Из казахстанской школьной программы постепенно исчезают некогда основополагающие предметы

С этого учебного года 4, 9 и 10-й классы перешли на обновленную программу обучения в рамках внедрения 12-летней структуры образования в казахстанских школах. Больше всего изменения коснулись десятиклассников. В результате такие предметы, как химия и биология, могут исчезнуть из учебной программы как ненужные. Оправдывают инициативу необходимостью ранней специализации, но как бы этот “естественный отбор” не породил поколение невежественных узких специалистов.

С начала 2018/19 учебного года в Казахстане начала действовать новая система обучения, которая предусматривает выбор предметов для углубленного изучения. Соответствующий приказ министра образования вышел в сентябре 2018 года. Уже с пятого класса дети будут определяться с тем, что им больше всего нравится учить. В дальнейшем это облегчит задачу по выбору предмета для сдачи ЕНТ, а также позволит сделать максимально верный выбор будущей профессии. Теперь родители школьников могут выбрать для детей дополнительные предметы для углубленного изучения. Учебную программу в школах разделили на инвариантный и вариативный компоненты. Первый включает в себя пул предметов, обязательных для изучения в зависимости от выбранного направления (естественно-математическое или общественно-гуманитарное). Второй позволяет выбрать еще несколько предметов для углубленного изучения.

Есть большая вероятность, что у старшеклассников уберут химию и биологию как ненужные предметы. По словам руководителя инновационного центра развития образования Алии Жакияновой, школы чаще всего выбирают физику-химию, потому что в комбинации с обязательными предметами математика-физика или химия-физика есть наибольшая возможность дальнейшего выбора специальности. “В том случае, если они выбирают физику-математику, предметы химия-биология могут не изучать. Они не будут их изучать”, - сообщила она. При таком сценарии эти предметы и вовсе могут уйти из школы, как когда-то астрономия.

От изучения ненужных с точки зрения будущей профессии наук учеников освобождают, чтобы они лучше подготовились к ЕНТ по профильным предметам. Учителя не исключают, что класс может разделиться: одни будут изучать физику и математику, другие - химию и биологию. А недостающие знания получать на факультативах.

Между тем некоторые страны уже отказалась от изучения определенных предметов в школах.

Между тем такая профилизация может привести к проблемам. Как минимум в вузах. К примеру, школьник изучает профильную математику и физику, сдает по ним ЕНТ, а химию “задвинул” подальше. В техническом вузе, куда он поступит, от курса химии ему все равно не уйти. Причем вузовская программа не делает скидку на то, кто какое тестирование сдавал.

Проблемы появляются и с другими предметами. Для медицинских вузов, например, все типичнее картина, когда сдававшие биологию и химию школьники сильно “проседают” по физике. Не приведут ли такие реформы к тому, что вместо профориентированных студентов будут неучи? Сегодняшние реалии таковы, что нужно учиться непрерывно и знания должны быть всеобъемлющими. В век цифровизации тем же гуманитариям сложно без знания информатики, которая, между прочим, тесно связана с математикой.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру