В Казахстане намерены сделать платными дворовые парковки даже для жильцов

Парковка — это один из сложнейших маневров во время сдачи экзамена в автошколе. Однако еще не свершившийся водитель даже не подозревает, что настоящие мучения с парковочным местом еще впереди, а самое сложное — не грамотно запарковать автомобиль, а найти свободное и бесплатное место для этого действия.

В Казахстане намерены сделать платными дворовые парковки даже для жильцов

Кривая тенденция

Дефицит свободного места в больших городах — больная тема: каждое утро сотни тысяч автомобилей мчатся в деловой центр, чтобы найти себе место для парковки; вечером можно увидеть обратную картину. Приправлен этот марафон суетой водителей, которые в силу свои профессиональных обязанностей вынуждены постоянно перемещаться по городу, выискивая парковочную лазейку при каждой остановке. Чем больше город, тем острее встает вопрос парковочных мест, ведь, как правило, города увеличиваются за счет поглощения более мелких городов-сел спутников. Де-факто расширяется зона спальных районов, при этом площадь деловой части мегаполисов остается практически прежней.

Власти разных городов ищут свои подходы к решению этой задачи, и не все они идут на пользу горожанам. Например, алматинцы и жители Нур-Султана в полной мере ощутили, к чему приводит внедрение платных парковок и кто на самом деле больше всех от них страдает.

Конечно, если рассматривать ситуацию иначе, когда доход от парковки попадает в казну города, а появившиеся средства пускают на его развитие и благоустройство — это одно. Однако в крупнейших городах Казахстана за счет добросовестных граждан и муниципальной земли обогащается частная компания, передавая городской казне номинальную сумму «на откуп». Когда алматинцам презентовали пилотный проект «А-паркинга», то вишенкой на торте было обещание разгрузить проблемный участок вокруг главного рынка города. В дальнейшем, когда паутина платной зоны начала разрастаться по всей деловой части Алматы, авторы проекта били себя в грудь, заверяя, что их механизм позволит избавить центр от заторов. «Основная цель платных парковок — снижение нагрузки на улично-дорожную сеть», — говорилось в официальных релизах.

Прошло четыре года. Стало ли легче передвигаться по городу и проще парковаться около бизнес-центров?

Но самое интересное, что сегодня во власти «прибордюрных» бизнесменов оказались практически все улицы, прилегающие к рынкам. Только теперь официальная цель — увеличить машинооборот, то есть, чтобы посетители рынков надолго не задерживались. Фактическая цель — значительное увеличение доходов частной компании. Ведь вокруг того же рынка «Тастак» как прежде нельзя было свободно припарковаться, так и сейчас. Только добавился риск получить солидный штраф за неуплату парковки в случае, если уедешь, не заметив соответствующего знака.

Единственное изменение заключается в том, что работники рынка перестали оставлять свои машины в указанных зонах. Но можно ли это действие назвать решением проблемы, ведь из-за введения платной зоны они — продавцы — не перестали приезжать на работу и, как следствие, загрузили территорию, прилегающую к платной, во дворах жилых домов, на газонах, детских игровых площадках.

Приехали

Жильцы прилегающих к платным зонам домов и прежде постоянно «играли в тетрис», чтобы разместить личный транспорт, а после появления «чужаков» это процесс перерос в настоящий хаос.

В Москве аналогичную проблему решили очень просто — установкой шлагбаума и ограждением территорий, входящих в тот или иной кондоминиум. Алматинцам такой возможности не дали. Местные чиновники решили прикрыться врачами и пожарными, дескать в случае ЧП спецтранспорт не сможет оперативно попасть во двор.

Решение, как организовать механизм доступа, есть, причем весьма рабочий. Ведь как-то живет 12-миллионный город — столица России, в центральной части которого нет практически ни одной арки или въезда во двор, чтобы через него можно было свободно проехать... К слову, система «А-паркинг» к нам пришла тоже из Москвы, причем практически без каких-то изменений — этот опыт переняли, и очень даже оперативно. Что же мешает реализовать опыт установки шлагбаумов и наладки взаимодействия с экстренными службами? Однако равняться на Белокаменную вовсе не стоит. Ведь сейчас в ней набирает обороты другой тренд, когда, подъехав к своему двору, автовладелец натыкается на один из самых нелюбимых знаков — стоянка и парковка запрещены.

Мы неспроста обращаем внимание на крупнейший мегаполис России, ведь, как говорили выше, многие практики, применяемые в Казахстане, наши чиновники черпают именно оттуда.

Проблема с парковочными местами возле домов — это действительно большая проблема для всей России, причем речь идет не только о центре города, но, если говорить о Москве и районах, отдаленных от Кремля. Даже за МКАДом дворы жилых домов усыпаны автотранспортом. Но там проблема связана с особенностью архитектурного планирования. Застройщики, как правило, выкупают небольшой участок земли, где возводят комплекс зданий высотой более 20 этажей. Отсюда и парковочный коллапс.

Если же речь идет не о жилье экономкласса, а выше, то здесь предусмотрены и паркинг, и наземные стоянки, но их стоимость варьируется в диапазоне от одного до пяти миллионов рублей, что соразмерно с покупкой подержанного автомобиля в неплохом качестве. Видимо, по этой причине более 60 процентов платных паркингов в Москве пустует.

Какую аналогию можно провести уже сейчас? Как и в Казахстане, ситуация во дворах российских городов значительно ухудшается после того, как поблизости появляются зоны платных парковок. Местные жители, которые знают друг друга в лицо, уже научились взаимодействовать друг с другом и находят компромисс. Но с появлением «приезжих» ситуация превращается в патовую. И тут отличились уже российские чиновники: вместо того чтобы отменить платные участки вдоль улиц, которые и являются первопричиной захламления дворов, чиновники начали вводить очередные ограничения — запрет на стоянку и парковку во дворах. Юристы объясняют складывающуюся ситуацию тем, что если дворовая территория не может быть отнесена к имуществу собственников многоквартирного дома, то, соответственно, последние не имеют никаких прав на нее и муниципальные власти или же управляющая участком земли компания вправе распоряжаться ею по собственному усмотрению.

«То есть теоретически они могут запретить почти все», — констатирует руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» и координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов.

Еще дальше пошли депутаты Петербурга. На законодательном собрании они выдвинули на рассмотрение проект об упрощенном порядке аренды (!) земли у дома.

Народный фронт

Суть его заключается в том, что жителям предлагается арендовать участок земли у дома сроком на три года, чтобы те могли парковать там собственные автомобили.

Вырисовывается не совсем красивая картина, поскольку выходит, что запрещают парковку не для того, чтобы навести порядок, а для того, чтобы найти еще одну возможность вытягивать из автомобилистов деньги. Разве недостаточно налогов на транспорт, которые и без того растут быстрее, чем доходы граждан?!

По задумке авторов проекта арендованную парковку жители могут оградить шлагбаумом. При этом там должен постоянно находиться консьерж, чтобы был обеспечен круглосуточный беспрепятственный проезд для машин скорой помощи, полиции

и пожарных, то есть арендаторам земли необходимо обеспечить ему рабочие условия и зарплату. Этот шаг как будто выглядит логичным. Но! В проекте предусмотрено, что, кроме арендных платежей, автовладельцы должны оплачивать и поддержание участка в рабочем состоянии, включая асфальт, разметку, установку бордюров. Не перебор ли это?

В Казахстане с юридической стороны ситуация аналогичная — круглый знак с красным крестом на синем фоне может появиться в любой момент. То есть если во дворе был разработан проект организации дорожного движения, то знаки установить можно.

Но, проецируя эту практику на Алматы, хотелось бы сказать и о другой, о которой чиновники скорее всего умолчат.

В России штрафы с таких знаков может выписывать соответствующее должностное лицо либо пользователи приложения «Помощник Москвы» — это новый подход к автоматической фиксации нарушений посредством приложения. Достаточно скачать его на смартфон, пройти регистрацию, и любой гражданин может фиксировать нарушения ПДД: парковка в запрещенных местах, заезд на газон. Приложение на основе геолокации определяет доступные нарушения в этом месте, и после проверки модератором штраф направляется водителю, а энтузиасту — бонус. То есть за каждое нарушение, которое фиксирует доброволец через приложение «Помощник Москвы», начисляются баллы. Когда баллы накопятся, их можно потратить в магазине на проезд, оплату парковки, аренду велосипеда и многое другое.

Хороший пример для казахстанских чиновников и полиции. Ведь можно интегрировать базы данных автомобилей. Нет здесь никаких космических технологий. Все работает, и гораздо эффективнее, чем ввод ограничений для всех подряд и расширение зоны для взимания с автовладельцев денег. За два года проект «Помощник Москвы» собрал более 600 тысяч единомышленников, готовых трудиться порой даже эффективнее полицейских. Для понимания, это примерно в восемь раз больше количества сотрудников правопорядка во всем Казахстане. И при условии, что в результате проведенной реформы в начале года в МВД количество полицейских уменьшили с 471 до 393 на 100 тысяч населения. И главное — энтузиасты не требуют от бюджета города заработную плату или еще каких-то трат на содержание!

В мировой практике есть и ряд других примеров, когда без ущерба для города возможно решать проблемы масштаба мегаполиса. Вопрос лишь в том, разглядят ли казахстанские чиновники практику, которая действительно работает... Конечно, нельзя исключать вероятность того, что власти будут пытаться менять правила игры в районах, где нет конфликтов и уже давно сложилась практика размещения автомобилей и прохода пешеходов так, как это сейчас происходит с платными парковками. Поживем — увидим.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру