Снижение скорости на аль-Фараби может иметь негативные последствия

16.01.2019 в 09:52, просмотров: 209

Прошедший 2018 год надолго запомнится алматинским автомобилистам. Движение в южной столице в том году перекроили таким образом, что многие до сих пор норовят по давней привычке выскочить на одностороннюю дорогу и угодить на встречку.

Казалось бы, год закончился, однако реформы в городе продолжаются — уже через неделю в Алматы начнет работать еще одно нововведение, которое почувствуют не только автолюбители, но и люди, не обладающие собственным транспортом.

Снижение скорости на аль-Фараби может иметь негативные последствия

Две минуты и человеческая жизнь

Еще в начале декабря в Астане на брифинге в Службе центральных коммуникаций было отмечено, что назрела необходимость применения кардинальных мер в связи с высокой смертностью на дорогах города. Что, собственно, неудивительно — не то, что проблема «назрела», а то, что меры будут именно радикальными.

За последние несколько лет алматинцы уже привыкли к тому, что родной город меняется или даже перерождается с завидным постоянством, и большая часть этих новшеств — действительно ноу-хау. В большинстве случаев эти новшества заслуживают похвалы, по крайней мере со стороны пешеходов, но существуют и такие трансформации, которые вызывают у жителей южной столицы и обратные эмоции. Например, снижение скоростного режима в центральной части города дало положительный эффект — число аварий уменьшилось. Однако можно ли считать сокращение числа ДТП заслугой исключительно нового скоростного режима? По мнению экспертов, изменить статистику удалось не благодаря новым знакам «40», хотя определенный эффект был и от них, а за счет того, что все эти улицы сделали односторонними. То есть ушло реверсное движение, а значит, сократилась вероятность возникновения опасных ситуаций и как следствие ДТП. Однако вернемся к введению нового скоростного режима на Алматинской «кольцевой» дороге. С учетом обоснованных требований экспертов и общественности скорость на проспектах Аль-Фараби, Саина и по Восточной объездной дороге (ВОАД) будет ограничена до 60 километров час. Для контроля будут установлены камеры без слепых зон на 142 постах. Снижение скорости всего на 20 километров в час позволит спасти десятки жизней. Это основная причина нововведения, которую представили жителям южной столицы в качестве официальной версии. «Согласно анализу, проведенному рядом экспертов, снижение скоростного режима с 80 до 60 километров в час на примере проспекта Аль-Фараби увеличит время в пути не более чем на две минуты. Если эти две минуты способны спасти хоть одну жизнь, значит, меры по снижению скорости более чем обоснованы», — сказала при этом официальный представитель Дорожной полиции Салтанат Азирбек.

Полицейские планировали заставить алматинских водителей ездить по-новому с 15 января, однако знаки ограничения скорости «перерисовали» на пару дней раньше, лишив тем самым их возможности в последний раз прокатиться по «кольцевой» с ветерком.

Дорога — зона повышенной опасности

Снижение на 20 километров в час действительно увеличит время в пути всего на пару минут, но только в том случае, если водителю необходимо проехать лишь небольшой участок на одном из обозначенных проспектов. Если же взять в расчет все три магистрали (Саина, Аль-Фараби и ВОАД) и проложить маршрут от пересечения проспекта Толе би с проспектом Саина до точки пересечения Толе би с Восточной объездной, то увеличение времени получится, по меньшей мере, троекратное. А это может повлечь за собой целый ряд негативных последствий.

«Улицы, где планируется ввести новое ограничение, являются магистральными. Они построены для того, чтобы разгрузить центр города, пуская транзитный транспорт в объезд. И эти улицы со своей ролью справляются. В час пик пробки неизбежны, но скоростной режим в 80 километров в час на этих улицах оптимален», — считает председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков.

Ведь действительно, в течение последних десяти лет эти три улицы модернизировали и повышали на них скоростной режим для того, чтобы разгрузить значительную часть магистралей города. Для этого на обозначенных трассах построили множество надземных пешеходных переходов и убрали наземные, демонтировали все светофоры и закрыли все разрывы.

Аварии на этих участках пути действительно происходят — это факт. Но какой характер этих ДТП? Если рассматривать аварийность на названных дорогах, то этот участок никак не получится назвать местом с повышенной аварийностью. Во всяком случае, если верить данным комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры РК. На официальном ее сайте есть подробная карта, на которой отображена статистика аварий за текущий и прошлые годы. Из них следует, что количество серьезных ДТП на Восточке, Аль-Фараби и Саина не больше, чем на других алматинских автомагистралях.

В свою очередь красными, то есть участками, где ДТП происходят чаще всего, остаются улицы, прилегающие к продуктовым рынкам, строительным базарам и прочим местам повышенного скопления людей. Отдельного внимания заслуживает пересечение Райымбека и улицы Пушкина, где люди, не опасаясь за свои жизни, продолжают «голосовать» непосредственно на проезжей части.

Рассуждая о безопасности движения на данных участках, невольно вспоминаешь ДТП с участием транспорта коммунальных служб. Некоторые их представители абсолютно беспечно оставляют свои автомобили, как правило, грузовые, в крайнем левом ряду без всяких предупреждающих знаков. А чем это чревато, догадаться не сложно.

Возможно, здесь стоит обратиться к международному опыту, когда, прежде чем выставить многотонную машину, работники сначала огораживают рабочую зону специальными фишками. При этом (!) ставят предупреждающие знаки не за три метра до припаркованного автомобиля (как это происходит у нас), а за 100, постепенно сужая ширину полосы таким образом, чтобы остальные участники дорожного движения имели возможность заблаговременно перестроиться в соседний ряд.

Где же она, панацея от аварий?

Является ли ограничение до 60 или даже до 40 панацеей от дорожных аварий? Конечно, нет! А в случае с рельефом города Алматы это «нет» лишь удваивается. Объясним. Дело в том, что водители выбирают скоростной режим исходя из конкретной дороги. На плохой дороге они могут ехать и 60 километров в час, хотя там можно 90 — это, если говорить об областных дорогах, качество многих из которых оставляет желать лучшего. Однако направления, скажем, на Хоргос или Талдыкорган — те самые новые «автобаны», которые вот-вот станут платными, выполнены достаточно качественно. На них и 120 километров в час не ощущаешь. Внедряя принудительное ограничение, власти города вызывают у людей когнитивный диссонанс: качество дороги позволяет ехать быстро, бюрократическое ограничение бьет им по рукам, а в этом случае — по педали тормоза. В результате водитель вынужден на протяжении всей дороги смотреть не вперед, а на спидометр, чтобы не нарваться на штраф.

Быть может, именно здесь кроется истинная причина нововведения. Ведь в Алматы не так давно начала работать система вычисления средней скорости автомобилей, которая лишает возможности хитрых водителей разгонятся там, где нет камер, и притормаживать, где они установлены. А на «кольцевой» знаки «80» и «60» чередовались, во всяком случае, до начала этой недели. Возможно, полицейские решили свести скоростной режим на этом участке к единому знаменателю, чтобы исключить спорные ситуации? «60», и точка! Эта гипотеза имеет право на существование.

Накануне перед выпуском мы проехали по всему маршруту, и… действительно, ездить стало дискомфортно. Не верите, проверьте сами, только не в час пик, когда «кольцевая» стоит, а рано утром или поздно вечером, когда улицы разгружены.Другой негативный момент, который также почувствуют все жители и гости города, — это ухудшение экологической обстановки. О том, чем сейчас приходится дышать алматинцам, можно судить по лентам социальных сетей. После «зажатия» скоростного режима снизится и средняя скорость передвижения автомобилей, что только увеличит экологическую нагрузку. Как бы не получилось, что, занимаясь решением одной задачи, чиновники не усугубили другую — куда более глобальную.

Подведя итог, нелишним будет напомнить, что к крупным авариям с серьезными последствиями приводит в первую очередь лихачество. Это опасное вождение тех водителей, которые измеряют расстояние от светофора до светофора в секундах. Которые пытаются проскочить на красный свет.

Это «герои», которые сознательно идут на нарушение. И на самом деле им нет разницы, какое стоит ограничение скорости, они нарушают все допустимые нормы, выезжают на полосу встречного движения, после чего устраивают в Сети «цирк» с покаянием, а потом продолжают пополнять список личных «достижений».

Только вот кому впоследствии приходится отдуваться? Правильно — законопослушным гражданам.