Чем электромобили выгодней

Недостаточно купить желанный автомобиль, необходимо суметь его сберечь и защитить от злоумышленников, норовящих угнать вашу собственность. Сигнализация, конечно, обнадеживает, но не дает полной гарантии. Другое дело — электромобили. Вот орешек, который многим автоугонщикам не по зубам.

Чем электромобили выгодней

Своя иерархия

Угон автомобилей — криминальный бизнес, поставленный на поток еще в прошлом веке. Конечно, воровать средства передвижения — лошадей, верблюдов и даже слонов — начали значительно раньше, но тогда не было ни сложных сигнализаций, ни навороченных систем, способных их обходить. И все же «переломный» момент в эпопее «кто круче: медвежатник или новая сигнализация» настал. Но обо всем по порядку.

В «индустрии» угона автомобилей есть «эксперты» трех принципиально разных уровней. Первые — хулиганы. Они могут угнать автомобиль ради развлечения, а накатавшись или, как только кончится бензин, бросить его. Такие правонарушения случаются, как правило, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а жертвами чаще становятся невнимательные автовладельцы, оставляющие ключи в замке зажигания или в легкодоступных местах. Тут не имеют значения ни модель, ни цвет, ни год выпуска автомобиля. В случае такого угона автомобиль скорее всего будет возвращен владельцу. Конечно, не факт, что в прежнем состоянии... Возможно, на нем появится пара новых царапин или тачка «обнимет» столб.

Со второй категорией — авторазборщики — гораздо сложнее. Эти ребята работают уже с автомобилями конкретной группы, как правило, выбирая наиболее популярные модели, запчасти на которые имеют ликвидность на вторичном рынке. Они, как правило, угоняют автомобиль и бросают его в каком-нибудь дворе — так называемом отстойнике. Когда страсти вокруг поиска автомобиля утихнут, его перегоняют на специализированное СТО, где разбирают по болтикам. Сюда же можно отнести и тех, кто перебивает номера и подделывает документы, чтобы продать автомобиль целиком. Такие угонщики могут использовать грубый инструмент, скажем, «вороток» для срыва замка зажигания. Они не особо осторожничают и беспокоятся о том, что какие-то детали панелей салона могут быть повреждены. Ведь априори цена на «их» товар ощутимо ниже рыночной.

Третья категория автоугонщиков — vip-класс, они работают, что называется, под заказ, угоняя элитные автомобили, спорткары и прочую технику премиум-сегмента. Тут вся работа проделывается с ювелирной, а где-то — и хирургической точностью. И орудуют они не монтировкой или булыжником, а высокотехнологичными устройствами для взлома различных систем безопасности. Против таких экспертов не устоит практически ни одна современная система защиты. Почему? Об этом чуть ниже.

Скупой платит дважды

Как правило, после покупки автомобиля, даже подержанного, заботливый владелец сразу устанавливает новую сигнализацию, причем даже если машина уже была оборудована таковой. Мало ли, у старого хозяина остался дубликат брелока...

В среднем защитные системы не так дороги. Стоимость — не более 100 долларов вместе с установкой. Это ниша, в которой находится большинство автомобилей эконом и среднего класса. Есть и такие противоугонные системы, стоимость которых переваливает за 1000 долларов, причем без учета монтажа. Они, как правило, оснащены Bluetooth-интерфейсом, 3G GSM-модемом, встроенным GPS/ГЛОНАСС-модулем и многими другими особыми возможностями, которые делают эксплуатацию автомобиля проще и в некоторой степени безопаснее. И все же даже если у вас не люксовый автомобиль, к выбору сигнализации следует подходить с особым вниманием и по возможности не экономить. Объясним, почему цена имеет значение.

Принцип работы кодграбберов (устройств для взлома сигнализаций) заключается в перехвате управляющего кода, который появляется в эфире нажатием кнопки брелока возле машины. Подобное устройство этот код просто-напросто записывает. А дальше нужно просто нажать кнопку воспроизведения записи, чтобы двери автомобиля открылись.

Есть сигнализации, которые для открытия и закрытия дверей используют разные коды. Это немного усложняет задачу для воров, но вовсе не препятствует злодеянию. В этом случае, чтобы перехватить сигнал, нужно просто дольше проследить за владельцем автомобиля для записи и получить оба кода.

По такому принципу можно взломать практически любую сигнализацию старого образца. Современные системы защиты используют более сложный алгоритм и разные числа, генерируемые при случайном переходе кода. Другими словами, код меняется каждый раз, когда вы его используете. Но, как говорилось выше, все зависит от степени оснащенности и подготовки автовора. Ценовой диапазон кодграбберов варьируется в пределах 100-500 долларов. Но есть и более продвинутые системы — это высокопроизводительные аппаратно-программные платформы, те самые, что часто мелькают в голливудских фильмах. Они способны перехватывать и воспроизводить алгоритм обработки сигналов с любым кодированием, длиной или сложностью, в том числе и заводских пультов дистанционного управления, оснащенных ключами зажигания smart. Цена такой «игрушки» начитается от пяти тысяч долларов.

Здесь нужно понимать, что vip с дорогостоящим оборудованием не будет распыляться и рисковать из-за среднеклассовых автомобилей, а у воров попроще системы и кодграбберы менее амбициозные, способные вскрыть лишь недорогие сигнализации. Выводы делайте сами.

За угон премия, а не решетка

Но дела обстоят немного иначе, когда речь заходит об угоне электромобиля. Сегодня их начали штамповать практически все известные автомобильные бренды, но, без преувеличения, из всего автопарка электромобилей можно выделить Tesla. Это средства передвижения, которые можно смело назвать революционными.

Во-первых, этот бренд в принципе перевернул весь мир, изменив отношение к электромобилям. Тот же электромобиль Nissan Leaf вышел в массовое производство на два года раньше Tesla, в 2010 году. Но в отличие от японского производителя американцам удалось добиться пробега в 450 километров на одном заряде (против 200 километров), что и позволило начать конкурентную борьбу с классическими ДВС. Сегодня Tesla выпускают около 30 тысяч автомобилей в месяц!

К слову, именно Tesla является одной из самых не угоняемых машин в США. Это объясняется просто — их сложнее взломать, так как по сути эти электромобили являются «компьютерами на колесах», и для их кражи нужны не просто опытные автоворы, а хакеры, причем лучшие из лучших.

Конечно, попытки угона случаются и сегодня, однако большинство из этих происшествий закончились не в пользу автоворов.

Накануне стало известно, что в Австралии у ведущей программы на одной из радиостанций Канберры Аннабель Бретт попытались угнать автомобиль. И им это даже удалось, однако неподготовленные воришки в итоге бросили добычу, поскольку машина «взбесилась».

Когда сработала сигнализация, а машины не оказалось на парковке, женщина тут же сообщила в полицию. Одновременно австралийка открыла на смартфоне приложение Tesla и активировала ряд доступных дистанционно функций, таких как подача звукового сигнала, подъем и опускание дверных стекол, и даже попыталась замедлить электромобиль. Понимая, что творится что-то неладное, угонщики бросили машину и пустились наутек. На свою беду один из них забыл водительские права. Кроме того, их записали бортовые камеры Model 3, которые включаются автоматически при попытке взлома машины. Правоохранителям осталось только завершить «расследование», проведенное автомобилем.

Другой случай предотвращенного угона с помощью мобильного приложения Tesla произошел весной этого года в США. Владелец авто попросту заблокировал двери и отключил электродвигатель, так что прибывшим полицейским осталось лишь забрать воришку. Официальные источники умалчивают, каким образом воры пробрались в машину, но сделать это с помощью кодграббера практически невозможно.

Дело в том, что в Tesla постоянно работают над улучшением безопасности и компания сама готова платить «белым хакерам», которые могут обойти систему.

Так, еще в 2018 году команда исследователей из Левенского университета (Бельгия) отчиталась о проведенном исследовании на конференции Cryptographic Hardware and Embedded Systems, проходившей в Амстердаме. В том числе была представлена технология, которая помогла обойти криптографическую защиту ключа Tesla model S. На разработку собственного кодграббера исследователи потратили около 600 евро, но эти траты с лихвой окупились. Дело в том, что энтузиасты сообщили о своих наработках компании Tesla еще в 2017 году, однако информация об их «открытии» появилась лишь через год — когда компания избавилась от бреши в защите. За то, что парни нашли уязвимое место, Tesla выплатила им 10 тысяч долларов в качестве bug bounty. Это, к слову, очень хороший инструмент, позволяющий выявлять слабые места в программном обеспечении, особенно тех, которые касаются уязвимостей. Этот шаг позволяет разработчикам обнаружить и устранить ошибки, прежде чем широкая общественность узнает о них, предотвращая злоупотребления.

Технологии будущего

В целом компании удалось довести уровень защиты до такого уровня, что на конференции CanSecWest-2019 во время проведения конкурса профессионалов по кибербезопасности Pwn2Own компания Tesla готова была подарить электромобиль Model-3 тем специалистам, которые смогут взломать систему защиты транспортного средства. Судя по новостям в сети, за время выставки вскрыть тачку так никому и не удалось. Также с 2019 года была увеличена сумма bug bounty — за каждую обнаруженную ошибку можно получить до 15 тысяч долларов.

Это и есть основная причина, почему электромобили угонять сложнее, чем обычные машины. Если в случае с Tesla все выявленные слабые места устраняются софтом, то есть после обновления прошивки автомобиля, то в обычных машинах с Keyless-Go (бесключевым доступом) это решается только заменой всей системы целиком. Другими словами, автопроизводители электромобилей всегда на полшага впереди автоугонщиков, причем даже топовых.

Кроме того, два месяца назад Илон Маск опубликовал пост в Twitter о том, что скоро в Tesla появится двухфакторная аутентификация, которая обычно считается более надежным и безопасным способом получения доступа. Глава компании не уточнил время, когда новый функционал, добавляющий дополнительную проверку личности владельца, будет доступен. По этому же пути уже в ближайшем будущем наверняка пойдут и остальные производители электромобилей, напичканных электроникой.

Что же касается остальных автолюбителей, то единственным способом, который добавил бы хоть немного уверенности в защите от угона, остается экранирование брелока. Его можно обернуть фольгой, хранить в металлической коробке или использовать чехлы, созданные на основе клетки Фарадея. Это пусть и пассивная, но защита.