Безграмотное «благоустройство» убивает зеленые легкие Алматы

Алматинцев тревожит реконструкция улиц, которая перманентно преображает Алматы. Вблизи строительных объектов деревья явно видоизменились. Еще в начале июля листва окрасилась в желто-коричневый цвет, словно на деревья обрушился кислотный дождь. Что за напасть испытывает на себе некогда зеленый город?

Безграмотное «благоустройство» убивает зеленые легкие Алматы

В конце прошлого десятилетия у казахстанских плодовых деревьев появился зловещий враг — бактериальный ожог. И хотя долгое время этот недуг считался исключительно американским, с развитием внешней торговли, в середине XX века, зараженные саженцы завезли на территорию Западной Европы. Зараза распространялась стремительно, в то время как лекарства от нее не было. Поэтому другое ее название — «чума» плодовых садов. Эта болезнь поражает все части дерева: от корней до плодов и листьев. Неизвестная болезнь поставила европейских биологов в тупик, и прошло много времени, прежде чем придумали эффективные способы борьбы с ней.

До Казахстана эта эпидемия добралась лишь в прошлом десятилетии. Когда именно, установить не удалось. Одни данные указывают, что зараженные саженцы появились в нашей стране в 2008 году, по другой информации, ввоз зараженных деревьев произошел в 2010-м, когда научный факт существования этой бактерии в Казахстане подтвердили и зафиксировали.

За сравнительно небольшой период бактериальный ожог поставил под угрозу исчезновения около 50 процентов садовых культур страны. В том числе и особо ценную для Казахстана яблоню Сиверса. Уникальная дичка дала жизнь знаменитому алматинскому апорту, который является не только визитной карточкой Алматы, но и национальной гордостью всей РК. Эта проблема серьезно объединила ученых более чем из 30 стран мира, куда вошли США, Турция, Болгария, Польша, Чехия, Италия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Чтобы остановить начавшееся в государстве массовое усыхание не только яблонь Сиверса, но и всех других плодовых деревьев и кустарников, ученые принялись разрабатывать совместные пути решения проблемы и методы борьбы с бактериальным ожогом. Но является ли бактериальный ожог единственным недугом, способным погубить наши деревья?

Виновато строительство!

В Алматы многие годы существует парк, который называется так же, как и популярный мультсериал — «Южный парк», хотя некоторые полагают, что до сих пор он носит название «Аллея выпускников». Конечно, он назывался так раньше, но выпускников здесь давно не видно. Зато на огромной территории в 14 гектаров есть лавочки, урны, памятник, установленный оралманами, и сотни высоких деревьев. Однако их нынешнее состояние, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Реконструкция парка, начавшаяся еще три года назад, затянулась. По этой ли причине, но в результате погибло огромное количество зеленых насаждений.

И хотя изначально полагали, что березы в «Южном парке» одолел бактериальный ожог, независимые эксперты опровергают подобные предположения. Как отмечали, бактериальный ожог — это опасное инфекционное заболевание культурных и дикорастущих растений семейства розоцветных, вызываемое бактерией из рода эрвиний Erwinia amylovora. Березы же относятся к семейству букоцветных. Значит, бактериальный ожог не должен угрожать этому виду и причина — другой недуг, уносящий жизни наших зеленых насаждений.

Стоит отметить, что повышенное увядание деревьев наблюдается именно в местах ремонтных работ. Как правило, ни одно строительное мероприятие не обходится без использования извести.

К выбору саженцев садоводы-любители относятся крайне ответственно. Для максимальной эффективности посадка растений должна быть распланирована с большой точностью. Учитывают не только климатические условия региона, но также освещение и особенности почвы. Однако иногда владельцев загородных участков интересует, чем полить дерево, чтобы оно быстро засохло. Этот метод, безусловно, едва ли можно считать гуманным, но порой иного выхода попросту нет. Как утверждают садоводы, такая потребность возникает, если, например, на участке располагается старое дерево с диаметром ствола более 30 сантиметров. Срезать его безопасно для строений и сооружений практически невозможно. Единственным выходом в такой ситуации является засушивание дерева с использованием специальных химикатов. Известь — один из таких.

Малейшее попадание извести нейтрализует кислотность корневых выделений. Железо, находящееся в почве растений, усваивается им через корневую систему.

Но когда в почву проникает известь, происходит блокировка поступления питательных веществ в древесный организм. Железо остается в почве. Впоследствии дерево засыхает и умирает. Такое может наблюдаться на месте стройки. Но подобные гипотезы не проходили проверку на лабораторном уровне. Поэтому точно утверждать об очаге возникновения новой древесной болезни рано.

Чтобы немного прояснить ситуацию, мы решили описать наши наблюдения заведующему лабораторией дендрологии Сергею Чекалину.

— «Зеленая политика» с давних пор одно из самых приоритетных направлений развития Алматы. Не секрет, что с экологией у нас в городе катастрофическая ситуация. В основном наши деревья страдают от загазованности. Например, по улице Байтурсынова, ниже Сатпаева зафиксировано 57% отмирания деревьев. На это также влияют еще два фактора: не слишком удачный подбор растений для нашего климата и не самый лучший полив. В этом году это дало о себе знать, — сказал Сергей Владимирович.

Кажется, деревья — это наше единственное спасение. Но от вредоносных автомобильных выхлопов они уже и сами страдают. Это говорит о том, что даже деревьям невозможно жить в среде, которую мы создали.

Как утверждают власти города, за минувшие три года в Алматы высадили 100 300 деревьев и кустарников. При этом на посадки из местного бюджета в 2016-2017 годах выделили более 279 миллионов тенге. Но, несмотря на то, что зеленый ресурс города периодически возобновляется, наблюдается и незаконная вырубка деревьев. Эта ситуация усугубляется тем, что растения, которые высаживают в качестве компенсации, зачастую не приживаются. Бывает и так, что компенсационные посадки проводят для «галочки» и за деревьями потом никто не ухаживает. Выходит, что деревья сохнут от безразличия со стороны хозяев города.

Есть и другие проблемы

Количество и перечень угасающих экземпляров говорит о том, что проблема одинаково остра для всех пород деревьев: ели, лиственницы, тополя, карагача, конского каштана. Поэтому особо необходимым мероприятием защитники природы и чиновники признали необходимость принятия документа, в котором пересмотрят стандарты посадок зеленых насаждений. К сожалению, сейчас посадки ведут, так сказать, на глаз и по желанию «шефа», заказывающего озеленение. Как считают члены Ассоциации озеленителей РК, именно поэтому в Алматы такой большой процент неприживаемости растений.

Так, по официальным данным 2015-2017 годов, в городе высадили, как говорили выше, 100 300 деревьев, из них лиственных пород — 62 333, хвойных — 8136, кустарников — 29 831. Что касается финансовой части, то в 2015-м посадки за счет бюджета не проводили. Однако уже в следующие два года на эти цели городские власти выделили 279 755 407,8 тенге, в 2016-м — 89 075 892,8 тенге (969 единиц деревьев и 10 175 штук кустарников), в 2017-м — 190 679 515 тенге (5515 и 9306 соответственно). В 2018 году, как утверждают в Управлении природопользования акимата г. Алматы, высадили 7000 штук деревьев и кустарников без планов на так называемые бюджетные посадки.

При этом, по информации городских властей, ежегодное недофинансирование озеленения составляет 30%. Тех мер, что принимают на местном уровне для решения проблемы, недостаточно. Отдельного внимания заслуживают дворовые территории. Они не входят в число учитываемых озелененных площадей — все цифры, на которые опирается официальная статистика Управления природных ресурсов и регулирования природопользования, относятся к паркам, скверам и зеленым зонам на разделительных полосах алматинских магистралей. Жители домов редко занимаются озеленением своего двора, ведь эта земля им не принадлежит. А город не вкладывает в это средства, так как двор считается принадлежностью кооператива собственников квартир. Кроме того, остро стоит вопрос полива во дворах — никто не хочет пропускать воду через свой индивидуальный прибор учета. Поэтому в большинстве дворов растет бурьян.

В апреле прошлого года за круглым столом проблему больных деревьев уже поднимал академик Абай Сагитов.

— Вспышки и распространение болезней для наших зеленых друзей страшнее пожаров. А они у нас уже начались, и, если этот процесс не остановить, последствия могут быть плачевными, — сказал он.

Одной из причин, усугубляющих положение зеленого богатства Алматы, академик назвал отсутствие карантинного контроля для ввоза растений из-за рубежа.

Но одним из самых губительных условий для алматинской флоры по-прежнему является токсичность. Из-за токсичных выхлопов, которые из года в год все более наполняют воздушный бассейн Алматы, образуется смог, который распространяется за пределы мегаполиса на протяжении ста километров. Происходит массовая гибель липы, дуба, каштана и других пород деревьев, еще более чувствительных к токсичным выхлопам.

— Нужны карантинные меры! — подытожил свое выступление академик Сагитов. После этого на протяжении года часто поднимали вопрос о поливе, вернее, о его отсутствии. Однако конкретного предложения о том, где и за какие деньги брать воду, не поступило. Сейчас за своевременный полив зеленых насаждений отвечают районные акиматы. Они подключают к этому подрядные организации по уходу за деревьями. Однако с обязанностями, видимо, не справляются. Причины указывают разные. Это и сильная жара, и неточность расписания. Ясно то, что если в ближайшее время не будут приняты серьезные меры, статус Алматы как зеленого города останется в прошлом.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру