Попытки чиновников шагнуть в эпоху цифровизации пока безуспешны

На этот раз внедрить электронное «сердце» решили в документ о регистрации транспортного средства (РТС) или иначе в автомобильные техпаспорта. Каких ждать изменений, да и нужны ли они вообще?

Попытки чиновников шагнуть в эпоху цифровизации пока безуспешны

Уже хотели как лучше…

В Казахстане новые техпаспорта должны начать выдавать уже с первых дней 2019 года, соответствующие изменения в законодательство готовят в МВД. Такие документы обещают сделать новаторскими: вместо привычных «лопухов» выпустят «пластик», соразмерный обычной кредитке — компактно, удобно, современно.

Их оснастят ультрафиолетовыми элементами защиты, а главное — электронной микросхемой, в которой пропишут регистрационные данные автомобиля: государственный регистрационный номерной знак, марку, модель и все остальные сведения, которые содержали старые техпаспорта. Эту информацию нанесут и на сам пластик.

Все это действительно круто. Непонятно одно — зачем все эти ноу-хау, которые в итоге… работать не будут. Ведь уже есть достаточно большой опыт по чипизации водительских документов, показывающий, что все эти новаторские идеи если и реализуют, то не в полной мере и не так, как задумано изначально.

Для тех людей, кто никогда не сидел за рулем и не собирается этого делать, поясним, что для допуска управления автомобилем водитель обязан иметь при себе пять (запомните, это важно!) документов — это права, техпаспорт, свидетельство об уплате налога на транспорт, страховой полис и талон о прохождении техосмотра.

С учетом того что некоторые из этих документов имеют формат A4, согласитесь, собирается не самый удобный пакет бумаг для ношения в нагрудном кармане. И уменьшение физических размеров хотя бы одного из документов, без сомнения, вызовет только положительные эмоции у автовладельцев. Однако есть одно «но».

Аналогичную чипизацию уже прошел другой документ, без которого ездить за рулем автомобиля запрещено — водительское удостоверение. Интеграция чипов в пластиковые права началась еще в 2011 году, с того времени они даже успели «устареть», и на свет появились еще более новые версии водительских удостоверений. В теории эти документы должны хранить в себе всю информацию о водителе, наличии штрафов и прочих индивидуальных данных.

А что на деле? Обзавелись ли патрульные автомобили портативными картридерами для считки данных? Пользуются ли ими те, у кого они установлены? Или проверку данных проводят по старинке — путем вбивания данных водителя ручным способом?

Дать ответ на этот вопрос могут водители, которые большую часть времени проводят за рулем, и кому приходится общаться с представителями порядка на дорогах значительно чаще рядовых автолюбителей.

И здесь главный вопрос не в самих сотрудниках, патрулирующих улицы города. Отнюдь! В их профессионализме и качестве выполнения ими прямых обязанностей сомневаться не приходится. А вот система, в которой они вынуждены трудиться, вызывает все больше вопросов.

Талон, который «растворился»

И здесь невольно вспоминается одна из первых попыток внедрения высоких технологий, которая по совместительству является и самой провальной. Речь идет о «талонах к водительскому удостоверению» (ТВУ). Они стали поводом для многих дискуссий и скандалов уже в далеком 2008 году, и ведь было о чем спорить. Тогда на эти ТВУ делали большие ставки, ведь предполагалось, что они станут главным инструментом по искоренению коррупции в рядах дорожной полиции.

Только вот искореняться эта коррупция никак не торопилась. Но обо всем по порядку.Талон представлял собой все такой же кусок пластика с интегрированным в него чипом, который должен был позволить оплатить штраф безналичным расчетом, причем непосредственно на месте нарушения. То есть терминалами приема ТВУ должны были оборудовать все патрульные автомобили. Однако тот первый блин вышел комом.

Дело в том, что эти талоны начали пропавать, а спустя некоторое время выяснилось, что карты должны были выдавать бесплатно! Естественно, пошла волна возмущений! В конечном итоге главе комитета дорожной полиции МВД РК Омирзаку Тусумову пришлось провести пресс-конференцию, на которой он публично заявил, что выдача талонов к водительским правам производится бесплатно.

А тем гражданам, кто уже успел купить талон, а таких было около 30 тысяч человек, пообещали вернуть деньги. Правда, тут же уточнил, что для этого создадут рабочую группу, которой предстояло еще продумать механизм возврата средств. В итоге некоторым автовладельцам удалось вернуть свои кровно нажитые, другие попросту оставили это дело, не желая тратить на процедуру самое ценное — время.

Любопытно другое. Почему столько людей оказались заложниками ситуации? И здесь есть сразу два фактора, проливающих свет на этот вопрос.

О том, что в портмоне водителя должен быть ТВУ, было известно задолго до того, как первые экземпляры «пластика» появились в общем доступе. И о заложенном в этот талон потенциале говорили очень много. В частности, он должен был не только содержать в себе всю информацию о совершенных правонарушениях, но и уменьшить количество документов, которые водитель обязан иметь при себе. Так, например, планировали, что в нем будет содержаться информация о страховке и прохождении техосмотра — это сразу минус два альбомных листа. Заманчиво? Еще как!

Затем в местных СМИ появилась информация о том, что «с 1 июля 2008 года в Казахстане наличие талона к водительскому удостоверению будет являться одним из условий допуска к управлению транспортным средством». То есть, если нет талона в пакете водительских документов, считай, управлять машиной нельзя! К слову, этой ситуацией воспользовались и многие страховые компании, которые переманивали к себе клиентов, обещая в подарок этот желанный объект ТВУ. И ведь выдавали их новым «подписчикам».

Но самое интересное, что, когда подошел час «Х», оказалось, что эти талоны вообще не нужны и использовать их не будут. Вроде бы, как и системное обеспечение оказалось сырым, и возникло множество вопросов касательно компании, в которой должны аккумулироваться и храниться денежные средства добросовестных водителей. Вопросов было много, а внятных ответов – нет. Как непонятно и это очередное рвение создать то, что и так уже создано, но не работает.

Хороший пример не всегда заразителен

Чипизация, несомненно, нужна, но что мешает провести ее сейчас, без вливания колоссальных средств в разработку новых техпаспартов? Ведь у большинства водителей уже есть на руках водительское удостоверение с интегрированным чипом. Все, что остается — это занести на них информацию с того же техпаспорта, страхового полиса, талона о прохождении технического осмотра.

Ведь технически это возможно... Или нет? С учетом того, что ТВУ начали внедрять еще 10 лет назад, в функционал которого закладывали все вышеперечисленное, можно предположить, что техническая возможность все-таки есть... А чего тогда нет? Вы, наверно, догадались уже сами.

И пока наши «технари» размышляют над тем, как реализовать эту очередную грандиозную идею, зарубежные двигаются вперед семимильными шагами. Чего стоит один только концерн «Тойота Мотор», под руководством которого производят одни из самых востребованных автомобилей под марками Toyota и Lexus. Накануне в Сети вышла публикация об очередном техническом шедевре, который поражает своей простотой и практичностью.

Японцы придумали, как обезопасить машину от угона. Для достижения этой цели подготовили целый ряд мер, который должен сделать машины непривлекательными для преступников или же легко идентифицируемыми. Для этого на машины скоро начнут наносить уникальный противоугонный идентификатор. Он содержит PIN-код, который привязан к VIN-номеру авто (VIN — это уникальный код транспортного средства, состоящий из 17 символов. В нем представлена информация о производителе и характеристиках транспортного средства).

Выглядит отметка как несколько точек, каждая из которых в диаметре не более одного миллиметра. Наносить точки планируют на многие детали авто, включая педали, петли, патрубки, кожаные изделия и консоли, другими словами — везде.

Не секрет, что криминальные автомобили, те, которые угнали, даже не стараются перекрашивать, а просто отдирают родные таблички с VIN-кодом и прикрепляют поддельные. А новая технология маркировки делает эту операцию бессмысленной, ведь если машина «чистая», то на ней должны совпадать коды на всех деталях автомобиля, которых в машине сотни.

Вторая часть плана компании — это новые таблички с VIN-кодом. Снять их и поставить заново должно быть невозможно. Если раньше их делали исключительно из алюминиевого сплава, то теперь будут производить из специального материала, который при попытке переклейки просто развалится. Причем это не фантастические идеи, реализуемые в далеком будущем, а технолоии, которые увидят свет уже в следующем 2019 году.

Е-штраф – это наше будущее

Это небольшое отклонение от основной темы дано, чтобы показать, что сегодняшние технологии позволяют гораздо больше. А ведь нам еще в 2017 году рассказывали, что, в принципе, не только без техпаспорта, техосмотра и страховки, но и без прав можно будет ездить, не опасаясь за то, что твоего железного коня могут отправить за решетку – на штрафстоянку.

Как это возможно? Отвечаем – путем внедрения системы Е-штрафов. Тогда, рассказывая о новейшей системе, глава комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК Багдат Мусин опубликовал месседж на своей странице в Facebook.

«После совещания у Жумагалиева двинулась поправка в соответствующий закон об исключении необходимости ношения с собой водителями кучи бумажных документов (техпаспорт, водительские права, удостоверение личности, страховка, техосмотр) в городах, где повсеместно внедрили проект «Е-штрафы». То есть, если внедрим проект везде, водителям носить с собой, кроме удостоверения, ничего не придется», — сообщил Багдат Мусин.

Проект «Е-штрафы» — это когда протокол составляют на планшетном устройстве, распечатывают через мобильный термопринтер, подпись правонарушителя производят стилусом, а оплату — через мобильный POS-терминал.

Чуть позже, а именно в июле 2017 года, в Астане запустили пилотный проект по оснащению дорожных полицейских планшетами, к которому в конце года подключились все областные центры. Сегодня в Казахстане в электронном режиме работает около тысячи экипажей дорожной полиции, которые оформили более 20 тысяч электронных протоколов. Есть также множество других докладов, в которых отражена положительная статистика моментальной оплаты штрафов.

Однако почему-то умалчивают о другой функции умной системы — возможности водителям ездить лишь с одним удостоверением личности. Сколько еще времени займет компьютеризация патрульных машин? Любопытно! Ведь получается, что если тебя остановит полицейский с «прокачанной» машиной, то достаточно предъявить удостоверение и в случае наличия нарушения оплатить штраф. А если попадется «пустой» экипаж, что тогда? Лишение прав? Отправка авто на штрафстоянку с выпиской штрафа «за управление без соответствующих документов»? Вопрос по-прежнему открытый!

Конечно, хотелось бы, чтобы технологии в Казахстане развивались в ногу с современными трендами. Чтобы у нарушителей ПДД была возможность искупить свою вину на месте «преступления», а не откладывать штраф в долгий ящик.

И потом — система «Е-штрафы» должна исключить человеческий фактор, ведь нередко инспекторы допускают ошибку при оформлении протоколов, и в итоге выписанный штраф уходит не нарушителю, а совершенно другому человеку, не причастному к этой ситуации. У нас среди коллег есть такой «счастливчик», на котором висит штраф за правонарушение на той трассе, на которой он не ездил ни разу. То-то и оно, а сколько таких по Казахстану — вопрос скорее риторический.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру