У казахстанцев обострились психологические проблемы в период пандемии COVID-19

О том, как казахстанцы проходят через испытание карантином на брифинге в СЦК рассказал генеральный директор Республиканского научно-практического центра психического здоровья Николай Негай.

«Изменился регистр пограничных расстройств, тех, которые связаны непосредственно с внешними факторами, — это стрессы и последующие за ними дистрессы и невротические расстройства. Они, конечно, изменились, но существует такая проблема — высокая стигма к любым специалистам психологического профиля, люди не идут. Мы открыли соответствующий сайт. И в первые дни пандемии мы увидели целый всплеск. Сайт постоянно был загружен людьми. Было очень много посещений и вопросов. Сама помощь, конечно, нужна была», — сообщил Николай Негай.

При этом он привел в пример исследование Красного Креста, которое было проведено в семи странах. Согласно полученным данным, в период карантинных мер 51% населения требовалась психологическая помощь.

По словам эксперта, это закономерный процесс, так как в этот период изменяющиеся окружающие условия приводят к стрессу.

«Это нормативное изменение организма — когда человек готовится к каким-то изменениям. Другое дело, что необходимо думать о дистрессе. Что такое дистресс? Это когда на изменяющееся поведение начинает влиять само воображение: что будет, если будет так? Тогда много появляется мыслей, ухудшается сон и настроение. В этом случае лучше обращаться к специалистам», — объяснил глава центра психического здоровья. 

В целом он считает, что в период пандемии были приняты соответствующие ответные меры: совместно с фондом ЮНИСЕФ сделан сайт для оказания дистанционной психологической психотерапевтической помощи практически всем группам населения.

Сам сайт состоит из двух больших частей. Первая — это образовательная часть, которая дает общее понятие о психическом здоровье, например, как регулировать расстройства в виде тревоги или нарушения сна, как управлять стрессом в период пандемии. Вторая часть — индивидуальная помощь. 

«На сегодня уже более 40 тысяч человек посетили этот сайт, где совершили более 100 тысяч соответствующих сессий. Индивидуальная помощь тоже состоит из двух частей: вы можете послать вопрос, который вас интересует, и вам придет ответ в письменном виде. Также есть онлайн-консультации, которыми уже воспользовались более 350 человек. Записаться можно через сайт, просто оставив номер телефона. Это абсолютно конфиденциально, нужен только номер телефона, чтобы пришло смс с назначением времени встречи для онлайн-консультации», — заключил Негай.