В Казахстане охраняют природу с риском для жизни

Браконьеры, охотившиеся на сайгу в Акмолинской области, обстреляли инспекторов «Охотзоопрома». Один из егерей скончался на месте от полученных ран, второй находится в тяжелом состоянии в реанимации…

В Казахстане охраняют природу с риском для жизни
Каныш Нуртазинов

Как это было…

Трагедия произошла возле села Бирсуат. Группа егерей «Охотзоопрома» из Акмолинской области, проводя охранные мероприятия по сайгакам на территории Жаркаинского района, столкнулась с автомобилем «Нива» с костанайскими номерами, из которого их и обстреляли браконьеры, охотившиеся на сайгу.

Истекающим кровью егерям удалось передать тревожный сигнал, после которого к месту происшествия прибыли главный врач, хирург и две медсестры из Жаркаинской центральной районной больницы.

Однако, к сожалению, один из пострадавших с диагнозом «проникающее огнестрельное ранение грудной клетки» скончался до приезда врачей, и потому проведенные реанимационные мероприятия оказались безуспешными. Не помогло даже правило «золотого часа», когда, используя все навыки и реанимационные методы, человека еще можно спасти. Но в этом случае огнестрельные ранения оказались несовместимыми с жизнью 43-летнего инспектора Каныша Нуртазинова, у которого остались пятеро детей.

Второй инспектор, Самат Оспанов, получил тяжелое ранение грудной клетки и плеча, и его доставили в центральную районную больницу Державинска. По словам врачей, на момент поступления его состояние было тяжелым, но стабильным. Чтобы помочь раненому, из Кокшетау вылетела бригада санавиации, в состав которой вошли хирург, анестезиолог и медсестра. Сейчас его уже прооперировали.

Кроме того, по данным пресс-службы МВД РК, расследование преступления взял лично под контроль министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев, а для раскрытия нападения на инспекторов Центрального регионального филиала РГКП «ПО Охотзоопром» в Акмолинскую область направили группу сотрудников центрального аппарата МВД во главе с заместителем департамента криминальной полиции.

Оперативно-розыскные мероприятия по установлению местонахождения и задержанию преступников распространились по Акмолинской, Костанайской и СевероКазахстанской областям, на территории которых задействовали личный состав ДВД и выставили дополнительные посты полиции. Кроме того, из-за удаленности места происшествия привлекли вертолетную технику и провели прочесывание местности. Таким образом, объявили план «Перехват», в результате которого на следующий день сотрудники департамента полиции Акмолинской области задержали подозреваемых в нападении на работников охотничьего хозяйства. Установили, что 45-летний подозреваемый и его 20-летний сын являются жителями Аркалыка, и, скрываясь от полиции, они пытались избавиться от автомашины, но их задержали оперативники на территории Костанайской области. Возбудили уголовное дело по статье по статье 99 часть 2. УК РК «Убийство», наказуемое сроком лишения свободы от 15 до 20 лет, если, конечно, дело доведут до суда.

Спасибо президенту

Между тем факты нападения на инспекторов повторяются с «завидной» регулярностью – только за последние четыре года официально зарегистрировали около десяти таких нападений. Предыдущий случай, также со смертельным исходом, произошел буквально полгода назад, когда в Карагандинской области от рук браконьеров пострадали два егеря, защищавших сайгу. Один из них, Ерлан Нургалиев, скончался от полученных ран. Ему поставили трогательный памятник – егерь держит маленького сайгачонка на руках, его графитти-портрет появился на одной из стен многоэтажного дома в Алматы. Герой оказался посмертно представлен к награде, но вот наказали ли его убийц – неизвестно до сих пор. Потому что о браконьерах, которые совершили нападение и бросили тогда егерей умирать в ночную зимнюю метель, никто ничего не слышал по сей день – следы мощных внедорожников растворились в Карагандинской степи. В тюрьме ли они, на свободе ли, был ли над ними суд – неизвестно, все это, по странной логике, очень удобно называть «тайной в интересах следствия».

И, если бы на случившееся в этот раз в Акмолинских степях ЧП не отреагировал президент страны Касым-Жомарт Токаев, который выразил соболезнования родным егеря Каныша Нуртазинова и представил погибшего к госнаграде, попутно отметив, что «наказание за отстрел сайгаков нужно ужесточить», вряд ли бы правоохранительные органы отреагировали столь оперативно. Это подтверждает и статистика, утверждая, что «количество задержанных и привлеченных к ответственности виновных лиц крайне низко, и только в 28,6 процента случаев по заявлениям и сообщениям о незаконной охоте возбуждали уголовные дела, но только каждый девятый зарегистрированный материал о незаконной охоте доходил до суда (11,5 процента)». И в то же время нет ни одного (!) зафиксированного случая, чтобы виновных наказали по всей строгости закона.

А воз и ныне там…

Доведенные до отчаяния сотрудники «Охотзоопрома» просят внести в законодательство пункт разрешения их инспекторам стрелять в браконьеров. В таких случаях никаких сомнений быть не может и не должно. Ведь это далеко не игрушки, когда вооруженные до зубов преступники на мощной технике переходят от простых угроз к убийству представителей закона, тем самым третируют не только общество, но и попирают сам закон, ставя себя выше него.

«Закон мягок, и если браконьера задерживают, он получает штраф или условное наказание. Мы уже который год бьемся, чтобы за нарушения закона в этой сфере не было никаких условных сроков, а были конкретные наказания в виде лишения свободы. И мы на этом настаивали не раз. Нужна обязательная конфискация орудия преступления, например, автомобилей, в чьей бы собственности они бы ни находились. Даже если родственников. Все это должно подлежать конфискации и передаваться в природоохранную службу. Наши предложения вот уже в течение нескольких лет лежат в правительстве», — сетует директор «Охотзоопрома» Ерзат Альзаков.

По его словам, сотрудники ведомства также несколько раз предлагали ввести правила, как в США, где любое неподчинение правоохранительным органам дает право применять оружие со стороны законников, но от них отмахнулись, как от назойливых мух, мотивируя никому не нужной, на самом деле донельзя странной гуманизацией: «Ты не можешь применять оружие даже в случае погони. Не можешь стрелять по баллонам машины, так как нет основания. Мы можем применить оружие, только если есть реальная угроза нашей жизни, то есть, пока в нас не выстрелят или браконьеры не покажут ружье из машины. Мы предлагали сделать, как в Америке: любое неподчинение дает право применять оружие, но…».

Кроме того, после трагической гибели Ерлана Нургалиева инспекторам обещали увеличить заработную плату, однако, по словам главы организации, этого так и не произошло. Более того, тогда же внесли предложение о выплате 30 процентов от суммы браконьерских штрафов. Но и на это никто в правительстве не обратил внимания, не поддержал сотрудников природоохранных ведомств.

Что в таком случае остается думать? Если поразмыслить, то можно предположить, что кому-то очень выгодно иметь такой закон, который никого не защищает, кроме как, по сути, самих браконьеров. Чьи интересы как раз таки и лоббируют, получается, те, кто эти законы разрабатывает и принимает.

И никого не беспокоит при этом, что браконьеры, чувствуя свою полнейшую безнаказанность, обнаглели до такой степени, что спокойно, не раздумывая и не терзаясь муками совести, хладнокровно стреляют как в животных, так и в людей, точно зная, что им за это не последует никакого наказания. Охотоведу же надо ждать, пока в него прицелятся, да и любое силовое решение конфликта с его стороны чревато тем, что представитель закона сам может оказаться на скамье подсудимых.

Крутой Уокер

Что делать в таких случаях, если закон, по сути, на стороне преступников? Может, эффективной мерой борьбы с браконьерством в Казахстане стало бы создание подразделений парковых рейнджеров? Напомним, такая профессия стала известной благодаря американскому сериалу 1993 года «Крутой Уокер. Правосудие по-техасски», тогда как на самом деле рейнджеры появились в Техасе около 200 лет назад. Первоначально они охраняли американских переселенцев от бандитов, затем стали добровольными помощниками полиции, причем действовали порой гораздо эффективнее официальных блюстителей порядка. К слову, именно рейнджеры обезвредили Джона Хардина – самого жестокого убийцу Дикого Запада в XIX веке, а в 30-е годы прошлого столетия выследили и изрешетили из автоматов знаменитую гангстерскую парочку – Бонни и Клайда. И сегодня до сих пор техасские «уокеры» специализируются на охране национальных парков США. Эта профессия есть не только в Америке, в 1992 году созвали первую Международную федерацию рейнджеров. Добавим, что в заповедных местах они имеют все права полицейских. Например, могут оштрафовать не только за браконьерство или загрязнение окружающей среды, но даже за превышение скорости на лесной дороге. Доводить конфликт с ними до вооруженного не рекомендуется – рейнджеры имеют арсенал, способный напугать самого отмороженного преступника: помимо пистолета, они носят винчестер, а в кабине машины припасена штурмовая винтовка М-16. В обязательный комплект оружия входит электрошокер, который разрешается применять даже при словесных конфликтах, если оппонент ведет себя слишком вызывающе или отказывается подчиняться. К слову, парковые рейнджеры являются сотрудниками департамента общественной безопасности и, как правило, имеют опыт работы в правоохранительных органах.

Не меньше техасских известны также южноафриканские носороговые рейнджеры, способные дать фору спецназу любой страны. Снайперская стрельба, искусство маскировки и рукопашного боя – это минимум навыков, которыми они владеют. Но и это не все. Парковые рейнджеры – это еще следопыты и спасатели, в круг их обязанностей входят поиск потерявшихся туристов, оказание первой помощи, а в зоологии и ботанике они разбираются почти на уровне ученого. Плюс могут взять на себя роль профессионального гида. Кстати, 31 июля все «уокеры» отмечают свой профессиональный праздник – Всемирный день рейнджера. В этот день они вспоминают всех защитников природы, погибших при исполнении служебного долга.

Но уж если и они не помогут в борьбе с вооруженными преступными бандами браконьеров в Казахстане, тогда останется уповать лишь на помощь Вооруженных сил страны. Потому как иного пути справиться с безнаказанной мафией зарвавшихся преступников, видимо, попросту нет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру