Банда ранее судимых держала в страхе клиентов обменных пунктов Алматы

Череда разбойных нападений и убийств клиентов городских обменных пунктов валюты, прокатившаяся по Алматы в 2010 году, не на шутку перепугала местных бизнесменов. В процессе работы полицейским удалось пресечь деятельность сразу нескольких ОПГ, в том числе и самой жестокой, главарь которой легко отнимал жизни у своих жертв.

Банда ранее судимых держала в страхе клиентов обменных пунктов Алматы

Дерзкий налет

Поздним августовским вечером 2010 года предприниматель Виталий Дураков заехал на ночную автостоянку. Неожиданно у автомашины появились несколько неизвестных. Два выстрела из обреза охотничьего ружья разбили стекло машины и пробили двери. Несколько картечин попали мужчине в голову. Он рухнул на сиденье, так и не успев воспользоваться травматическим пистолетом, который был у него с собой.

Раненого мужчину доставили в Центральную городскую больницу, но, несмотря на усилия врачей, спустя восемь часов он скончался.

— Потерпевший заехал на стоянку, на свое парковочное место. Следом за ним забежали четверо мужчин в масках, — рассказывает в то время заместитель начальника Управления криминальной полиции ДВД Алматы Канат Сарымсаков. — Они хотели вытащить его из машины, но потерпевший изнутри заблокировал двери. Тогда преступники, не раздумывая, выстрелили прямо в окно. Вскрыв машину, они забрали кейс и скрылись с места налета.

36-летний Виталий Дураков был соучредителем предприятия по выпуску металлопроката. В эту фирму, когда она находилась на грани развала, его пригласили в качестве кризис-менеджера. Виталий был редким трудоголиком. Ему удалось спасти предприятие, и вскоре он стал одним из его учредителей.

Через два дня после гибели Дуракова другой известный в городе бизнесмен заехал во двор собственного дома. Он не услышал, как убийца открыл заднюю дверь его машины и выстрелил ему в затылок из пистолета системы «Макаров». Оба преступления, казалось, имели заказной характер. Среди предпринимателей города пошли разговоры, что начался демонстративный отстрел бизнесменов, которые не хотят делиться с криминалитетом. Нашлись и те, кто пытался спрогнозировать, кому суждено стать следующей жертвой кровавого конвейера.

С помощью фоторобота

В это время оперативники отрабатывали несколько версий убийств, и одна из них вскоре подтвердилась.

— Дураков около пяти часов вечера выехал с работы и около восьми часов вечера заехал к своим друзьям, — рассказывает Канат Сарымсаков. — После отъезда от них мы теряем всю информацию о его передвижении. Но, проводя оперативные мероприятия, нам удалось установить, что по пути домой он заезжал в обменный пункт.

В ходе опроса сотрудников обменного пункта, а также жителей близлежащих к месту убийства домов и сторожа автостоянки оперативники установили автомашину, на которой передвигались предполагаемые преступники. Ее впоследствии полицейские обнаружили брошенной.

— Н а следующий день в Турксибский РОВД обратился гражданин Даутов, — вспоминает Канат Сарымсаков. — Он рассказал, что накануне таксовал на своей автомашине Subaru, его остановил клиент по улице Сейфуллина и попросил довезти его до остановки «Мехпоселок». Клиент у мужчины опасений не вызывал, так как был маленьким и щупленьким.

Предложив щедро заплатить, клиент заманил таксиста во двор одного из домов, где его уже поджидали несколько человек. Жестоко избив и связав водителя, неизвестные заперли его в арендованной квартире. А уже вечером на его машине совершили нападение на Виталия Дуракова. Со слов потерпевшего, полицейским удалось составить фоторобот пассажира.

Ориентировки на него распространили по всем патрульным экипажам и постам полиции, и вскоре его удалось задержать. По словам молодого человека, он действительно участвовал в реализации первой части плана, но в том, что происходило дальше, участия не принимал.

— Я увидел, что Абзал заносит человека в квартиру, — рассказывал на одном из допросов задержанный Есен Баймолда. — Человек был связан скотчем по рукам и ногам. Еще были заклеены рот и глаза.

По показаниям задержанного удалось установить личности остальных участников нападения. Всего арестовали семерых членов ОПГ. Всех их ранее неоднократно судили за совершение ряда тяжких преступлений. Это были Ернат Бекбаев, Абзал Рысбаев, Алтынсары Онгарбеков, Нурболсын Нурсеитов, Серик Игламов и Ильяс Суиндиков.

— Это была очень хорошо организованная группа, которая занималась совершением грабежей и разбойных нападений именно в отношении клиентов пунктов обмена валют, — говорит Канат Сарымсаков. — Ни для кого не секрет, что, если люди большие суммы обменивают, они заходят в обменный пункт в VIP-зал. После этого преступники и устанавливали за такими клиентами наблюдение.

Безжалостный главарь

В те дни лидера группировки Абзала Рысбаева по подозрению в совершении убийства разыскивали также и сотрудники Талгарского РОВД.

— 22 июля 2010 года он убил моего единственного сына, — рассказывает мать погибшего парня Гульнара Сахимбаева. — Рыспаев ударил его ножом. Он воткнул нож в живот и еще с силой дернул его вверх. Он повредил сыну все внутренности. Два месяца он лежал в реанимации, и мы бились за его жизнь.

В тот вечер Оркен Акжолтаев вместе с друзьями смотрел матч футбольного чемпионата в одном из кафе Талгара. Парни уже собирались домой и ждали машину у выхода, когда к ним подошел Абзал Рысбаев и стал доставать парней, провоцируя конфликт.

— Оркен просто встал на защиту друзей, — рассказывает Гульнара Сахимбаева. — Он заступился и тем самым взял весь удар на себя. После удара ножом Рыспаев сел на него сверху и пытался его еще и душить.

Очевидцы с трудом его оттащили в сторону. Все это происходило на глазах у многих свидетелей, которые прямо указали на Рысбаева. Но задержать его по горячим следам не удалось. А еще через три недели Рысбаев совершил очередное убийство. Двумя выстрелами в грудь и голову он застрелил еще одного парня Виталия Дуракова.

На первых допросах все участники в деталях рассказывали, как совершили преступление и кто был его организатором и главарем в группировке. И, как мы уже сказали, местом засады наметили обменный пункт на углу улиц Гоголя и Желтоксан. Одну машину поставили непосредственно у обменника, а вторую — поодаль. Пассажиры первой должны были сообщить Абзалу Рысбаеву о намеченной жертве.

Когда в пункт вошел владелец внедорожника Toyota с увесистым кейсом, а вышел только через 30 минут, налетчики решили действовать.

— Нурболсын сказал мне ехать следом за джипом, — рассказывал на допросе Серик Игламов. — Когда остановились на перекрестке, с нами поравнялась машина Subaru, и я понял, что она тоже преследует джип.

В это время в автомашине Subaru Ернат Бекбаев, Абзал Рысбаев и Алтынсары Онгарбеков срочно меняли план нападения, так как Виталий Дураков заметил слежку и попытался оторваться от преследователей.

— По словам сторожа автостоянки, Дураков на большой скорости заехал на территорию, поставил свою машину и хотел убежать, — рассказывает Канат Сарымсаков. — Но практически следом за ним тоже на большой скорости заехала Subaru. Из машины вышли Рысбаев и Онгарбеков и пошли к джипу. Поняв, что двери машины заблокированы, преступники дважды выстрелили через стекло.

От звука выстрелов сработала сигнализация припаркованных рядом с джипом автомашин. Из окон домов стали выглядывать не только их хозяева, но и другие люди. Отъехав от автостоянки, налетчики бросили угнанный Subaru, пересели в машину Серика Игламова и по дороге позвонили Есену Баймолде, который находился на квартире и следил за связанным таксистом.

— Около 11 часов нам на сотовый, который оставили специально, кто-то из них позвонил и сказал: «Все, выезжайте оттуда», — вспоминал на допросе Баймолда. — Мы сначала хотели развязать таксиста, но потом побоялись, что он будет кричать. Поэтому, когда уходили, просто не стали закрывать входную дверь на ключ.

Странный взгляд Фемиды

После направления дела в суд для родственников убитых бандой людей началась череда новых испытаний.

— К примеру, Онгарбеков на суде убийство Виталия вообще пытался представить как самозащиту, — рассказывает брат убитого Виталия Дуракова Владимир Солодкий. — По его словам, когда он подбежал к машине брата, то увидел, как тот достает пистолет. Говорит, что испугался, потому и выстрелил. При этом на вопрос, наводил ли Виталик на него пистолет или целился в него, он ответил отрицательно. Он даже окно и дверь не пытался открыть, чтобы выстрелить. Но Онгарбеков продолжал настаивать, что только оборонялся.

Все задержанные клялись в суде именем Аллаха, что убивать Дуракова не хотели, а заряженные обрезы, которые обнаружили в доме одного из задержанных, брали с собой для защиты от потерпевших.

— Двое лидеров группировки ранее промышляли кражами барсеток из автомашин, — вспоминает Канат Сарымсаков, — но этого им показалось мало, и тогда они переквалифицировались и стали совершать нападения на клиентов обменных пунктов.

Но, несмотря на все «увертки», суд приговорил Есена Баймолду, Ильяса Суиндикова и Серика Игламова к семи годам заключения.

Нурболсыну Нурсеитову назначили наказание в виде десяти лет тюрьмы. Пятнадцать лет проведет в местах лишения свободы Ернат Бекбаев. На три года больше — 18 лет колонии — получил Алтынсары Онгарбеков.

Главаря группировки Абзала Рысбаева, на руках которого была еще и кровь Оркена Акжолтаева, приговорили к 15 годам тюрьмы.

Слишком мягкий приговор в отношении Абзала Рысбаева удивил семьи погибших от его рук людей. Они никак не могли понять, чем руководствовался судья, посчитав, что в убийстве Виталия Дуракова Рысбаев участия не принимал и во время расправы сидел в автомашине. При этом показания свидетелей говорили совершенно об обратном. Его участие в расправе над бизнесменом судья оценил в два года лишения свободы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру