения о месте женщин в военных структурах. Сами борцы за абсолютное равенство, как правило, не очень рвутся в армию. Противники же гендерного равенства, наоборот, нередко предлагают обязать женщин служить в армии наравне с мужчинами. Надо заметить, что сами разговоры о равенстве полов уместны только для мирного времени. Армия во время войны живет по другим правилам.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру