Школьная профилизация – как способ удержать абитуриентов в Казахстане и не дать им учиться за рубежом

08.11.2019 в 14:39, просмотров: 356

Родители казахстанских школьников, в частности десятиклассников, бьют тревогу. В связи с обновленным содержанием школьной программы ряд предметов не изучают в старших классах, и есть опасения, что это станет “камнем преткновения” при получении высшего образования за рубежом.

Напомним, что с этого учебного года 4, 9 и 10-е классы перешли на обновленную программу обучения в рамках внедрения 12-летней структуры образования в казахстанских школах. Больше всего изменения коснулись десятиклассников. Теперь ученики выбирают направление для профилизации - естественно-математическое или общественно-гуманитарное, а также предметы, которые они будут изучать на стандартном и углубленном уровнях с учетом желаемой профессии. Так, если учащийся видит себя гуманитарием, то для него одно расписание уроков. Будущие математики и представители тех профессий, которые так или иначе имеют дело с точными науками, обучаются по своему графику. В целом есть три варианта - физико-химический, физико-географический и географическо-биологический. Так, учащиеся, выбравшие физику и химию, не будут учить биологию и географию. И наоборот.

От изучения ненужных с точки зрения будущей профессии наук учеников освобождают, чтобы они лучше подготовились к ЕНТ по профильным предметам. При этом педагоги говорят, что новшество отразится на аттестатах. Те предметы, которые школьник не выбирал профильными, будут отмечать как прослушанные факультативно. А это в свою очередь может отразиться на поступлении в вуз. Вызывает, в частности, опасения, что с такой узкой специализацией будущие абитуриенты могут не попасть в вузы других стран, где знание, казалось бы, в Казахстане “ненужных предметов” обязательно.

Дело в том, что в последние годы казахстанские выпускники школ активно осваивают образовательные просторы за рубежом. Двадцать процентов, или каждый пятый абитуриент, становятся студентами заграничных вузов. Казахстанцы на первом месте среди иностранных студентов в России.

Но зачастую многие уехавшие в соседнее государство “грызть гранит науки” там и остаются, поскольку российский рынок труда предлагает более широкий выбор профессий, рабочих мест и зарплат. Поэтому изначально таких студентов рассматривают как потенциальных эмигрантов. Демографические проблемы России заставили пересмотреть политику в отношении студентов-иммигрантов из ближнего зарубежья. Теперь квоту на абитуриентов из СНГ за счет государственного бюджета Российской Федерации увеличили в разы. Выпускники российских вузов с 2019 года вошли в категорию лиц, имеющих право на получение российского гражданства по упрощенной процедуре.

Родители школьников опасаются, что “профилизация” станет камнем преткновения для поступления в российские вузы на гранты. Начинающаяся с 10-х классов специализация приведет к тому, что в итоговом аттестате пропадет ряд предметов, которые еще будут у нынешних 11-классников. Не факт, что с такими документами об образовании волна выпускников 2021 года сможет поступать в российские вузы.

Чиновники пока никак не отреагировали и не прокомментировали этот вопрос, и родителям приходится теряться в догадках, каким образом нынешние ученики 10-х классов в дальнейшем будут поступать в те же российские вузы. Возможно, что краски слишком сгущают. Ведь учебные программы в тех же Китае или Чехии, которые также популярны среди казахстанских абитуриентов, тоже мало стыкуются с казахстанскими. Тем не менее наши студенты поступают в вузы этих стран.

Легализация документов об образовании, полученных в Казахстане, не требуется, так как между нашими государствами (Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией и Таджикистаном) действует Соглашение о взаимном признании эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях. Это значит, что для абитуриентов из Казахстана не предусмотрено никаких особых условий: они могут поступать в вузы на тех же условиях, что и россияне, проходя аналогичные вступительные процедуры. Однако есть существенное отличие от порядка поступления, предусмотренного для граждан из многих других иностранных государств. Проблема кроется и в другом - “профориентация” старшеклассников в ее нынешнем виде подрывает общий уровень знаний учащихся. Без специальных дополнительных знаний с помощью репетиторов их подготовка не будет соответствовать зарубежной высшей школе.

Эксперты считают, что профилизация в нынешнем виде построена по неверной схеме. Сегодня старые профессии стремительно умирают, на смену приходят новые, которые идут на стыке наук. Это биофизика, биохимия, биотехнологии, генетическая механика. В этом случае учащийся должен выбирать физику и биологию одновременно, а ему предлагают либо физику, либо биологию. Углубляться по тем или иным предметам, полагают специалисты и общественность, можно и в профильных колледжах, а в школах необходимо получать общие знания.